Литературная и художественная общественность, еще один подарок!
Мангистауский областной музыкально-драматический театр имени Н. Жанторина 6, 9, 15 марта представит премьеру поэтической драмы «ХАН КЕГІ» по одноименной поэме поэта, кавалера ордена «Құрмет» Айт-Мана – Светкали Нуржана, написанной семнадцать лет назад.
Режиссер Гульсина Мергалиева на своей странице в социальной сети представила краткое содержание постановки:
«Хан кегі» – это поэтическая драма, стремящаяся ответить на вопрос, можем ли мы принимать все, что записано в истории как истину, написанную нашими предшественниками. Поиск истины исходит не из коварных записей тех, кто имел злые намерения против казахской государственности, а из конкретных действий, раскрывающих цели и человеческие качества личностей той эпохи. Хан Абулхаир, который стремился спасти свой народ от голода «людоедской» эпохи, стал жертвой предательства и коварства. Те, кто находился вокруг трона, не имели смелости осознать, что предательство хана было предательством народа, объединить народ и поставить виновника на колени перед народом… Единственной опорой, поддерживающей достоинство ставки, была Бопай ханым, верная спутница хана Абулхаира в его заботах о народе, его равная подруга. Бопай, обладающая мудростью и дружбой, предвидела, что уход хана без мести будет не только позором для династии, но и ударом по будущему сильного народа. Таким образом, было отправлено сообщение в родные земли, широко заселенные Мангистау. Уже настороженные вожди многочисленного рода Адай высказали свое решение, и батыры Шотан, Конай, Аргынбай, Айбас готовы к выступлению… Не нарушая обычаев народа, который не терпит убийства хана, они вернут месть избранного хана, возведенного на белый войлок перед всем народом, так, чтобы он не смог показаться ни перед народом, ни перед белым светом, не пролив крови и не расколов голов!
Портал Ult.kz, регулярно публикующий поэмы поэта С. Нуржана, в этот раз желает коллективу театра успешной постановки нового произведения и представляет читателям упомянутую поэму.
ХАН КЕГІ
(ПОЭМА)
Пусть эта поэма будет моей молитвой духам наших предков: хана Абулхаира Мухаммед-Газы бахадура Кажысултанулы, который, по воле Аллаха и с помощью духов, провел Алаш через бурные события XVIII века, спас казахский народ от полного уничтожения с лица земли; его верной супруги – матери народа Бопай ханым Суйундыккызы; наших предков Шотана Назарулы, Айбаса Арыстанбайулы, Аргынбая Байболулы, Коная Кенжеулы, чьи подвиги, хоть и остались малоизвестными, никогда не сотрутся из памяти народа; наших мудрых предков Тенбетулы Енсеп-тактак, Алшына Мендалыулы, которых А.Х. Маргулан назвал «кочевой академией», сохранивших в своих широких грудях историю предков и передавших это событие будущим поколениям.
Слово Владельца
Открытие завесы
или приветствие общественности
О, честь, ровесники, друзья,
Младший брат, старший брат – спутники песни?!
Это – тайна, которую я хранил,
Прими, если хочешь, брат по вере!
Это была тайна, которую я хранил,
Пришло время раскрыть ее сегодня.
Зажигая светильник сердца в прошедший день,
Предстанем перед истиной.
Вместе с быстрыми юношами, иноходцами-девушками,
Счастливый день, добро пожаловать в нашу ставку!
Если я раскрою тайны древних времен своим языком,
Я не буду перед вами в долгу.
Устье реки перевязано,
Перед нами – широкая равнина, если развязать.
Это – история о враге, вышедшем изнутри,
Младший брат, осмотри дом, обойдя его.
«Мои губы созданы для речи»,
Моя слава – от моего мастерства в пустых словах.
Моя родословная стоит, как шемен,
Караван стоит, как глухой, опустившись.
«Как волны реки, бьющиеся о берег»
Я вливаюсь в стихи из своих берегов.
Я хочу рассказать историю из древних времен,
Потому что я пришел к твоему времени.
…Если очистить древние дни от кровавой грязи, –
Из твоей глубины выйдет сияние!
Сделав это сияние светильником на нашем пути,
Я предстану перед тобой.
Если ты не презришь, «пустые слова – отец дешевизны»,
Общественность, прими свою долю моего творчества!
Что еще есть у поэта, кроме песен,
Почему я должен жалеть свое имущество перед вами?!
Я хочу сплести стихи на бумаге,
С моим усердием, вышивающим узоры на дестире(1).
Я буду сиять, если ты скажешь «сияй», пока жив,
Я буду петь, пока есть силы – небеса!
Я развею собравшихся зрителей,
Сказав несколько стихов перед вами.
Отбросив все другие дела,
Я пришел к возрасту, когда говорю правду.
Я сделал своими секретами секреты, доверенные мне ангелом.
Мой путь – впереди лед, позади – горы,
Гибель – падение с горы по нашему обычаю!..
Старики оставили мне родословную,
Я выставляю ее на ваш суд.
Будь честен, моя Песня, перед своими клятвами –
Перед твоим благородным, почитаемым народом!
Брось мысль юношам и девушкам,
Пройди дистанцию в своем темпе!
Не поддавайся дьявольским словам за спиной,
Давай посмотрим на нашу цель, на наш путь!
Здесь холмы – овраги, вершины – степь,
В оврагах бродят злые духи.
Пусть чужие намерения не вмешиваются в этот совет,
Смотри, брат, пять раз в день – на свою Киблу!
…Когда все люди будут собраны,
Начнем разговор – с начала!
Часть I
Хан Абулхаир бахадур
«Этот бренный мир никому не остался. Он уйдет и от меня. Поэтому я хочу проложить трудный путь для своих потомков и моего казахского народа. Я хочу, чтобы они следовали этому пути и использовали его по назначению…»
Хан Абулхаир.
Июнь, 1747 год.
…Серые тучи нашли убежище на тюремных вершинах,
Ветер превратился в бурю, обняв цветы.
Как Уркер, малочисленные слуги собрались вокруг,
Проходя через испытания вместе с ханом.
Таразы, как сурок, близок к утру,
Время, когда июль сломлен, а трава высохла.
Замораживая грудь ледяным ветром,
Короткая мысль не может пробиться.
…Великая Иргыз, как дракон, поглощает
Реку Жиланшик в Олькекте(7).
Не будем говорить, о, жаворонок, сегодня песню,
Ты будешь петь, когда придет твоя весна, когда холмы расцветут.
…Стена(8) хнычет здесь:
«Олькек!
Неужели я лучше тебя?!»
Та же степь, та же степь, что и раньше,
Тяжелая печаль давит с высоты.
…Ветер треплет что-то,
Словно получив новое известие от Бога.
Баялыш, каттыгара, туйесиныр
Подобны черной ловушке, расставленной на пути.
Топкаба собирается в группу,
Прицеливается
Словно собираясь выстрелить в тебя из пращи.
Идет какой-то старый волк, крича,
Эй, ветер, когда нет врага, не дуй!
Вскоре серые тучи облетели горы,
Олень пересекает дорогу и бежит вперед.
О, степь, я восхищаюсь твоим нравом,
Он так похож на самого казаха!
Да, именно!
Это та же степь, что и раньше,
Весной она поет лишь немного песен.
Как только ветер стихает, она засыпает,
Пусть Бог не пробудит ее ото сна!
…Балбалдак с совой остался,
На вершине, как дымоход, кружится тазгара.
Мантюбе, вершина – свет, основа – благодать,
Поглощенный, как верблюд, он кажется мертвым.
Паруса Мугалжара стонут,
Словно корабль, готовый быть поглощенным.
Почему так быстро скачет мираж,
Исчезая в лоне холма?
Много холмов – свидетели многих подвигов,
Словно ветер стирает свидетельства.
Вздох заставил грудь хана пылать,
Словно стрела, летящая из сердца…
Гривастый аламан кричит,
Словно собираясь выйти навстречу – с размаху!
Начнется ли путь к тем дням,
Путь, похожий на старый узор…
Уносясь с миражом времен гнева,
Его призрак тает на глазах.
Словно переживая заново свое счастье,
Словно надевая мантию ночи…
…Хан вдруг, от природы –
Сжал когти, как синий камень,
Не по своей воле
Сжал рукоять!
Нет, нет!
Это был не меч, а камча,
Путь долог, и еще полдень.
Тревожная мысль пожирает сердце,
Что это за весть, что она несет?
