ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Мухтар Кожа: Сохранение священной традиции зависит от политической стабильности

Мухтар Кожа: Сохранение священной традиции зависит от политической стабильности

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
22 февраля, 2018
in Национальная история
0

Портал «Ұлт порталы» представляет вашему вниманию интервью известного журналиста Санжара Керимбая с доктором исторических наук, профессором Мухтаром Кожа.

– Мухтар аға, одним из признаков самостоятельного государства является наличие пантеона. Иногда это воспринимается как символ державы. У нас же, наоборот, в период ослабления Казахского ханства Туркестан превратился в пантеон. С какого времени в мавзолее Азрет Султана начали хоронить выдающихся личностей?

– Со смертью Яссауи, начиная с XII века, рядом с ним стали хоронить его учеников. Конечно, это исходит из понятия благодати в Коране. Вера в то, что «лежа под стопами моего пира, моя загробная жизнь будет благополучной» или «и там я буду на службе у пира», «будет благословение святого». Поэтому превращение мавзолея такого выдающегося деятеля, как Яссауи, в пантеон – естественное явление. Добавьте к этому древнетюркскую традицию почитания и захоронения в золоте батыров, беков, абызов, каганов. Ислам привнес философию «ты рождаешься в пеленках и умираешь, завернувшись в саван». Таким образом, усопших хоронили без доспехов, упряжи, золота-серебра, оружия. Здесь есть только одно. Вера в то, что похороненная личность не считается умершей. Считается, что с ними будет связь. Это переплелось с понятиями откровения и вдохновения в исламе. Мы видим это и в «Хикметах». Пророк во время мираджа видит и разговаривает с духом Яссауи. Это своего рода символ вечно живой человеческой души. Поэтому почитание деятелей на Великой Степи продолжалось и после их смерти.

– Скажите, сохранились ли исторические сведения о том, что такой-то хан был похоронен в таком-то месте?

– К сожалению, сведений мало, лишь считанные данные. В письменных источниках информация разрозненна. Многие надгробия в Туркестане утеряны. Не было ухода, у многих надписи стерлись. Причина в том, что, как вы знаете, город Туркестан в истории находился под властью Шайбанидов, Казахского ханства, джунгар, а в последнее время – ханов Коканда, Бухары, Российской империи. В советское время он также подвергся разграблению. Есть рассказы о том, что библиотеку мавзолея Яссауи погрузили в вагоны и увезли. Поэтому неудивительно, что такие документы могли быть уничтожены или лежать покрытые пылью в каком-нибудь архиве. Например, труды Азрет Султана находят в Иране, Узбекистане. Возможно, найдутся и сведения о личностях, похороненных в мавзолее. Пока же, опираясь на надгробия, сохранившиеся в мавзолее, народные легенды, сведения из родословных, записи старых путешественников и исследователей, удалось установить ряд личностей.

– Например…

– Например, на внешней северо-восточной стене мавзолея есть ниша, называемая Илияс-хана. Когда строители, назначенные Амиром Темуром, строили мавзолей Яссауи, по проекту внешняя стена здания должна была пройти над могилой Илияс-хана. Тогда по указанию Амира Темура, чтобы не разрушать могилу, вместо стены сделали нишу. В некоторых записях ее называют нишей Илияс-хана или Кукрас-хана. Исходя из этого, можно сделать вывод, что «здесь был похоронен Илияс-хан рядом со старой могилой Яссауи до постройки мавзолея». Возможно, это Илияс-хан, правитель Отрара. Потому что первыми в мавзолее начали хоронить караханидских ханов. В мавзолее есть комната под названием «коридор Жолбарыс-хана». Она расположена перпендикулярно могиле Азрет Султана. В легенде Жолбарыс-хана называют современником Яссауи. Говорят, он был правителем одной страны. Увидев чудеса святого, стал его мюридом. Это тоже может быть один из правителей того времени.

– А есть те, кто называет его ханом Старшего жуза Жолбарысом?

– Да, такое мнение тоже есть. Некоторые исследователи считают его ханом Старшего жуза XVIII века. Согласно легенде, записанной М. Массоном в 1930-х годах, Баба Самит Жолбарыс-хан жил во времена Яссауи. А в статье М. Массона 1960-х годов он указан как хан Старшего жуза Жолбарыс. К сожалению, во время реставрации в 1990-х годах эксгумированное тело Жолбарыс-хана, то ли по халатности, то ли по злому умыслу директора музея «Азрет Султан» того времени, было смешано с другими останками и похоронено в общей могиле. Наше начатое антропологическое исследование осталось незавершенным. Мы лишились возможности провести экспертизу. Теперь невозможно точно определить, к какому периоду относится Жолбарыс-хан. Основываясь на некоторых полученных антропологических определениях и некоторых данных, я пришел к мысли, что он был современником Яссауи.

