В советское время казахи, всегда считавшие себя униженными и смирившиеся с унижением, сравнивали своих добрых людей с другими и говорили о них, приписывая им чужие заслуги. Например, Сабит Муканов – «казахский Бальзак», Бейимбет – «казахский Чехов» и так далее. Эта черта характера у казахов еще сохранилась, и наша интеллигенция, называемая «интеллигенцией», все еще не может избавиться от этой привычки. Мы бы тоже, по обычаю наших «благих мужей», могли бы назвать нашего брата Абзала «казахским Мартином Лютером», и, пожалуй, от этого авторитет Абзала не пошатнется, и не омрачится его профессиональная квалификация и гражданский облик. Тем не менее, Абзал – это Абзал казахов. Пламенный юноша на пути наших предков из «Алаш Орды», наш современник.
Лично я считаю Абзала продолжателем Барлыбека Сыртанова и Жакыпа Акбая, которые стремились повысить правовую грамотность казахов, думали о том, чтобы сделать казахов правовой нацией, и вложили все свои знания и умения в это просветительское дело. Конечно, Мартин Л. Кинг также является выдающейся личностью, которая может служить примером для казахов, в том числе для многих наших юристов и правозащитников, которые готовы бросить камень.
Мартин Лютер Кинг (на фото) боролся с расовой дискриминацией в США. Глубоко зная законы Соединенных Штатов, Мартин посвятил свои религиозные знания и гражданское мужество свободной жизни своего народа, прибывшего из Африки в качестве рабов и слуг. Наши предки называли эту расу «занги», а в США они стали «афроамериканцами», участвующими в избирательных кампаниях, голосующими, свободно выражающими свои взгляды и мнения в прессе. Герой? Герой. Богатырь? Богатырь. Мужество и героизм – это не разбивать кому-то голову и выбивать глаза. Поэтому, если мы будем говорить о Кинге как о герое, «победившем тысячу силой знаний», это не будет преувеличением заслуг кого-то далекого. Однако вернемся к себе.
Сегодня в Казахстане много вузов, дающих юридическое образование. Казахский гуманитарно-юридический университет, основанный Максутом Нарикбаевым; Алматинская юридическая академия «Казахский гуманитарно-юридический университет»; кроме того, юридические факультеты есть во всех вузах. Тысячи студентов ежегодно получают диплом юриста. Ну, не будем считать всех молодых специалистов непригодными, среди них немало преданных своему делу, высокопрофессиональных юношей и девушек, но, к сожалению, мы не слышали, чтобы кто-то из них, столкнувшись с трудностями, выступил в защиту государственного статуса казахского языка. Они обращаются в банки, и только сочувствующие языку возмущаются и поднимают вопросы о безобразиях в банках. Они обращаются в налоговые органы и другие службы – и там ситуация волнует только сочувствующих языку. Только сочувствующие языку размышляют о судьбе языка в прессе. А потом отвечают перед судом. Суд же Казахстана не смотрит на закон, он смотрит на временную позицию власти по межнациональному вопросу. Вспомним, например, что случилось с Рузой Бейсенбайтеги в Павлодаре. Тетя Руза зашла в обычный продуктовый магазин. Взяв нужные продукты, она расплатилась с продавцом, говоря на казахском языке, статус которого закреплен в Конституции Казахстана. В ее намерениях не было ничего предосудительного. Но тут продавщица (или маржа) пришла в ярость. В ярости она начала кричать. Она топала ногами от злости и говорила все, что приходило в голову. Она оскорбляла Рузу, язык Рузы, ее народ. Мало того, она вызвала сотрудников полиции. Полиция забрала и увела ни в чем не повинную женщину – Рузу Бейсенбайтеги, которая всего лишь произнесла несколько слов на своем языке. Ее арестовали, запугали. Ее обвинили в разжигании межнациональной розни. Постойте, разве она не просто воспользовалась своим потребительским правом, говоря на невинном казахском языке? Нет, правоохранительные органы Павлодара не признают такого права. Они должны сделать все, чтобы казахский голос не был услышан. И все. Сайты, начиная с Abai.kz, вмешались в ситуацию Рузы в то время, а из юристов только Абзал Куспан выступил вперед. Он даже прилетел из далекого Уральска в Павлодар и защитил права сестры, страдавшей за язык. Если перечислять, то за последние 7-8 лет только Абзал Куспан разрешил столько юридических проблем, сколько могло бы нагрузить верблюда. Он защищал обвиняемую сторону в жанаозенских событиях. Он написал объемные статьи, раскрывающие правовой характер жанаозенских событий. Он указал на ошибки власти и правоохранительных органов, когда был сожжен «Легендарный человек» Жарылкапа Калыбая и он подвергся политическим преследованиям. Он помог обездоленной вдове, потерявшей 50 тысяч долларов из-за казахстанских таможенников. Он грамотно высказался в битве нашего брата Огыза Догана с «Эйр Астаной» и открыл нам всем глаза. Когда видишь, как казахи не могут отстоять свои права, вспоминаются слова президента Назарбаева: «Мы даем вам законы в руки, почему вы ими не пользуетесь?». Действительно, у нас есть законы, защищающие казахский язык и культуру, но нам не хватает грамотности и воли, чтобы ими воспользоваться. По словам Абзала: «… вопрос казахского языка находится не в руках власти, а в руках нас с вами, как потребителей этого языка. Власть со своей стороны приняла законы, кто же заставит эти законы работать? Конечно, мы! Если мы боимся требовать свои права, ленимся написать одно заявление, как государственные органы будут вмешиваться? Разве они узнают, что ваши права нарушены?
Короче говоря, требуйте обслуживания на родном, государственном языке, будь то в воздухе или на земле, и если ваше требование не будет выполнено, подавайте заявления и иски в соответствующие государственные органы или суды. Это гораздо более эффективное и полезное дело, чем шуметь в СМИ. Давайте внесем свой вклад в возвышение престижа нашего родного языка не словами, а делом!» (Абзал Куспан. «Языковой спор в авиакомпании «Эйр Астана». Что делать?»).
Этот вывод Абзала должен быть общим для всех нас. Действительно: «… вопрос казахского языка находится не в руках власти, а в руках нас с вами, как потребителей этого языка». Кроме того, я думаю, как было бы хорошо, если бы было больше таких юристов, правозащитников, адвокатов, как Абзал Куспан. Было бы замечательно, если бы они были рядом не только с гражданами, которые предстают перед законом или обращаются по каким-либо делам, но и с теми, кто борется за национальные, государственные идеалы, и поддерживали бы их!? Строим ли мы правовое государство? В таком случае в Казахстане должен работать сильный союз юристов. Накануне знаменательного дня, посвященного нашему Основному закону, мы сочли нужным донести до читателей такие мысли.
Даурен Куат