Вспыхивает и гаснет
Одно чувство –
Надежда впереди, а позади – сомнение.
…Неужели нет убежища для казахов на земле!? –
Русский поезд идет по степи.
…Призывая к своему сердцу,
Этот путь – прямо из Орска.
Хан, как крылатая птица, отгоняет сон,
Мысль, вспыхнувшая в глазах, прокладывает путь.
В глубине души черный ветер
Несется, как летучая мышь, в ночь.
Кому пожаловаться на свою печаль и страдания? –
Не зная, он теряет силы.
Словно поднимая занавес многих подозрений,
Сегодняшний день поднялся с улыбкой.
…Радость, с которой он открыл глаза, преследуя,
Печаль вошла в его дом.
Не успев достичь времени вьюги,
Много надежд погибло, увянув, как трава.
Хан, глядя глазами, полными мыслей,
Вспоминает прошлое, как увядшую траву…
«…О, Аз Тауке, Би Айтеке, придите с небес!
Или придите из песни в сердце!
Ваш народ ведут в пасть,
Северный ветер гонит их.
Вы дали благословение, и я отправился к героям,
Искал помощи у друзей, вражды у врагов.
Перед правителем вышел только один,
Путь начался из шатра Аюке9.
Наполнив торсык, как будто наливая воду,
Я отправился в путь – путь оказался в пасти.
Между Белой рекой и Верхним Алтаем
Не осталось ли холма, на который я не ступал?!
Я стал ханом и Хивы, и башкир,
Они тоже поклонялись моему каменному облику…
Моя спина устала не от трона, а от коня,
Чтобы найти удобное место для моего народа!
Мой народ – лицо степи, мудрость книги,
Ушел, оставив сколько сыновей.
Исследуя твои слабые места,
Забывают твой труд.
Мой народ – мой любимый, моя семья,
И все же я несу бремя богатства –
Сколько раз, когда нападал враг, ты находил меня,
И, не узнав, прогонял врага.
Мой любимый: на небе – Аллах, на земле – казах,
Только казахское – мое страдание.
Я стер свои бедра, втираясь в пот,
Я потерял свой разум, втираясь в печаль.
Я не отвожу взгляда от веры,
Хотя я – насмешка для народа, без конца.
Хан – кривой,
Бий – горбатый, народ – толпа.
Спор свой, как в год собаки, решают сами,
Хотя враг окружает их.
Словно осёл, несущий тяжесть на спине,
Я – смех для чужих, удивление для своих.
Я целовал ноги многих собак,
Чтобы установить здесь астраханский порядок.
Отгоняя врага в сторону Волги,
Я захватил Белый Урал – благодатный край.
Торгоуты, джагаты-ойраты, увидев меня, –
Как верблюжонок, увидевший верблюда,
Впадали в безумие и убегали, как «калданцы».
Но мой собственный народ, споткнувшись,
Все еще хочет бороться.
Барак стоит – с зубами, не влезающими в рот,
Батыр стоит – с силой, не влезающей в ногу.
Даже щенок этого народа
Пытается прицепиться к моему боку.
Словно черная вода, в которой тонет лед,
Вспоминаешь ли ты «Актабан…»?
Ты бежал, не найдя ветки, чтобы удержаться,
Между семью реками и двумя морями.
Кто заставил твоего врага реветь,
Кто отомстил на земле Карасиыр?!
Кабанбай, три Бокенбая, Есет, Саурык –
Они еще живы в памяти народа.
Неужели ты снова забыл меня,
Кто вел их против врага?
Когда ойраты вошли в твой дом в полдень,
И резвились в твоей юрте –
Не вышел ли я тогда из Туркестана,
Прогоняя врага копьем.
Сколько твоих султанов, ленивых, как мед,
Где их сила?!
Вместе с твоими слезами,
Стояли:
«Мой сын, которого я кормил халяльным!»…
Ты страдал в Кюльтобе, как в мешке,
Ты страдал в Мертобе, не найдя разума.
Собрав народ в Карагуме,
Ты был как бык, который был избран!
Сколько раз, стремясь к вершине,
Ты обижаешься на то, что ценность уходит!
Неужели ты забыл тот день,
Орда, народ с богатой историей – Ордабасым!
Когда калмыцкие волки, сбивая с ног,
Ты стоял, как жаворонок, дрожа –
Я ушел тогда от тебя,
Словно единственный сын Бога!
…Сделав мои перья и хвост кровавыми,
Теперь весь народ хочет зарыть меня в землю…»
…Горькие слезы застряли в его горле,
Словно ноздри, разрываемые дымом.
Неужели он хочет снова пройти через разрушение,
Которое пронеслось мимо? –
Конь, как бык, снова нашел свой путь,
Он снова погрузился в пучину своих мыслей.
«…Где тот день, когда он искал угольки в потухшем очаге,
Прятался днем и нападал ночью?
Не забудет ли он – если его стены не станут песком,
Тридцать городов на Сырдарье, которые он покинул?!
В борьбе, сколько раз душа и жизнь будут потеряны,
Гибель для героя, наверное, – мечта!
Где тот момент, когда многочисленные калмыки, убегая,
Словно черный верблюд на Кара-Тау, уходят?!
Кровь, впитавшаяся в камень, слезы, прилипшие к нему,
Голос души, оставшийся на камне?!
Если все это действительно потеряно,
Этот мир, действительно, – ложь!..
Аюке, Сыбан Рабтан – спланировали,
План был реализован последующими…
Сжавшись в кулак, твердый, как камень,
Я все же вернул потерянное счастье –
Двух калмыков, которые хотели поглотить казахов с двух сторон.
Словно Бог дал мне мандат,
Я рос, исследуя прошлое и будущее.
Хотя я прожил свою жизнь, защищая от врагов,
Почему я всегда страдаю от друзей?
Неужели я принял проклятие
Тех, кто, сверкая глазами, убегал от Алагеля, как калмыки!
Народ, который вчера провожал меня, говоря: «мой предок!» –
Не встретил ли он меня снова в испытании.
Меня обвинили в том, что я «боролся за трон»,
Я, словно, гнался за счастьем ради трона!
Не украли ли они все из единства казахов,
Не окружили ли они меня со всех сторон?!
Те, кто жаждал трона Болата(13),
Не шумят ли они до сих пор вокруг?
Не видя ни одного из них,
Почему ты брызгаешь на мое белое лицо желчью?
Я жаждал, ради Бога – счастья, ради народа – трона,
Когда говорят «народ» – сердце волка трепещет!
Сын, отнявший честь и жизнь у врага,
Сколько раз его дух будет сломлен в собственном народе?!
Когда малочисленный казах оказался в тяжелом положении,
Стоял ли я, держа тебя за руку?
Если бы ты нес мое бремя,
Зачем мне было бы просить одного человека?
Действительно, я стал очень зол,
Раздражен близкими и чужими сетями…
Он нападает на место старшего,
И укладывает на место младшего!
Действительно, трон был для меня как повозка,
Чтобы пересекать дороги, усыпанные камнями.
Я хотел перевезти казахов в этой повозке,
И пересечь опасные места.
«Отец низкий – след низкий», –
Многие казахи смотрели на меня с презрением.
Молча, склоняя голову перед старшим,
Моя вина – в том, что я не выпячивал грудь.
Трон не может иметь раба –
Того, кто не боится головы ради народа.
Если трон возвышается – это Герой, если Героя – Народ,
Только тогда счастье взлетает до небес.
Не понимая –
Не понимая и этого,
Я покинул каменный город.
…Народ забыл – своих героев и Алагель,
Семь бед снова принесли свои бедствия.
Много султанов, не сумев разделить землю,
Остались под каждым холмом.
Враги, которых я отогнал от границы,
Снова окружили народ.
Надир-шах(15) целится из Хивы,
Китайцы смотрят из-за стены.
Пушки изрыгают огонь – демоны-буйволы,
Русские заставляют дрожать весь мир.
В тени русской крепости
Калмыки и башкиры становятся подданными.
Семь врагов осаждают меня со всех сторон,
Пятеро из них – два медведя.
Моя раненая земля стонет,
Что бы ты сделал в таком случае –
О, родственник?!
Утренний стол, шумный двор, узкий порог
Превратились в реку с потерянным руслом.
Будешь ли ты бороться, или так пройдет время,
Даже если от твоей шапки ничего не останется?!
…Слабый народ!
Когда же наступит твой день?! –
Ты будешь служить сильным, если будешь извиваться.