– Когда-то мнения историков о месте захоронения Абылай-хана разделились. Одни говорили, что Абылай похоронен там, другие – нет. Вы провели тогда исследование и выяснили это. Расскажите об этом.

– В проведении научно-экспертной работы участвовало несколько исследователей. Я выполнил работу, принадлежащую археологу и историку. Руководство исследовательскими работами осуществлял известный ученый, основоположник антропологической науки в Казахстане Оразак Смагулов. Это исследование стало изысканием, объединившим различные области науки. Ход и итоги двадцатилетних исследований, доказательства и свидетельства мы подробно изложили в монографической книге.

Определение могилы Абылай-хана само по себе было сложной работой. Это был узел, который нелегко было решить. Как говорится, «начало спора – синяя корова Дайрабая», нас в спор втянул синий камень Суйниш-ходжи. Во-вторых, это возникло из-за того, что некоторые писатели, не участвовавшие в исследовательской работе и не имевшие специального исторического образования, пытались выставить себя знатоками и вмешивались. Интеллигенция не знала, кому верить. Нет никаких сведений ни в одном источнике, как утверждают некоторые писатели, о том, что он «был похоронен снаружи мавзолея». Писатели, выступавшие против нас, доходили до искажения данных, чтобы опровергнуть нас…

– Какой вывод вы сделали относительно могилы хана?

– Если опираться на исторические сведения, то событие развивалось следующим образом. Когда Абылай-хан скончался, его торжественно похоронили справа от Азрет Султана. Это было бурное, хаотичное время. В исследовании Мухамеджана Тынышбаева есть следующие сведения. Потомки, чтобы установить надгробие хану, дали кокандским ходжам в Туркестане 40 кобыл и поручили «привезти и установить надгробие для хана». Ходжи привезли красивое, блестящее надгробие. Позже люди назвали его «зеркальным камнем Абылай-хана». Оказалось, что ходжи привезли синий камень с заброшенной могилы Суйниш-ходжа-хана в Ташкенте, возможно, украли или купили дешево – неизвестно, и установили его. Сложный текст, написанный в сложном стиле на камне, был непонятен большинству. Потому что в XVII-XVIII веках войны с Джунгарией, Цинской империей и другими соседними странами унесли жизни многих казахов. Среди них были и грамотные. Казахские города были разрушены, наука и образование понесли большой удар. Грамотных людей осталось по пальцам пересчитать. Поэтому простые люди не могли прочитать надпись на синем камне. Они знали место могилы Абылай-хана. А установленное над ней надгробие назвали «камнем Абылая». Позже русские исследователи, услышав от народа, что «народ говорит, что могила принадлежит Абылай-хану, а на надгробии написано имя Суйниш-ходжа-хана», записали услышанное.

В 1993 году Турция проводила реставрацию мавзолея Яссауи. Они раскопали останки похороненных внутри мавзолея. Хотя работу проводила турецкая сторона, общее руководство осуществляли реставраторы Казахстана, воспитанные в советскую эпоху. Они не осознавали, что каждая могила в мавзолее Яссауи является бесценным источником для казахской истории. Только археологу по имени Марат Мырзабаев удалось вывезти две могилы целиком. Он поднял зеркальный камень и целиком раскопал могилу Абылая, находившуюся под ним. Ни реставраторы, ни археологи не думали, что под надгробием лежит Абылай-хан. Потому что, как сказано выше, надпись на надгробии гласила, что «здесь похоронен Суйниш-ходжа-хан».

– Вы тоже не знали вначале?

– В то время я собирал и анализировал сведения об Абылай-хане. Я предположил, что под надгробием лежит наш знаменитый хан. Для научного доказательства нужно было проверить. Увидев, что останки под надгробием были извлечены монолитом и сохранены в таком виде, я сообщил своему учителю, антропологу Оразаку ага в Алматы. Руководство Международного казахско-турецкого университета имени Яссауи оказало поддержку. Заведующий кафедрой археологии, к.и.н. Зияддин Исабеков помог в организации исследования.

– То есть, когда турки проводили реставрацию, этнографы, архитекторы, археологи, историки не руководили ими и не давали указаний?

– На мой взгляд, реставрация началась преждевременно. Потому что сознание казахских ученых еще не освободилось от идеологии СССР. Коммунисты, приверженные СССР, не могли принять распад Союза и приходили в себя. А националисты пребывали в эйфории. Самое главное, что вывод академика Баяна Туякбаева, который много лет руководил реставрацией мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи, основанный на анализе исторических данных, о том, что казахские ханы похоронены снаружи мавзолея, а внутри могил нет, стал основой. Во время реставрации было разрешено бездумно раскапывать полы комнат.

