Книга «Полынь половецкого поля» вышла в свет на русском языке в Москве в 1994 году. Автор – выходец из кумыкской нации, относящейся к группе тюрко-кыпчакских народов, Мурат Аджи. Книга, подобно «АзиЯ» Олжаса Сулейменова того времени, показала всему миру историческую роль кыпчаков и пробудила дух многих народов.
7 марта скончался писатель Мурат Аджи. Одни считали этого исследователя истории гением из тюркских народов, другие обвиняли его в искажении истории и крайнем национализме. Однако Мурат Аджи болел не только за свой кумыкский народ, но и за все кыпчакские, тюркские народы, считая их своим народом, единым целым. Он даже считал русских, украинцев, европейские народы своими братьями, происходящими от саков, скифов, гуннов, тюрок, кыпчаков. По мнению Мурата Аджи, именно гунны, тюрки и кыпчаки сформировали, привнесли и заложили основы культуры, архитектуры, религиозных учений и обычаев, символики и геральдики России и Европы. Таким образом, отказавшись от европоцентристского взгляда, он уделил особое внимание и придал большое значение Великой миграции народов, начатой гуннами.
В книгах исследователя, таких как «Кыпчаки», «Европа. Тюрки. Великая степь», «Тюрки и мир: тайная история», «Мой путь полыни», всесторонне рассматривается история древних тюрков, написаны следы великого переселения, начавшегося с Алтая, тайная летопись Дешт-и-Кыпчака. В трудах Мурата Аджи, пишущего «наша родина – Степь, наша колыбель – Алтай», воспеваются Алтайские горы, Енисей – Анасу, Байкал – Байкёль, река Катунь, тайга как место происхождения всех тюркских народов, священная Атамекен, отчий край, культурный и духовный очаг, где сформировался народ. Он описывал наших предков как первых в мире мастеров, выплавлявших железо. Высоко оценивая культуру и верования древних тюрков, писатель писал, что религиозные учения древних тюрков повлияли как на буддизм, так и на христианство, принятое европейскими народами. Он говорил о влиянии культуры Алтая и Дешт-и-Кыпчака не только на Россию и Европу, но и на Иран и Индию.
Конечно, было много тех, кто критиковал исследователя, говоря: «ты зашел слишком далеко», «ты искажаешь историю, сочиняя ложь». Однако было и немало тех, кто выражал мнение: «в его словах есть истина», «он донес до общественности бесценное наследие наших предков, стал глашатаем истины», особо уважал великого кыпчака и считал его гением. Как бы то ни было, Мурат Аджи был человеком, любившим Дешт-и-Кыпчак.
Говоря о Дешт-и-Кыпчаке, он не разделял его на Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан, Алтай, Саха, Татарстан, Башкортостан, Чувашию, Дагестан, Ногайскую степь, Азербайджан, Крым, Гагаузию, Каракалпакию, Карачай-Малкарию, Кумыкию. Он притягивал к себе, к тюркским народам, венгров, болгар, даже русских, казаков, украинцев Европы, называя их братьями. Он утверждал, что Аттила, внесший вклад в становление Европы, начав с Алтая, связал немцев, французов, англичан с Тюркским миром. Он связывал названия рек Дон, Днепр, Днестр, Дунай со словом «дён» (холм). А значение этнонима «Огуз» он писал как «мудрый, знающий, опытный».
Хорошо или плохо написал Мурат Аджи, правду или ложь, раскрыл тайны или исказил историю, совершив ошибки – теперь определят народ, поколения, читатели, будущие историки, критики и исследователи. Однако, несомненно, Мурат Аджи – цельная личность тюркского мира, человек, вскормленный молоком Дешт-и-Кыпчака. Он посвятил всю свою жизнь исследованию наследия наших предков, был человеком, который долгие годы искал и собирал жемчужины мировой и степной истории. Его книги – завещание потомкам.
Аскар Дайырбек