Ты снова не понимаешь прямых слов,
Даже если я буду извиваться внутри твоей груди.
…Я ухожу, кусая то, что держу во рту,
Неужели и я не спрячусь у кого-нибудь сильного?!
Кто будет этим сильным? –
Подумайте! –
Мудрец смотрит, как младенец.
Многие из тех, кто блуждает,
Успокаивают внутренний огонь, облизывая лед!
Если наступит день, когда небо – твоя рука, а земля – твоя нога,
Не радуйтесь на вершине Манартау.
Ты прилипаешь к подолу каждого льда,
Если лед движется, разве он позаботится о твоем состоянии!
Душа улетала в каждом испытании,
Твоя хрупкая душа, называемая народом, разбилась!
Итак, русский стоит – катя свой камень вперед,
Не обращая внимания на язык, религию, цвет, расу.
Он захватил множество рек,
Это огонь, который не смотрит на начало и конец.
Если ты не найдешь способ остановить огонь,
Твоя судьба – в могиле!
Сидя и видя результат издалека,
Много бед приходит с холма.
Рискнем, разве Аз Тауке и другие
Нападали на русских без причины?!
Предвидеть будущее народа, который смотрит с надеждой,
Это все.
Хан Аюке, ставший подданным России,
Что он не сделал, опираясь на Петра?!
У меня нет земли, за которую я получил бы благодарность,
У твоего народа – проклятие Алагеля.
Есть только два пути: либо исчезнуть,
Либо найти путь и пройти через эту узкую щель.
Вы можете рискнуть, но кто из вас? –
Скажите мне путь, который приведет к переправе!
«Если китайцы – железо, русские – кожа»,
Какой из двух уздечек вы выберете?
Сегодня есть право выбора,
А завтра твой цветок увянет, твой день погаснет,
И ты будешь молить о том, чтобы не упасть, когда прозвучит труба Исрафила.
Китайцы поглотили бы тебя без колебаний,
Известно, что будет в конце…
В это время многие пьяницы молчат,
Словно пьяная рыба в воде!
Сколько народов стали подданными русских,
Хотя они и не наслаждались так, как ты,
Не были унижены, как ты,
Их глаза не истекают кровью и слезами.
С этой головой, бьющейся о горы и камни,
Я думал об этом столько, мой друг –
Ты, по крайней мере, не исчезнешь, как капля, в песке!
Кочевников поглотила хитрая болезнь,
Огонь пожирает твое жилище, начиная с ног.
Твоя широкая степь – сегодня твое счастье, завтра – твоя беда,
Ты больше не сможешь владеть ею в одиночку!
Над тобой ставят дом злой ведьмы,
Ты не сможешь исправить свое положение с ней.
Ты должен отправиться в путь, каким бы он ни был,
Если опоздаешь, у тебя не останется разума.
…Если три казаха возьмутся за одну уздечку, –
Не будет трудно разорвать кожу!
Русские сделали нас «союзниками» – это решение,
Что я получил, услышав слова и упреки…
У верблюда нет уздечки, у коня – поводьев,
Откуда может исправиться путь народа!
Спаси меня, Господи, от злых мыслей,
Моя степь – поле битвы, мое имя – разрушение!
Меня забросили в пасть русских,
Мой разум, который был так полезен, стал бесполезен!
Кровавые слезы, мой народ,
Я был ребенком, принесенным в Оман(16).
Ты не перестаешь тыкать мне в глаза этим делом,
Когда я просил о своем долге?!
Счастье улетает с моей головы,
Как я смогу отплатить тебе за твое молоко?
Я не нашел другого пути, мой родной народ,
У меня нет другой матери, кроме тебя.
Я не был тем, кто отправит мать в пасть,
Если не будет приказа от пира и знамения от Бога!
У меня нет защиты, кроме народа и Бога,
Будущее моего народа стало моей мечтой.
Вместо того, чтобы остановиться, вместо решения,
Каждый злодей приходит и бьет мой трон.
Называть себя «Народом» снаружи – ложь,
Не проявляя уважения к чести.
Их «народ» – это их собственное убийство,
Народ, полный ненависти, – твои ветви многочисленны!..
Много негодяев кипят злобой,
Не сумев стать подданным царя раньше меня.
О, боже, народ с богатой историей, многочисленный народ,
Почему вы не ищете справедливости вместе?
Барак думает о сорока бедах в день,
Это справедливость – не дышать, не будучи поглощенным троном!
Черное сердце, полное злых мыслей –
Его кровь бьет в лицо волной!
Снова возникла ссора: «Абулхаир –
Ограбил мой караван из Хивы!» – говорят.
Субханым, в руке – мое имущество, в глазах – вера,
Честь вела меня по пути.
Не говоря уже о том, чтобы ограбить чей-то караван,
Пусть тебе достанется то, что ты накопил!
Словно каждый из них получил приказ от Бога,
Они приходят с тяжестью, словно верблюды.
Никто не знает, что он разрушает свой народ,
Если у хана нет святости, а у трона – уважения!..
Сначала, успокоив его, дав ему поводья,
Русские тучи нависли над нами.
Они начали высасывать мозг казахов,
Словно вороны над каждой крепостью.
Сколько крепостей я захватил,
И после этого я хотел разорвать оковы рабства!
Я сказал: «Я буду в вашем союзе», –
Но у них были другие намерения.
Мой народ находится в рабстве у врага,
Моя земля под ногами медведя.
Моя ставка осталась разрушенной в каждом месте,
Словно яйцо, построенное на песке…
Если посмотреть, у меня нет вины,
В том, что я сам попал в петлю.
Не сделав столицей трех казахов,
Ты тоже пролил слезы, как камень.
Когда тебя бьют палкой и ногами,
Моя гордая голова бьется в петле!..
…Его мысли дошли до этого места
И запутались – скажем, это обычай пути.
Герой, который всегда дружит с печалью и мыслью,
Наслаждается обсуждением.
…Словно солнце сегодня приковало свой взгляд только к этому,
Оно смотрит, залитое кровью!
Мысль – внутренняя пища героя, который не устает,
Эта мысль, говорят, приведет в порядок дела.
…Есть неписаный закон природы –
Сильный всегда побеждает, пожирая слабого.
Хан, увидев солнце, залитое кровью,
Вдруг вспомнил Неплюева(18)!
«…С его шатром, устремленным в небо,
Что, собственно, сказал губернатор? –
Словно видя под собой демона,
Что они ищут на небе?!
Словно читая надпись на земле с небес,
Они высокомерно смотрят.
А этот Неплюев – совершенно злой,
Он отравляет ядом своих слов.
Я знаю, что он клевещет на царя за моей спиной,
Называя меня «чужим», «жаждущим власти».
Не думай, что эта голова – тыква,
В ней таится злобная мысль, как камень.
Четыре года назад он собрал армию –
Чтобы уничтожить всех казахов!
Мы оба сделали шаг,
Мы следили друг за другом, проверяли пульс, хмурили брови.
Что я могу сделать, о Боже,
Что ты поставил меня за один стол с этим дьяволом!
Что он сказал? –
«… – Ваш народ, казахский народ,
Не успокаивается в степи.
Опьяненные кумысом, они набирают силу,
Надуваются от собственного пара и жиреют.
Забыв обещание, данное вчера,
Сегодня они крадут скот на пастбище.
Русские пленники не вернулись,
Их караваны все еще грабят.
Хан-султан!
Как мы можем это понять?
Я не хочу поднимать старые вопросы.
Сначала ты дал клятву, потом отступил,
Все величие казахов достигло этого…»
« – Это не я,
А ты, – сказал я, – нарушил свое слово! –
Я ушел, разрушив красоту благородной ставки. –
Пока я жив, я не позволю
Даже ветру коснуться моего народа!..»
Губернатор усмехнулся.
Почему он засмеялся?..
Неужели он уловил суть из его слов?
Он призывает к терпению, осторожно,
Скрывая свою внешнюю тайну!
« – Хан-султан, вы остаетесь в своей роли,
Я дам вам слово.
Как у вас было? – «У хана есть сорок
Мудрецов» – не говорили ли они!
О, я понимаю смысл слов,
Наследие народа – это его хан.
Если у хана есть сорок мудрецов,
Значит, у него есть и столько же терпения!..
Итак, вы все еще не даете покоя калмыкам на Волге.
Они тоже подданные России, как и вы,
Два подданных не должны давать кровавых обещаний.
Я не могу найти слов, чтобы оправдать себя, сколько бы я ни думал,
Твоя грудь все еще тоскует по прошлому.