– Где вы были в то время?

– Я был заведующим археологическим отделом музея Отырар в Шаульдере. Когда я пришел в мавзолей, комнаты были раскопаны. Я был шокирован. Я испугался, не смешались ли и останки Абылай-хана. Однако, по милости Божьей, М. Мырзабаев извлек могилу методом монолита. Затем мы приступили к исследованию останков. Кости были исследованы антропологически, выявлены их особенности. Антропологические определения были сопоставлены с данными из письменных источников о возрасте, болезни, местах ранений Абылай-хана. Все совпало.

– Например…

– Есть сведения, что Абылай-хан в старости страдал пародонтозом. На челюстной кости были четко видны его признаки. Говорится, что в 1756 году в войне с китайцами султан Абылай был ранен в ногу. Один русский источник дополняет: «…сам он, султан, был так сильно ранен копьем, что и после их отъезда не мог ходить и остался в крайней слабости здоровья». На этих костях Абылай-хана действительно были четко видны следы ранения. Мы нашли ряд сведений о месте захоронения Абылая. Все указывает на то, что оно находилось внутри мавзолея. В отчете Русского географического общества за 1882 год, в рецензии на научные исследования Н. Балкашина в казахской степи, есть такие данные: «В Туркестанской мечети Азрет-Султана, над могилой знаменитого киргизского хана Средней Орды Абылая, умершего 1781 г., поставлен мраморный надгробный камень, привезенный с другого кладбища и принадлежавший могиле Суюнч-ходжа-хана…»

– А откуда вы взяли сведения о том, что надгробие Суйниш-ходжи было украдено и установлено?

– Об этом пишет Мухамеджан Тынышбаев.

– Вы только что сказали, что в труде Н. Балкашина говорится, что Абылай-хан был торжественно похоронен в мавзолее Азрет Султана. Есть ли в целом подробные сведения о погребальной церемонии в мавзолее?

– В разных местах встречаются лишь отрывочные сведения. Например, в №10 «Туркестанской туземной газеты» за 1887 год на чагатайском языке записано: «…Абылай хан покидает этот мир и отправляется в мир вечный… дети трех сотен, посовещавшись, куда поставить Хана… наконец, решили поставить его внутри Хазрет Султана, и дети трех сотен, по очереди, неся его пешком вдоль Арыса, доставили в Туркестан…». Сохранились лишь такие разрозненные сведения. Есть легенда, оставленная Машхур-Жусупом. Она называется «Сон Абылай-хана и его смерть». В ней Абылай видит сон и обращается к Букар жырау. Жырау, истолковав сон, говорит: «Если я скажу то, что знаю, то святые всего мира, солнца и земли, собрались и идут в Туркестан на похороны Абылая». Эта легенда – зеркало той эпохи. То есть, наряду с верой в «благословение святого в загробной жизни», существует подсознательное представление о том, что на похороны похороненного в Туркестане будут присутствовать святые и мудрецы. Хану говорят: «Твой век подходит к концу. Если придет приказ Аллаха, ты не простоишь и дня. Все духи святых собираются у Азрет, готовься», намекая, что его вечное пристанище – рядом со святым. Машхур-Жусуп пишет: «Привезли к Хазрет Султану, поместили в одну из комнат под белый купол и установили камень над ним».

– Да, вы правы. Не хоронили где попало.

– Что интересно, иностранные путешественники тоже это признавали. Все в один голос указывают на то, что мавзолей Азрет Султана в средневековье стал пантеоном всей тюркской элиты. Известный востоковед академик В. Бартольд говорит, что в здании Ходжи Ахмеда Яссауи похоронены многие знаменитые ханы и ханши. В письме востоковеду П. Ахмерову, датированном 1894 годом, Абубакир Диваев, скопировавший надписи в мавзолее, пишет: «в мечети погребены кроме самого Ходжи Ахмеда Ясави и мусулманские царственные особы. При входе в мечеть, или скорее в усыпальницу великих людей Востока…» На одной из дверей мавзолея есть надпись: «Дверь великих людей есть рудник счастья. Любовь великих людей есть ключ счастья». То есть, это говорит о том, что здесь покоятся великие личности Востока. Амстердамский бургомистр Николаас Витсен в XVII веке в книге «Северная и Восточная Тартария» описывает: «…в казахской земле тридцать два города. Самый известный из них – Туркестан. Здесь есть одно здание. Называется «астана». Стены украшены различными красками. Часть из них позолочена. В верхней части здания два минарета. Внутри астаны более ста комнат. В одной из комнат стоит котел высотой с человеческий рост. На котле изображены девять ушей… В астане есть могила святого по имени Азирет-ходжа», описывает он. Понятно, что под Азирет-ходжой имеется в виду Ходжа Ахмед Яссауи.