Не говоря уже о том, чтобы успокоить взбунтовавшихся башкир,
Ты сам отправился и стал ханом!
Подданный должен вести себя скромно,
Не нарушать свою клятву.
Без приказа царя –
Отправляйся в Орск
И войди туда однажды!..
Это было невысказанное желание,
Ты сам – упрямый человек своего народа.
Кстати, объединившись с контайши19,
С кем еще ты борешься?
Ну, хорошо!
Иногда у нас бывают такие обсуждения,
Не держите зла за наши обсуждения.
Я не имею права требовать от вас ответа,
Будьте честны перед своей клятвой, ал!..
В качестве церемонии встречи,
Какие условия вы поставите нам?..»
Я смотрел на генерала, сжавшись,
Пусть Бог даст счастье этому проклятому.
Не дав мне сказать то, что у меня на сердце,
Снова ушел, обойдя меня.
Я сидел, сдерживая желчь в горле,
Хотел превратиться в камень и броситься на генерала!..
Он заставил меня сказать свои условия, лаская словами,
Мембет-торе(20) между нами стал как колючка.
Зачем мне хранить обиду с таким черным сердцем?
Ветер общий – судьба общая, дующая через забор.
Душа, которая вчера была в смятении,
Мы вместе сели в лодку риска.
Сколько бы я ни страдал,
Бог знает, сколько нас обманули русские.
Если земля не провалится,
Я понес бремя своих условий!
«– Я тоже не живу, ожидая, –
Я чувствую, как из твоих слов исходит пыль…
Во-первых, Чингис21 остается на своем месте,
А Кожахмет(22) возвращается из Аманата!
Во-вторых, пусть царь даст новый мандат,
Кто поручится за нападение черных калмыков?
Для Елека и Сырского края, для Туркестана –
Постройте мне три крепости!
В-третьих, не думайте, что это для моей головы,
Если я не войду туда, войдет другой. –
Дав мне бумагу с печатью,
Вы узнаете казаха – как моего главного хана!..
Только тогда мир воцарится
В этой бурной степи.
Только тогда вернутся твои пленники,
Не став добычей червей и клопов.
Твой караван будет ходить свободно,
Без страха перед карманниками, лишенными чести.
Не общаясь с Сыбан Доржи – Надир-шахом,
Джунгары и другие спрячутся в горах.
Китайцы, не выглядывая из-за границы,
Будут жить в тесном городе.
Иначе, эта жизнь не будет иметь смысла,
Много слов станут – пустыми!..»
«…Почему губернатор внезапно изменился?
Словно он ждал от меня помощи?
Его глаза, которые парили в небе,
Замерли, устремившись в глубину.
Он похлопал меня по спине и ушел,
Словно мой духовный наставник, поддерживающий меня».
« – Будет!
Мы выполним ваши условия!
Ваша клятва, как главного хана, убедит нас.
Это согласовано с царем,
Поторопитесь и обрадуйте свой народ!
Наконец, понимание, о, хан-султан,
Бог возвысит нашу славу!..»
«О, боже, как это произошло? –
Почему Мембет скрывает свои глаза?..
Почему этот высокомерный чиновник,
Вдруг склоняет голову?»
«В его лице есть какое-то изменение,
Непреодолимое препятствие преодолено.
Мечта, которую я ждал столько лет,
Вдруг взлетела на мою вершину.
…Неужели этот шепот, как змея,
Принес указ от царя?
Ради этой мечты я был принесен в жертву,
Эта мечта – много раз сбивала меня с пути.
Пусть один Аллах обрадует меня долгой жизнью,
Говорят, счастье легко приходит – быстро приходит?..
В моей груди есть осторожное ухо,
Но нужно смотреть на конец алифа…
Семь раз стреляли «Бас хан үшін»,
Меня, врага, выгнали много стрелков…»
…Губернатор попрощался с величественной улыбкой,
Считая встречу счастливым событием.
Генерал – старый кинжал в ножнах,
Разрывающий утро многих, как камень!..
Словно Тевкелев что-то намекал,
Бросив взгляд на горизонт.
Он не смог сказать, – Неплюев
Отправил Бараку гонца.
…Голос слуги прервал мысли хана,
Словно его слух оглох от печали…
– Хан мой!
Есть люди с дурными намерениями…
Что это за звук, как капля из глубины?..
Боже мой, чьи намерения испорчены?
Неужели они испортят мое счастье?
Хан с трудом пришел в себя,
Развеяв обрывки своих мечтаний на ветру.
…Барак – это те несчастные,
Он был другом ангелов, соратником джиннов…
Пятьсот человек приближаются, скача,
Верхом на чистокровных, черных конях.
Скрывая свои намерения, как сияние,
Если они не спрячутся в темноте, будет ли ночь!
Все они скачут на черных конях,
Солнце, ударяясь о горы, кровоточит.
Айтеке говорил много раз:
«Будь осторожен!
Враг не встретится в вооруженный день –
Он смотрит на путь, который ты проложил раньше…»
Несколько часов назад
Бии и батыры отправились в поход.
Неся с собой аламан,
Мой день остался позади, глядя на слугу!..
Горькое сожаление, пронзившее его грудь,
Хан застыл, подняв голову.
– Бежим!
Чтобы спастись, есть все возможности,
Мы уйдем, заблудившись в ночи…
Его слуга стоит рядом, дрожа.
«Что это, о, мир, изменчивая жизнь?!
Я устал от твоей изменчивой жизни,
Я вошел в нее, чтобы сделать народ свободным.
Если вы достигнете рая без меня,
Достигните, споря друг с другом!..»
Абулхаир внезапно рассмеялся,
Словно цветок, распустившийся на черном камне.
– Кто? Я?!
Ты думаешь, я убегу, как женщина?! –
Эй, неверный, насколько ты нечист!
Когда многочисленные калмыки окружили меня,
Неужели ты слышал, что я потерял свою землю?!
Если эти собаки выше тех калмыков,
Зачем я здесь как хан, как правитель?!
Разве я родился бессмертным?
Быстро потуши этот грязный огонь в своем разуме!
Когда я родился от предков, как аршылан,
Неужели я поклялся бежать от этого пса-барака?!
Этот Барак – тот Барак, которого я знал,
Он лаял на народ, когда его живот был пуст…
Передай привет тем, кто позади – что я умер,
Я не оставлю народ сиротой, озеро – сиротой!
Мученичество – наследие героя с рождения,
Белая смерть, теперь пришел твой черед!..
В тот момент черные тучи окружили его,
Яркий луч света выстрелил навстречу – белый, тонкий.
«Что вам не хватает, мои дорогие?..» –
Вокруг его ног обвился белый ковыль.
Кто услышит плач белого ковыля! –
У всех одна проблема…
Белые ковыли упали,
Поняв, что их не слушают.
Черные тучи столкнулись с белым лучом,
Край тучи окутался огнем.
Язык серой птицы стучал,
Слизывая кровь с плеча.
Знамя чести всего Алаша – благородный герой,
Он возвращает множество копий, полных ненависти.
Он, кто не поднял руки на казахов,
Направляет ее на Барака в этот раз!
Бог создал его единственным,
Не дал разумному народу единственного.
…Мстя за дни внутренней тоски,
Он пронзает белыми слезами черные тучи.
Настоящий Барак не встретится на пути,
Каждый барак идет за одним волком.
Они тоже шли рядом,
Если это трава, то ее срежут серпом!
Заменит ли кто-нибудь Барака,
Если его похоронят в могиле сейчас?!
Олькек лежит, волны перелистывая,
Холм лежит, не имея ручья, не проливая кровь.
Внезапно голос хана прервался:
«Где ты, Барак!
Барак!
Барак-таган!..»
Белый сокол, взмахнув крыльями, отгоняет множество ворон,
Он упал, перевернувшись на плодородной земле.
Когда Барак наконец увидел его,
Конь споткнулся…
И земля потекла кровью…
…Один хан не сдается! –
Душа сжимается,
Один хан – снежная вершина, окруженная тучами.
Снежная вершина, ударяя в небо своей высотой,
Бросает свои молнии, как серп!..
Похоронив храбрость и человечность,
Султан Сыгай24 вонзил копье в черного коня.
Конь споткнулся – копье вошло в его бок,
Перенеся хозяина через все трудности.
«Герой без коня – птица без крыльев!» – кто это сказал,
Неужели он не мог сказать того, что чувствовал?!
Конь споткнулся – не предав хозяина врагу,
Он окружил его со всех сторон, не давая пройти.
«У меня нет сил!
Прощай, мой хозяин!» – эти слова
Он говорит, глядя на капли дождя.
Конь споткнулся…
Но хан не упал,
Все это было похоже на сон.
«Барак!» – кричал гневный хан,
Стоя на своем пьедестале, как белый лебедь.
Не знаю, после этого небо закрылось? –
Черная ночь пришла и покрыла холм.
Сымбет Бекбасулы отвернулся,
Ударил пана хана по голове боевым топором.
Набросившись на одинокого хана, как на добычу,
Рыча – они превратились в ярость.
Барак снова и снова вонзал кинжал
В грудь мертвого хана, как льва.
Солнце ушло, окрасив свои крылья кровью,
Руки – кто-то с мечом, кто-то восхвалял своего коня…
Я не смог увидеть, что было дальше, как черный конь
Он ускакал, ржа.
Часть II
Султан Барак
«В сущности, киргиз-кайсацкое ханство – ничто, оно приобретает силу только тогда, когда им правят такие умные люди, как Абулхаир».
И.И. Неплюев.
Из записи в сентябре, через месяц после смерти хана в 1748 году.
«Генерал-мырза, наши киргиз-кайсаки хорошо знают, что вы дружите со мной или с султаном Бараком…»
Из письма Барака Турсынулы И.И. Неплюеву от 27 июня 1747 года.
…Он покинул свою ставку в Иканде…
Говорят, «разве собака узнает Бога», –
Его конь не давал покоя пастбищным
Земледельцам сартов.
Если твой рот двигается, ты платишь за рекламу,
Приходят одни нищие, стонущие.
Не выдержав, весной народ переехал,
Временно обосновался в Карнаке.
Между шелковицей и самшитом
Он поставил себе отдельную юрту.
В последнее время он болеет, кровь сдавливает,
Ночью он горит и исходит паром…
Иногда он бредит,
Забывая о своих делах.
На его плечах лежит огромный вес,
Желание выпить кровь своего злейшего врага.
Все казалось, что все налаживается,
Но потом много мыслей одолели его.
Призрак Абулхаира, который рычал,
Не дает ему покоя, держа его в плену.
Мысль:
«Где я убил хана?» –
Не дает ему покоя, связывая душу.
Рядом нет толпы,
Остались лишь малочисленные коныраты и найманы.
Не сумев сбросить тяжесть,
Он вспоминает свои пройденные пути.
Ходжа – сорокатысячного рода Найман,
Счастливое время – сегодня улетели, как соловьи.
Иногда ночью он стучится в дверь,
Алаим – сто призраков прошлого…
Время, когда он с султаном Абулхаиром
Рычал и отправлялся в бой вместе.
Главный полководец, не видя никого другого,
Говорил, пряча язык за зубами…
Если ты покажешь слабость на пути чести,
Тогда, в конце концов, не будет слов!
Некоторые ночи, когда кровь течет из его лица,
Он встает:
«Барак, собака, что ты делаешь?..» – говорит.
Он не находит места, куда бы деть свою душу,
Он прижимается лицом к пламени свечи.
Канды Сюльде стоит у порога,
Не уходя, даже если ты будешь сердиться или отталкивать.
Ах, вот оно что, проклятие было у духа,
Упрямый характер, иногда сворачивающий шею.
Хотя его предок был низкого рода,
Он мог перевесить тяжесть верблюда.
Все это – превосходство собственной головы, –
Сначала он увлекся этим.
Однажды он был растерзан словами,
И его упрямство стало очевидным.
От его слов, словно от искры,
Возникла злобная, раздраженная личность.
Среди его родственников нашлись те,
Кто раздражал гордого султана за спиной!
Только ему удается идти по пути,
Только его имя появляется, когда враг сжимает зубы…
С сердцем, обремененным камнем,
Он превратился в злейшего врага.
Почему он сидит ниже этого? –
Неужели его имя осталось позади в соревновании?
Хан Шыгай25, длинноствольный Ондан султан26
Кто сказал, что он ниже – Усекеден27?!
Сколько раз он возвращался побежденным от врага,
Они отставали от султана.
Народ возвеличивал его имя,
Словно он один возвращал врага.
Прячась за спиной своей жены,
Он не принимал во внимание слова сына предков.
Он не включал их в число своих, если это было необходимо,
Рядом с батыром с шерстяными штанами.
Он стоит, улыбаясь с болью,
Понимая, что у меня внутри.
Наконец, он нашел русский язык,
И первым стал подданным.
Эта моя жизнь, ползающая, как червь,
Неужели это легкое бремя для одного человека?!.
Его имя разносится, когда его слышат,
Внутренние клыки рычат.
Превратив в добычу – великую цель, мечту,
Один волк воет в каждом сердце.
…Неплюев, принявший его наедине,
Когда он стал подданным России.
Он не понял сути охотника,
Что это будет ядовитая приманка на крючке…
Сто сом, зажгший огонь в его глазах,
Проник в его сердце, как чужой язык!
Он показался ему верным другом,
Генерал – подарив меч, посадив на коня!
Вся беда, если посмотреть, кроется там,
Это был единственный разум в его жизни, –
Он, наконец, сжал свои лодыжки,
Дав обещание вельможе.
Если счастье уходит – чья собака не убегает?
Кто не будет смотреть на лисье счастье?
Продажа героя, продажа народа ради трона –
Это стало великой бедой для казахов.
…Барак достиг сути обещания, данного тогда,
Когда они пожали руки! Великий человек не достиг!
Змея, обвившая его, как желтая змея, –
Позади – беда,
Язык – сомнение, впереди – кровь.
Обманул и Барака: «Если убьешь хана,
Я сделаю тебя ханом Малой Орды!» – сказал.
Он не сделал его ханом, он сделал его путь кровавым,
Он отдалил его от трона и от его места сегодня.
Герой – дух, конь – тулак, он бродит, прячась,
Ест то, что ему дали.
Думая:
«Пришло мое время, родилось мое время»,
Он стал «влажным сатымом», когда все изменилось.
Даже кусая колючки степи,
Он держит своего коня, привязанного к тому, что ему дали.
Это тоже известно одному казаху,
Сегодня его цена равна беглецу.
«Верный друг» – губернатор, с которым он пожал руки,
Словно больше не нуждаясь в нем.
Что погрузило его так глубоко в болото? –
Неужели дух хана держит его?
Лишившись всего своего достоинства и чести,
Он останется один в конце.
…Он не хотел снова вкладывать меч в ножны,
Он хотел срубить вершину сосны.
Словно детеныш, убив всех своих сыновей и дочерей,
Он хотел превратить ханскую ставку в огонь!
Видя будущее, предсказанное им,
Когда он был рядом, он хотел бы, чтобы тысяча
Стреляла в его ноги, как в ноги лошади.
Неужели Бопай, этот белый ястреб из Адая,
Не была бы его женой?
«Ах, если бы я не остался, как мург!» –
Все его надежды рухнули, как будто он остался один.
Если бы он уничтожил всех своих врагов,
Неужели он не стал бы ханом?
Словно сон – видение, а явь – ложь,
Где теперь его народ, который был тогда?
Рядом был каракалпак,
Откусив и отделив от ханской ставки.
Даже видя, как его тащат вперед и бьют сзади,
Он сохранил свою клятву в ставке:
«Мы не нападем на кровавую ханскую ставку!..» –
Жалайыры стояли, колеблясь.
А теперь Бопай – злой ястреб
Рычит: «Где Барак-убийца!» –
Его моча – «Убийца»28 – Абильмансур29!
«Накажи Барака, который осквернил кровью священную белую лебедь!» –
Он ждет приказа от генерала,
Словно заблудившийся «Сабалак»30, вернувшийся на дорогу!
Все пути закрыты, – куда идти?
Неужели он найдет выход, выскользнув?
Известно, что это принадлежит Жанибеку! –
Что случилось с Богенбаем и Кабанбаем, изливая свою злобу!?
Кстати, они не выйдут без Абылая,
Не вернутся ли они без Абылая, «от Бога»!
Есть Бухара31, шепчущая, как дьявол,
Вытягивающая слова, как масло из желтка!
…Барак лежит в шатре, как черный червь,
Не в силах выбраться из густого леса!
…После этого он верил только Казыбеку-32, –
Когда сказали: «Барак убил хана»,
Он устроил семидневные «коран-хатымы»,
Призвав к себе ка
Приходи медленно, уважай духов предков, не приходи резко!