«В мавзолее похоронен Кошек-хан, который ранее вместе с башкирами воевал с сибиряками. Над его могилой установлен надгробие из яшмы», пишет он. Турецкий ученый Фуат Копрулузаде в книге, вышедшей в 1919 году, пишет: «Справа и слева есть комнаты с надгробиями казахских правителей. Среди них находится могила знаменитого Абылай-хана». Одним словом, он тоже оставил запись о том, что это пантеон…

– Еще один вопрос, аға. Есть ли сведения о семье Яссауи?

– Есть. Они упоминаются в вариантах родословных, а также в воспоминаниях иностранных путешественников. Они тоже похоронены в этом мавзолее. Имя его жены – Айша Куш Тадж биби. Имя сына – Ибрагим. В легендах говорится, что он скончался в юном возрасте. По дороге из Туркестана в Шаульдер сохранилась могила его дочери Гаухар. В конце XIX века известный востоковед, академик Н. Веселовский, а в 1930 году известный археолог М. Массон посетили мавзолей и записали, что «рядом со святым покоится его жена». Однако до недавнего времени имя супруги Яссауи оставалось неизвестным. Из недавно опубликованной родословной стало известно, что имя его супруги – Айша Куш Тадж биби.

– Значит, семья Яссауи похоронена вместе в мавзолее, да?

– Да, это тоже интересная, необычная традиция. Можно сказать, что она имеет древнетюркские корни. Если подходить чисто по шариату, могила человека должна быть максимально незаметной. А по древнетюркской традиции могилу усопшего строят как подземный дом. Как будто члены семьи нашли вечный покой внутри одного дома. У нас это называется сагана. Эта традиция, переплетаясь с исламом, сохранила свою внешнюю форму. Например, возьмите Машхур-Жусупа, Бекета ата. Оба они похоронены под открытым небом. Почему их не засыпают землей? Это и есть синтез культур. Мавзолей Амира Темура находится вместе с семьей, детьми. Этот облик сохранился до сих пор. В сельской местности супруги заранее готовятся к захоронению в одной могиле. Когда один умирает, рядом с ним выделяют место для супруга. Даже захоронение казахов по родам на кладбище исходит из этого. В мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи также сохранилась эта традиция. Дети, ученики похоронены вместе. Они надеются быть на службе у святого в загробной жизни. В мавзолее Рабии Султан Бегим также сохранилась эта традиция. Рабия Бегим – жена известного хана «кочевых узбеков» Абылхаира. Правнучка знаменитого Амира Темура, дочь Улугбека. После ее смерти в 1485 году дети построили мавзолей в ее честь. Вместе с ханшей там похоронены рано скончавшиеся правнуки Абылхаира. Их искусно изготовленные надгробия до сих пор сохранились внутри мавзолея. То есть, захоронение членов семьи в одном мавзолее отражает традиции того времени.

– А хан «кочевых узбеков» Абылхаир там не похоронен?

– В некоторых источниках говорится, что он похоронен в Туркестане. Но это ошибочное мнение. Исторические сведения указывают, что он покоится в Кок-кесене в Сыгнаке.

– Но есть и слухи, что он похоронен в Созаке?

– Ты прав. В народе ходят такие разговоры. В средневековом источнике говорится, что он похоронен в Созаке. Узбекали Жанибек тоже упомянул об этом в своей книге. Говорят, что там же похоронен и хан Жанибек, основатель Казахского ханства. Два хана, которые при жизни воевали, после смерти лежат рядом в одной могиле. Много легенд о том, что два титана, не поместившиеся в широких степях Дешт-и-Кыпчака, были похоронены рядом на десяти квадратных саженях земли. Расскажу одну интересную историю.

– Да, я слушаю.

– Однажды я отправился в Созак, чтобы проверить основу этой легенды. Обошел могилы. Но не увидел мавзолеев, достойных ханов. В то время я знал, что могила Абылхаира находится в Сыгнаке. А Жанибек был неизвестен. Меня интересовало: почему народ говорит, что Абылхаир похоронен в Созаке. Возможно, я тоже думал, что Абылхаир похоронен здесь. Однако мое исследование привело к следующему выводу. В Созаке находилась могила сына древнего Огыз-хана по имени Тау-хаган. По древнетюркской традиции это место считалось священным. Возможно, там были похоронены каганы, беки. Когда Абылхаир скончался, мавзолей, предназначенный для него, еще не был готов. Тогда его, вероятно, временно похоронили здесь. После завершения строительства мавзолея в Сыгнаке, дети эксгумировали его и торжественно похоронили там.

– Интересно. Слышу впервые. А в период хана Жанибека традиция захоронения в Азрет Султане ослабла? Почему они там не были похоронены?

– Сохранение священной традиции зависит и от политической стабильности. В период постоянных войн некоторые традиции прерываются. Ранний период Казахского ханства был неспокойным временем, когда все могло быть или ничего не быть. Поэтому ханов, скончавшихся в трудный период, трудно искать в Туркестане. Однако это не означает, что традиция прервалась. Историческая память в сознании ждет благоприятного момента. Как только появляется возможность, она оживляет историческую цепочку. Например, Жанибек или Керей ханы могли не быть похоронены в мавзолее. Во времена Касыма государство усилилось. Традиция захоронения усопших в Туркестане возродилась. Дочь Жанибека, Аманбике, была похоронена в мавзолее в 1519 году. Над ее могилой установили красивое надгробие. Его размеры 161х37х59 см. Востоковеды А. Диваев, Н. Ахмеров, посетив мавзолей, особо остановились на надгробии. Они указали, что оно принадлежит дочери казахского хана Жанибека, ханум Аманбике. На камне написано: «Владелица этого захоронения, прощенная (от грехов), «получившая милость Аллаха», преуспевшая в жизни Аман бике, дочь Барак улы Жанибека. Она скончалась в благословенный месяц раджаб в 925 году». По краям камня высечены отрывки из Корана. Это один момент. Во-вторых, если обратить внимание на надпись на надгробии, там говорится «прощенная от грехов», «получившая милость Аллаха». Это свидетельствует о народной вере. Считалось, что человек, похороненный рядом со святым, получает милость и благословение Бога.

– Есть одна вещь, которую я не понимаю. В мавзолее похоронена дочь кочевого Абылхаир-хана, Рабия Бегим Султан. Ее современница, дочь Жанибек-хана, Аманбике, тоже похоронена здесь. Если посмотреть, Абылхаир и Жанибек-хан были врагами. Как их дети лежат рядом в одной могиле?

– Обычно путешественники описывали казахский ислам как толерантный. Действительно, это легко увидеть в тюркском исламе. Нет несправедливости в том, чтобы хоронить отдельно, исходя из пути, которого придерживался покойный при жизни. Потому что святость, благословение, удача, благодать общи для друга и врага. Если бы не эта глубокая философия, враждующие стороны создали бы свои пантеоны для своих вождей. Однако это привело бы к расколу всего народа. Живые враждовали, но их мертвые лежали рядом как товарищи в одной могиле. Это свидетельствует о том, что внутренний духовный стержень связан с одним священным центром. Кроме того, этот обычай демонстрирует непревзойденный высокий статус Яссауи. Только стремление быть похороненным у Азрет Султана преобладало над всем остальным.

– А есть ли надгробия ханов-султанов, которые сохранились?

– Можно сказать, что нет. Большинство утеряно, уничтожено. Особенно в период Советского Союза. Есть рассказы о том, что их использовали как строительный материал. Потому что когда-то для ханских гробниц строились отдельные мавзолеи-купола. При выравнивании территории вокруг мавзолея их сгребали с поверхности земли и уничтожали. Кроме того, из-за стертых надписей на надгробиях, определение места захоронения ханов является сложной проблемой.

– Тогда как вы определяете ханов-султанов, если нет надгробия или оно стерто?

– Если нет надгробия, то есть в исторических источниках. На них и опираемся. Например, в мавзолее есть надгробие с надписью «990 год хиджры… султан…». Владелец надгробия скончался в 1582 году по нашему летоисчислению. А имя неизвестно, стерто. Теперь есть историческая запись, которая более подробно описывает этот небольшой факт. Кадыргали би Касымулы говорит, что в Туркестане похоронен сын Шыгай-хана, храбрый султан, полководец, которого народ называл «Длинноногий Ондан»: «О Ондане-султане много историй. Храбрый батыр. Был метким стрелком, попадавшим в муху. Проявил много героизма в борьбе с врагом. При Шыгай-хане был главнокомандующим войска. Это известно в истории. В битве с калмыками в возрасте тридцати лет он принял шахаду. Его могила похоронена рядом с Азрет Султаном». Исходя из этого, исследователи делают вывод, что это надгробие может принадлежать Ондан-султану.

В 1913 году Миржакып Дулатов приехал в Туркестан. Он оставил следующие сведения о казахском хане Есиме: «Хан Есим, если и не внутри этой мечети, то похоронен где-то поблизости. Установленный над ним знак сегодня утерян». Однако какой именно Есим-хан? Среди казахских ханов есть несколько Есим-ханов. Сравнивая имеющиеся данные, я хочу выдвинуть предположение, что это Есим-хан, младший сын Самеке-хана, правившего в Туркестане в XVIII веке. Период его правления – 1750-е годы XVIII века и 1798 год.