Приходи пешком, уважай хана, не приходи на коне!..
Бог дал трон, но не дал счастья,
Стоит Орда с шестьюдесятью головами – как белый камень!
Солнце подняло веки с горизонта,
Скучающие птицы вернулись в теплые гнезда.
Черная Орда поглощает все звуки,
Словно онемел язык всего мира…
Не будем убегать в сторону, как дети,
Мы – джигиты, перешагнувшие середину земли, –
Давайте теперь и мы вместе с народом войдем,
Осторожно открывая дверь черной юрты…
Белая Орда – было белым озером, сияющим светом,
Сегодня ее тайна ушла, осталась лишь скорбь.
Черная ночь, как дикий гусь, топтала – выжившая
На озере сидит лебедь, сломленная, полная тоски…
Растягивается, не давая расцвести, кереге,
Разливается, не давая расцвести, сырдырмак в чаше.
Вытащенный из ножен, окровавленный кинжал
Агинақ, выгнувшись, смотрит на что?..
Разве мы сами смотрели на это по своей воле? –
Разве кровавые лучи не вели нас по следу!..
Вырванные зерна, колчан
Стоят, как будто оборванные с ветки.
Кто-то где-то застонал…
Тайна этого осталась неизвестной…
Разрушенная, как остаток надежды,
Белый доспех – сломанный, изношенный мельничный жернов.
В его величии есть что-то пожирающее взгляд,
Подними осторожно подбородок, не задирай голову!..
Древняя кровавая земля таится
За золотой короной, за остроконечной шапкой.
Булава стоит – недовольная своим положением,
Вокруг нет рук, но есть, кому взять булаву.
Лук-садак остался согнутым,
Думая: «Неужели я не смог выпрямить свой пояс!»
Все, чем пользовались, – имущество хана,
При виде этого душа начинает болеть.
Повешенный топор висит на стене,
Словно ключ от запертой судьбы.
Все указывает на прежний облик,
Тени, тронутые солнцем, слегка оживают…
Не в силах поднять всю мебель внутри,
Стоит, шатаясь, как будто обессилев.
Все говорит о падении счастья,
Белая рубаха – лежит, извалявшись в грязи…
Черный черпак заглядывает из-под обуви,
Намазывая молоком иссохшие губы…
Пройдем вглубь, а не будем бродить у порога,
Разве смертный сможет исчерпать ханское имущество!..
Передо мной стоит опустевший трон,
Словно принесенный ветром из ниоткуда!..
Передо мной стоит золотой трон,
Рядом с ним – бесполезное счастье без хозяина.
Смотрит, зияя, как очаг –
Сладкое место, поглотившее глаза многих!..
Расправив крылья, словно собираясь ударить: «Где мой хозяин?» –
Я отступил, не оставаясь рядом с троном.
Трон остался на четырех ножках –
Если немного подождешь,
Он последует за своим хозяином!
О, боже, не обращая внимания на окружающее,
Как я могу не скорбеть о ханской Орде?..
Опомнившись… я оказался внутри орды,
Словно белое озеро, покрытое волнами тумана.
На волнах – черный ворон со сломанным крылом,
Но ветер-спутник говорит: «Промой свой разум!» –
Он снова и снова укрывает свои перья,
Словно видя весенний ветер – яд.
Черный ворон – белый Бопай на озере,
Не любит, когда горе поражает какое-либо растение…
Нет дня, чтобы печаль не иссушила сердце и глаза,
Чтобы сделать казаха, истинного арыса, богатым.
…Белый родник – плачет и сидит,
Белая кобыла – потеряв своего белого жеребца!..
…Прошло два года с тех пор, как умер хан,
Добрые люди приходили и уходили из разных стран…
Даже если собирались все беки и все мирзы,
Их приветствия становились все более скудными.
«Похоже, они не могут удержать Барака!..» –
Разве это не было доказательством для народа?..
«Умер!» – сказав это, почему остались?
Душа-бабочка не улетела из груди!
Укрепив крылья, они ушли:
«Я отомщу своему хозяину!» – такое желание!
Мир превратился в пепел после удара врага,
Душа застывает от ледяных пальцев.
Почувствовав, что она – единственная, кто оплакивает хана,
Она укрепила свои ребра, состарившись!
…Была дочь непокорного народа – Адай,
Родившая множество храбрых железных джулунов.
Потомок «синеострого Табыная»38 –
Как ты скажешь о духе Ер Суйюндика!..
Росла избалованной среди пяти волков
Две дочери – старшая сестра Канай и она.
Широкий Устюрт – поле битвы, вокруг соль,
Ее листья – полны воды, а корни – пустынны…
«Я отдам свою дочь «Бараку в качестве главной жены!»39 –
Говорил батыр, – такова была его мечта.
Наконец, его мечта осуществилась,
Если искренне просишь у Бога, все сбудется…
Раненого Абилькаира встретила
Во время охоты на дичь.
Оставив след на хребте собачьего дерьма,
«Подайте мясо гостю (если нет скота)!»
Убитая горем, одинокая, уставшая от жизни,
«Девушка-целительница» подала раненому…
«Целительницей» была Бопай, сидевшая здесь,
С ней ушла и мечта отца!..
Ушла к хану «главной женой»,
Потеряв рассудок, когда услышала «хан»!
С тех пор хан совсем потерял ее из виду,
Словно молния с неба ударила в голову!
…Луна, согнувшись, как в кувшине, в сиянии озера,
Она сидит в орде, не ложась, и плачет…
Позор – это Бопай, которая не смогла отомстить Бараку!
Черный ворон, символ скорби, трепещет – душа!
Неизвестно, куда приведет предопределенная жизнь?!
«Если разденешься – бросайся в воду! –
Не раздевайся!» –
Эти слова отца живут в ее памяти.
…Черный ворон внезапно сложил крылья,
Внезапно нахмурил свои серебряные брови –
Словно пришло время для решительного решения!..
…Теперь внутрь вошел Адиль султан40 с буйной гривой,
В состоянии «владеть юртой».
Он пришел, чтобы развеселить ее,
Играть в «Хан-талапай», «Уйырмекил!»
Настроение хану внезапно улучшилось,
Мимо глаз промчался отряд на черных конях…
«Может ли быть лучше этого «хан-талапай»? –
Вихрем кружится, унося небо прочь!»
– Дитя мое, игра окончена!
На верблюде – нар,
Возьми повод, иди в край своего дяди!..
Не останавливаясь, брось его,
Пусть кровь стечет по своему пути.
«Скажи, что так передал привет! – и возвращайся, –
Умирающей лани, попавшей в сердце, пулей!»
Мать, прекрасно поняв слова,
Быстро выбежал Адиль султан.
«Стань вековым деревом, чья голова тронута солнцем,
Ивой, чьи корни облизывает лед!..»
Вернувшись через семь дней, Адиль султан
Пришел, причесав свою гриву, лицом к солнцу.
Он выполнил все, что было сказано,
Кровь и желчь прилипли к его гриве.
Не проливая слез в озеро, сверкающее чистотой,
Бопай окончательно укрепила свой дух…
Не угасая, как тень Адиль-жана на горизонте,
Пришли ее родственники – табун жеребцов!
Утолив свою скорбь после долгих слез,
Положив свою долю в приготовленный казан,
Бопай ханым, устремив взгляд на предводителя – Саназара41,
Излила свою печаль и скорбь:
– Не сумев наказать врага народа,
Мои годы проходят в унижении.
Я послала вам гонцов,
Дальнейшее –
Если станет известно, я не выдержу!
Голова ушла, трусливый враг разрушает народ,
Беда – Коркыт обрушился на наши головы.
«Не коснется ли это моего сана?» – думая,
Чиновники, испугавшись, не поднимают голов.
«После Солнца – что будет Луна?» – разве не говорили так,
Белая Орда, потеряв достоинство, стала унылой.
Без мужа, кто разбудит народ кличет,
Если не дашь – язык в рот.
Гора, чья вершина увенчана лучами Луны,
Умерла, ее голова покрыта туманом.
Торе носит стыд на усах,
Бии прячут свои собрания в кулаках…
Потеряв способность управлять, как тай,
Народ, низвергнувший своего Азамата…
Беспричинно обижаетесь на джигитов – почему?
Не дали женщине ее достоинства?!
Если враг, вырвав кусок из вашей середины,
Не упадет ли ваша юрта, не устояв?!
…Все зло от того злого генерала,
Зрачки его глаз залиты кровью.