Известный историк И.В. Ерофеева, просмотрев российские архивы, установила, что в Туркестане в XVIII веке были похоронены шесть знаменитых казахских ханов. Это Аз Тәуке хан, Жолбарыс хан, Абильмамбет хан, Барак хан, Абылай хан, Абильпеиз хан. Затем в 1813 году была найдена рукопись Абд Рахим Узканди под названием «Чингисхан рисолясы». В ней говорится, что Жангир хан, Тауекел Мухаммет бахадур хан, Шах Мухаммет бахадур (Самеке) хан покоятся в Туркестане. Генерал-майор С. Броневский в своих записях о казахах за 1830 год утверждает, что Сыгай хан, правивший в 1748-1750 годах, также похоронен в мавзолее. А некоторые исследователи называют имена восемнадцати ханов, похороненных в мавзолее.

– А почему хан Младшего жуза Абылхаир не был похоронен в Туркестане?

– Когда скончался хан Младшего жуза Абылхаир, его похоронили в месте его смерти в Актюбинской области. Поскольку они были союзниками России, им обещали построить мавзолей над могилой хана. Однако дело затянулось. Тогда его супруга Бопай ханым написала царю: «Вы обещали построить мавзолей, но дело затягивается. Если не построите, то по традиции предков я похороню его в мавзолее в Туркестане». Российские офицеры выдвинули аргумент, что песок в Актобе не пригоден для обжига кирпича. Затем есть сведения, что потомки эксгумировали останки хана и перевезли их на берег Сырдарьи.

– Можете ли вы назвать еще каких-либо султанов, чьи данные о захоронении полны и не вызывают сомнений?

– Можно назвать Касым-султана, отца Кенесары. Кокандцы обманом пригласили его на встречу и взяли в плен в Туркестане. Здесь он заболел и скончался в сентябре 1840 года. Его тело пролежало месяц без погребения до прибытия беклербека. В конце концов, по настоянию его родственников, его похоронили внутри мавзолея Азрет Султана. Н. Балкашин в своем труде 1887 года, приводя сведения о могилах ряда выдающихся личностей казахов, пишет, что сестра Кенесары Бопай ханым также похоронена в мавзолее Ходжи Ахмеда Яссауи, рядом с ее отцом Касымом. А в Национальной энциклопедии и многих других книгах ошибочно написано, что она похоронена в Актюбинской области. Опираясь на эти данные, мы можем с уверенностью сказать, что Бопай ханым также похоронена в мавзолее вместе с отцом Касым-султаном. Дед вождя Алаша Алихана Бокейханова, хан Бокей, также покоится в этом мавзолее.

– Я заметил, что русские путешественники оставили немало сведений о личностях, похороненных в мавзолее…

– Почему вы так думаете? В 1873 году консул США в Российской империи Юджин Скайлер посетил Туркестан и в 1877 году опубликовал свои впечатления от той поездки в своей стране под названием: «Turkistan. Notes of a Journey in Russian Turkistan, Khokand, Bukhara, and Kuldja».

Там описывается мавзолей Яссауи: «его строительство началось в 1397 году, когда Темир, ожидая свою новую невесту, ханшу Тауекел, совершил паломничество в Туркестан. Шейх Ахмед Яссауи – один из знаменитых святых Центральной Азии. Особенно пир казахов. Он является основателем течения под названием Jahria. Скончался в 1120 году. Мавзолей можно назвать огромным купольным зданием. В задней части есть еще один особый купол. Его фасад состоит из арочного портала с круглыми минаретами по краям. Под аркой находится большая дверь с мелким орнаментом. Над ней – поздняя арочная ниша, сделанная Абдулла-ханом. Строение выполнено в квадратной форме из обожженного кирпича. На двух сторонах и задней части сохранились поврежденные глазурованные мозаичные покрытия. Голубые покрытия куполов в большинстве своем опали. Читается только последняя надпись, сделанная в стиле куфи. … В центре мечети находится большая комната с высоким куполом. Она украшена алебастром, подобно мавританским зданиям, особенно Альгамбре. В комнатах справа и слева похоронены различные султаны Среднего и Младшего жузов. Среди них – могила знаменитого Абылай-хана. Одна комната выполняет функцию мечети. Там проводится только пятничная молитва раз в неделю. Под небольшим куполом в задней части здания находится усыпальница Ахмеда Яссауи и его семьи».