Мне теперь все стало ясно:
Барак-собака – наемный убийца!
Неужели я так несчастна в своем народе? –
Неужели я не смогла проявить решительность?
Буду ли я такой же несчастной у огня,
Упаду ли я, как скот, рядом с навозом?!
Ни на один вопрос не могу дать ответ,
Сколько раз я пыталась, призывая к помощи!
Все из-за того генерала! –
Повторяю еще раз,
Он все еще увиливает.
«Накажи преступника!» –
Хан Абылай не может получить ответа!
Только от того ребенка я надеюсь,
Но и ему не дают покоя злые духи.
Люди царя запутались,
Делая вид, что расследуют «смерть хана».
Я, лишившаяся своей ветви оливы,
Не видя света из тумана печали.
Отдавая свою сестру Нурлы-жану
Калмыкам, она дает им надежду.
Этот пес хочет сузить ее владения,
Говоря, что она пришла к нему, как загнанный олень.
Откуда ко мне поступит полная информация? –
Даже тогда доходят запахи писем.
«Создав «суд», они оправдали Барака,
Судьи, которых они сами выбрали!»
Братья!
Мои братья!
Мои дети! –
Я чувствую боль своей души!
Мы были народом, выросшим от нашего предка Нура,
Неужели вы все будете смотреть в стороне?..
Мой хан – был стрелой, улетевшей в темную ночь,
Он искал пищу для своего народа издалека…
Если главный хан этого народа погибнет бесценно,
Что подумают о нас враги?..
Пусть дьявол построит сеть для моей родины,
Пусть слезы станут озером, превратившись в огонь.
Куда пойдет безглавый, бродящий народ,
Если любой пес возьмет на себя роль Главы Народа?!.»
…После этого Ак Бопай застыла,
Грудь ее горела от огня, сжимаясь.
Оглядевшись вокруг,
Саназар заговорил, выдвинувшись вперед:
– Это унижение – как ледяной холод, пронзающий душу,
Мы только смеемся, стуча подбородком.
Мы давно страдали,
Надеясь на какой-нибудь знак от тебя.
Барак ведет себя совершенно неадекватно,
Принимая взятки, как остатки от биев.
Твой зять – Карпык44, сидящий здесь,
Вернулся вчера осенью, не найдя справедливости.
Сегодня мы стали полными изгоями,
Нет лица, чтобы говорить с другом.
«Ты, Адай, паси свой скот!
Что тебе до хана?!» –
Так его унизили и отправили!
Черные черви, ползающие по носу,
Дьявол – не нашедший счастья в человечности,
Прыгает с головы на голову –
Мы должны были уничтожить врага,
Чтобы он даже мизинцем не мог ступить!
Мы знаем, что ты идешь на поводу у греха,
Это и наша вина – верь и этому.
Весь Адай – сегодня твоя жертва,
Если хочешь принести себя в жертву на своем пути!
Мы считали твое имя честью,
Мы выпьем яд вместе с тобой в этот день!
Мы готовы – даже если ты нас изгонишь в битву,
Бопай-жан, сама вынеси свой приговор!»
…Разбив все надежды ударами,
Сколько мечтаний погасло в черных глазах…
Подняв глаза, ханым окинула взглядом
Своих огромных братьев.
Туман застилал глаза на мгновение…
В день возвращения к своему хану, к могиле –
Такое чувство охватило, когда было тяжело –
Увидев народ, покрытый синим бархатом – объятия.
…Ер Шотан, Аргынбай и Айбас, Конай –
Быстро собрались, как будто окаменели.
Четыре друга, у которых нет здорового места, кроме шрамов, сидят,
Их головы, как котлы объемом в восемь мер.
Черный лебедь издал звук… с тех пор, как умер хан,
Его единственным утешением было проливать слезы из ресниц.
Он отправился, собирая красные лучи,
Следы на белом лице стерлись повсюду.
…Сидела белая царица, приняв облик,
Словно ее духовные наставники собрались в мире.
Она вознесла молитву: «Пока они вокруг меня,
Злой пес не сможет меня одолеть!»
– Тогда отправляйся к Бараку в Карнак!
Русский приемыш, кровавый и жадный –
Он, возможно, с коварным умыслом,
Хочет заставить страдать еще одного невинного.
Не возлагай на свою шею грех,
Когда придете, все расскажете мне!
Не причиняйте вреда сыновьям и дочерям,
Открывая свои злые нравы!
В руках одного Аллаха – чья воля?
Я даю вам клятву родства.
Возложив кровь торе на свою шею,
Я не могу позволить рукам моего родственника испачкаться!
Известно, что он отказался от уважения,
В этот раз я очищусь от скорби. –
Чтобы не совершить такого кровавого преступления,
Я дам наказание, о котором никто не слышал!
Ай, Шотан!
Тебе говорю! –
Словно огонь, охвативший,
Войдя в пепел и золу,
Растоптав врага под ногами,
Скажи – то, что скажешь, четко и ясно!
Сними корону, прежде всего, с его головы,
Не забудь его кошель рядом с ним.
Забери его посох, все пять видов оружия,
Возьми его печать с камня на пальце!
Затем полностью «оправдай» его, –
Пусть его черное лицо станет белым и синим, –
Выстриги седую щетину с подбородка,
Пусть облысевший город станет сухим и пустым!
У каждого дела есть начало и конец,
Пусть это будет уроком для близких, школой для чужих!
Ударяя сверху с тяжестью мести,
Пусть он лежит, не двигаясь, истекая своей грешной кровью.
С головой, бесполезной, как пустая тыква,
Срежь ее бритвой!
Барак не сможет поднять груз котла,
Однако, это наказание не исчезнет;
Чтобы не отличаться от женщины,
Пусть его язык будет как азандык двух ушей45!
Возьми знак ханымства у его жены,
Чтобы она не жила, как джинн, под его седлом!
Пусть узнает цену от руки джигита,
Пусть ее волосы, как змеи, обвитые джиннами, вернутся!
Выстригите его скакуна, как тай,
Отрежьте ткань его шатра!
Затем мы увидим, что было сделано,
Пусть это будет вашим вкладом…
Я расскажу вам, что это значит,
Это было результатом моих ночных мучений.
Слезы глаз свидетельствуют о оставшихся слезах,
Это была моя заветная мечта.
Если вы возьмете корону с трона торе, –
Это в тысячу раз легче, чем отнять голову!
Мои слезы станут огнем,
Они испугают птиц из груди.
Снять кошель с пояса, –
Сказать: «Я сломал тебе спину!»
Все одно – предатель или убийца! –
Все они, в конечном итоге, тюрьма для народа.
Если лишишься своего посоха и пяти видов оружия,
Ты не сможешь быть ни джигитом, ни духовным наставником!
Разве эта обманчивая, бледная ложь
Не заставит кровоточить твои раны?
Предатель не имеет права носить печать,
Хан без печати – равен мертвому, без могилы!
В мои больные дни, не находя покоя,
Я дал клятву:
«Я пошлю – огромную кару!..»
Выстричь торе на его троне,
Это такое же наказание, как и оправдать его!
Ища достойное наказание несколько дней,
Я тысячу раз прокручивал это в своем воображении.
Если вы заберете знаки ханымства:
«Хозяин – я, – скажете, – своей постели!»
Дальше вам известно,
Не маленький ребенок, чтобы спрашивать обо всем.
Подавая пример всем шести алашам,
Пришел день спросить о чести вашего зятя!..
– Ну что же, о чем будем говорить? –
На этом закончим разговор…
«Уповаем на Аллаха!» – сказав, действуйте,
Пусть тот, кто наверху, помогает вам!
Абыз Атембек47, проливая слова,
Дал благословение героям – как огонь!
Ер Шотан, Аргынбай и Айбас, Конай
Ударили по поясу, взяли пять видов оружия и отправились.
IV часть
Месть
…Батыр Жары Шотан последовал за ним…
Мурат Менкеулы
…Карнак не повесил «замок» на дверь –
Айбас вернулся, разведав все:
– Иншалла, – говорит, – если будет удачный час,
Я сегодня отправлюсь к Бараку, залив его кровью!
Осторожный злодей, испугавшись народа, бежал,
Есть стража – пока солнце не поднимется высоко.
Я взял половину дилдана,
Купил Барака – его главного стражника48.
Торе не знал, кто был рядом с ним,
«Для предателя – рой падальщиков», – как говорится.
Я вернулся, взяв половину золота,
Сказав: «Остальное отдам после завершения дела!»