Есть сведения и в китайских записях. Например, китайские послы оставили следующие воспоминания о встрече с Абылай-ханом: «25-го числа 8-го месяца мы выехали из Атбасара вдоль реки Есиль под предводительством Абылая. 7-го числа 9-го месяца, достигнув Кокшенгира, из дома Абылая дважды приходили гонцы, сообщая, что состояние его байбише ухудшается. Хан сказал: «Положение моей семьи не так уж важно. Даже находясь дома, я не смогу оживить умирающего. Важнее дело между мной и Богда Ежен-ханом. После того, как я провожу вас до границы, я вернусь», и продолжил путь, ведя нас. Затем пришел еще один гонец, и было решено, что хан вернется домой. Хан, как и прежде, не обратил внимания. Мы остановили его и сказали: «Вы уже все уладили. Возвращайтесь». Хан ответил: «Тогда не говорите «бросил на полпути». В такой трудной ситуации я бессилен. Если у моей байбише еще есть жизнь, я покажу ее врачу. Если она умрет до моего прибытия, я обязательно похороню ее на земле Туркестана, где покоятся наши предки», и попрощался. Из таких данных можно узнать, что байбише Абылая была похоронена в Туркестане. Известно, что у Абылай-хана было 12 жен. Имя его байбише – Карашаш. Он не мог просто так сказать, что обязательно отвезет ее хоронить в Туркестан. Из этого я вижу два феномена, присущих казахской культуре. Во-первых, несмотря на 12 жен, статус байбише не был утрачен. Ее превосходство над другими подчеркивается захоронением в Туркестане. Во-вторых, это показывает, что даже в средневековье статус женщины был достаточно высок. Почему Абылай-хан не сказал просто: «Если моя байбише умрет, похороните ее на удобном месте на окраине аула»? Что заставило его вернуться из такого дальнего путешествия и провести всю погребальную церемонию байбише? Есть ли такой статус у женщин в арабских странах в XXI веке? Это ясно показывает, что женщина, если и не считалась равной, то и не воспринималась как вещь. Из этого можно увидеть, что древнетюркское мировоззрение не было утрачено.

– Разве захоронение женщин в Туркестане не было привилегией только для аристократии и торе?

– Нет. Нет оснований так говорить. Отправка почитаемых матерей к Азрет стала общим казахским менталитетом.

– Есть ли данные, подтверждающие эту мысль?

– Есть. В 1742 году майор Миллер отправляется из России с посольством к джунгарскому хану Галдан-Цэрену. В своих воспоминаниях он пишет, что 17 марта 1743 года он встретился с Шакашак Жангиром, батыром Старшего жуза, в доме Салтан Келдея. Шакашак Жангир привез в Туркестан хоронить свою мать, оставил он такие воспоминания. Вас не удивляет эта казахская традиция – везти тела своих матерей и жен из отдаленных регионов, чтобы похоронить их в священном месте? Для меня это удивительный феномен. Трудно найти подобное в истории мусульманского мира. Тадж-Махал в Индии тоже был построен для жены правителя. Но и они – тюрки, ушедшие из Средней Азии, Казахстана. Сейчас, не говоря уже об их женах, можете ли вы найти могилы знаменитых халифов и сахабов в истории ислама? Помимо других жен Пророка, есть ли могилы Хадиджи, Айши, его дочери Фатимы? В регионах, придерживающихся ортодоксального ислама, женщин не только не почитают после смерти, но и относятся к ним как к вещам при жизни.

– Интересный факт. Я раньше об этом не задумывался? Действительно, нет никакой информации о могилах женщин в исламе. А у нас как?

– Действительно, казахи не придают этому значения. Посмотрите. У нас достаточно мест поклонения женщинам, где мужчины и женщины молятся вместе. Айша-биби, Бабаджа-катын на юге Тараза, Рабия Султан Бегим, Гаухар ана, Домалак ана в Южно-Казахстанской области, Бегим ана на берегу Сырдарьи, мавзолей Акшак кыз на кладбище Коркыт ата, Болган ана, Жубан ана в Центральном Казахстане. Казахи почитают всех их как святых, совершают паломничество и ночуют у них. Сам этот обычай бессознательно воспитывает этнос. В подсознании молодежи формируется представление о равенстве мужчин и женщин. Если хотите, женщины, обладающие святостью, даже вошли в родословные. Например, род Найман назван в честь Кызай ана, род Кете в Младшем жузе – в честь Кете бике ана. Почему ходжи, владеющие Азрет Султаном, не ставят условие: «Мы не хороним женщин у святого. Они ниже мужчин»? Оскорбление женщин – проблема в исламском мире в XXI веке. Даже международные организации, защищающие права женщин, не могут справиться с этим. Следовательно, глядя на культ святых женщин в казахской степи, можно увидеть следы культуры, сформированной Яссауи. Подумайте сами, сколько усилий нужно, чтобы женщина стала святой? Из этого можно понять. В пути Яссауи обучение девушек принималось без сопротивления. Им давалась возможность глубоко размышлять и решать сложные споры. Если девочка не учится, ее поглощает невежество простой жизни. Конечно, когда носители знаний достигают духовного тупика, права девочек также ограничиваются. Но в подсознании «уважай девочку» ждет своего часа, чтобы прорасти. Томирис, Умай, Айша-биби, Домалак ана остаются в сознании как прототипы девочек. Когда забывают путь Яссауи и импортируют религию извне, распространяется заворачивание девочек в тряпки, необразованность, запирание дома, унижение, насильственные браки. Когда девочки поглощаются невежеством, этнос в целом вступает в темную эпоху. Потому что воспитание потомства в руках женщины. В этом мудрость Яссауи. Он уделял внимание обучению девочек.