Неужели ты думаешь, что это незначительная беда – убийство хана?! –
Его разум в смятении, пожираемый мыслями,
Он кричит по ночам –
Он сам выглядит как двуглавый орел!
Я вернулся, узнав все детали,
Когда он крепко заснул, устав от сна –
Сам главный стражник пришел ради покоя,
И увез стражу подальше.
…Айбас рассказывал о ситуации,
Земли их находились в большом лесу.
Мир расцвел, став темно-красным,
Словно подожженный костер.
Манящий, не пробудившийся кулан в степи,
Заставляет тысячеглазого петь грустную песню.
Покачивая головой, как прекрасная девушка,
Белая береза, не украшенная, стоит.
Заколов цветок пальцем, как ленту,
Прикрепила к гриве драгоценность.
Природа, забыв о суете дня,
Небо стоит, вдыхая аромат неба.
Подготовив оружие и снаряжение для предстоящей мести,
Четыре батыра остались сидеть, ожидая ночи.
Небо подняло свою гриву лучами-пальцами,
Красота и великолепие… соловей, не желая улетать, плачет.
Не издавая звука, улетает вдаль –
Сайкы-сай, бедеу-бел и хитрый хребет.
Тяня за собой тропу, старый Жуйнек-тобе,
Шекербулак тек, извиваясь.
…Долгожданная ночь, наконец, пришла,
Звездоглазая синица, как голубь, села на руку.
Млечный Путь – пояс, украшенный луной,
Ночь-мир, словно с трудом освободившая пояс.
Луна-звезда, словно бросая огонь на шатры,
Мураталы49, как будто вздохнув «ах», взлетел…
Батыры медленно двинулись,
Когда кукушка прокричала семь раз.
Словно для этого дела пришло время,
Ум, как раб, заглянул в глубину земли.
Привязав черного скакуна к можжевеловому дереву,
Стоит шатер, искусно поставленный Бараком.
…Ханым сегодня поставила шатер,
Ее сердце разрывается от «ах».
Борода, как лопата, упирается в ночь,
Барак лежит, раскинувшись на ханском троне.
Словно в последний момент, охваченный безумным страхом,
Его разум перебирает бесчисленные видения.
«Если пойду к Бопай просить прощения», – думал,
Когда принял решение… разум – сила…
Белый Сюльде… снова вошел…
Ханым быстро спряталась в своем загоне.
Убив голос ханым, ударив по щеке,
Она начала хвататься за все вокруг, теряя силы.
…Белый Сюльде внезапно стал Черным Духом,
Упал на колени, ударив!
Слепая петля закрыла свет,
Черный орел сидит, выклевывая падаль.
Живое колено вжимается в землю,
Словно собираясь сжечь кости.
У султана были кости, но не было сердца –
Он зарыдал, оплакивая униженные кости.
…Ах, вот почему,
Дух предков не бывает бесплатным,
Он положил торе, как подстилку!..
Сделав огромное усилие, он выполнил задуманное,
Он взял из шатра то, что наметил, в мешок.
Взял корону. Взял оковы. Взял посох.
Собрал остальные пять видов оружия.
Выкрутив с пальца, он забрал и печать!
…Какой же ты бесстыдный, с таким бесстыдством!..
Каркара ханым, даналка,
Шубыртпа, тумарша, анар-тас50 –
Все это проглотил черный мешок,
Словно утолив жажду души.
Затем он толкнул «ханскую» голову,
Стер пот со лба.
Густая черная борода, как сгустившийся черный туман, –
Он обрезал белые слезы, как черный туман!..
Только тогда Барак понял суть,
Задыхаясь, он ударил головой о землю.
…Много звезд, сверкая, облизывали свет,
Он смотрел, прильнув к разорванной ткани.
…Конай и Аргынбай, завершив свои дела снаружи,
Вошли в шатер.
Предоставив свободу сорокатысячному войску,
Султан успокоился, его тело охватил огонь.
Угрызения совести пожирают его грудь:
«Стоит ли… – думает, – хан Сюльде, видя все это…»
Ханым стоит, дрожа, как серый кролик,
Ее серьга упала, звеня.
Змеиная коса, резко отрезанная у подбородка,
Исчезла, нырнув в мешок-нору.
Когда ветер ударил в подбородок, кость – кровь
Скрипя, закрылась челюсть – закрепилась жемчужина51:
«Кто ты?..» – спросила, испугав ночь скрипом.
«Если узнаешь, – я Адай!.. Если не узнаешь… –
Язык заговорил с Черным Духом, грохоча. –
Я Бог!.. –
Разве ты не слышал Его?
Вот, таким будет – его знак, его голос!..
Ты не узнавал даже Бога, будучи самонадеянным,
Когда умрешь, ты уже не забудешь, точно.
Если ты мужчина, – подними, став черной землей,
Гнев Всевышнего, посланный Им!..
Ах, но где тебе такое мужество! –
Ты был человеком с малым разумом, злым умыслом.
Пожирая Душу и Главу своего народа,
Думал ли ты, что станешь львом, бросающимся на луну?!
Видел ли ты кровь, капнувшую с купола?
Луна стоит, бросая в тебя свою желчь.
Разрывая ткань, пронзая ее,
Стрелы того проклятого – стрелы Бога!
Бог послал тебе черный день,
Ветер разнесет твою весть:
«Тот, кто поднял руку на Святыню народа,
Будет таким!» – останется примером.
Выйди завтра перед народом в таком виде,
Казахская степь, наверное, тюрьма.
Найдя такой же бесполезный народ,
Построй ханство – с бесполезной женой, с бесполезным конем!
Не думай, что уйдешь без наказания, какое бы зло ты ни совершил,
У каждого горя есть своя причина и расчет.
Народ увидит, каким ты стал, глядя на тебя,
Черноликий, убивший хана, предавший народ!
Сказав это, Шотан повернулся в сторону,
Копыта жеребенка взволнованно бьют по хребту.
«Зарежь его!..» –
Тогда закричал Барак, как лягушка,
Проглотившая змею в болоте.
История известна дальше,
«Зарежь его!..» – этот голос в сознании.
Разорванная ткань белого шатра и
Черный скакун, привязанный, отправился.
Сколько бы злобный враг ни копал могил для героев,
Справедливость посеяла здесь свои цветы.
…«Барак умер от яда!» – эта весть
Пришла в Орду раньше четырех батыров…
Покров юрты
или прощание с ханом
«Пока на подошве реки не останется ни капли воды, пока в жилах казахов не останется ни капли крови, казахский народ не покинет эту землю!»
Хан Абилькаир.
Прощай, до свидания!
Скажем, что эта история закончилась,
Вот так она и пришла к концу.
Не сумев вытащить правду из колодца,
Я долго был в сомнениях.
Те, кто жил – давали толчок истине,
Затачивая свое оружие, мрачнели;
Понимающие – видели из моих ресниц,
Унывающие – видели что-то из моего сердца.
Когда каждый приходил, толкуя истину из грязи,
Я сидел, глядя в темное небо. –
Не спрашивая об этой истории – у меня,
Многие знатоки: «Нет, вот так!» – спорили.
«Хан умер вчера!..»
«Нет-нет, сегодня!..»
Их искажения завели в разные следы.
Я знаю правду сегодня! – Сказал я, вот,
Перед кем угодно, перед кем угодно.
Хан умер.
Его облик был скрыт и стерт,
Могила его тоже исчезла, как друг.
Плакали у могилы хана, обезумев,
Говорят, он вырос из слез народа.
Скотный двор.
Когда большие люди рассказывали истории в приятные вечера,
Когда скот пасся, вспоминали:
«У могилы Абилькаира, которая была давно,
Если срезать, пойдет кровь!» – говорили.
А сегодня, кто не режет, вызывая кровь!? –
Слезы текут из моих костей.
Бараки сегодняшнего дня режут,
Снова выкапывая хана из могилы!
Старики, видевшие своими глазами, говорили:
«Тот Барак – сам получил свое наказание!»
Нынешние, без наказания, без покоя,
Когда придет время, они хотят зарезать тебя на земле.
Копаясь в пепле прошлого, собирая его,
Изнутри выходит враг, как мышь, – идущая на врага.
Собирает дешевое уважение из рук чужих,
Неудачный сын пытается отстоять бесполезный шар.
Надо защищать свою страну как нацию,
Надо защищать сына, как зверя!..
История – это караван, несущий камни,
Оставшийся от нас, навеки ушед