– Этот феномен для меня нов. Когда я совершал паломничество к Домалак ана, у меня не возникало мысли: «Почему я, мужчина, должен совершать паломничество к могиле женщины?». Наверное, это и есть подсознание. Вы упомянули Шакашак Жангира. Разве он сам не похоронен в мавзолее?

– Да, он скончался в 1751 году в Торгайской области. В статье Миржакыпа Дулатова мы находим сведения о том, что его тело было привезено в Туркестан и похоронено рядом со святым. Однако И.В. Ерофеева, опираясь на русские источники, утверждает, что он похоронен в нижнем течении реки Иргыз. Безусловно, большинство выдающихся личностей казахов того времени были похоронены у Азрет Султана. В записях А. Янушкевича, находившегося в ссылке в казахской степи, говорится: «богатые казахи отправляют свои кости, а иногда и части тел своих близких, в зиярат Азрет». Он пишет, что кости знаменитого Шоң би были отправлены таким образом, поляк интеллигент.

– Их доставляли в Туркестан из любого уголка бескрайней степи? Это ведь многокилометровый путь. Были ли найдены способы доставки трупов издалека? Не портятся ли они?

– Бальзамирование трупов – древнетюркский обычай. В Алтайских странах до сих пор сохранился метод сохранения тела зимой и погребения весной. Причина в том, что в суровую зиму природные условия не позволяют копать землю и хоронить тело. Поэтому тело заворачивали в войлок и вешали на дерево. Когда лед таял и начиналось потепление, тело бальзамировали и хоронили. Есть народная история об этом. Давным-давно между уаками и кереями возник спор. Керейцы шли с требованием выкупа в аул уаков. В это время один мудрец уаков издалека сказал: «Ассалаумагалейкум, ақтабандар» (белые шапки), имея в виду их пешее шествие. Один мудрец кереев ответил: «Уагалейкумсалам, те, кто сохранил трупы в виде сурле» (бальзамированные). Подобная история рассказывается и в произведении Габита Мусрепова «Улпан». Есеней би считает свою байбише умершей, говоря: «Моя байбише живет на полке, я – на помосте». Кроме того, таким образом можно было доставить на родину воинов, погибших вдали на войне. Поэтому временное сохранение трупа и погребение весной было обычным явлением среди казахов. Так же и во времена Казахского ханства, чтобы доставить благородных людей к Азрет, им вынимали внутренности и хоронили отдельно. Тело заворачивали в кожу и ставили на полку. Это также называют местом временного хранения. На нашем языке – морг. Условие заключалось в том, что тело не должно касаться земли и должно стоять на полке. Весной отправлялись в Туркестан.

– Кого вы можете отнести к трупам, доставленным в бальзамированном виде?

– Все личности, прибывающие из отдаленных регионов, проходили такую процедуру. В комнате Аксарай мавзолея стоит большое надгробие с арабскими надписями, высеченными снаружи, которые сильно истерлись и стали нечитаемыми. Говорят, что это надгробие «Каздауысты Казыбек би». Существует много легенд о том, что тело Казыбек би было привезено сюда и похоронено. Одна из них: «Тело Казбек би завернули в кожу, сохраняли днем у реки, в колодце, и, двигаясь ночью в прохладе, еле доставили за месяц». Когда скончался Шоң би, его тело также было доставлено в Туркестан за две тысячи километров и похоронено. Машхур-Жусуп пишет: «Шоң би скончался, тело его сшили в кожу и зимой доставили к Азрет Султану на ста конях». В другом источнике говорится, что Шоң би при жизни завещал: «У меня с Торайгыром (предок Султанмахмута Торайгырова) есть уговор перед Богом. Когда мы умрем, доставьте нас к хазрету». Тело Шоң би временно хранилось в суре на берегу Сылты. Когда проходил сорокадневный поминальный обряд, скончался Торайгыр. Их обоих доставили к Азрет Султану и похоронили вместе. Богембай батыр тоже так. Он скончался на берегу реки Тогай. Его тело временно хранилось на полке. Когда потеплело, тело погрузили на белого верблюда и, проделав путь в 45 дней, доставили в Азрет и похоронили. Место временного хранения тела Богембай батыра до сих пор называется «Богенбай сөресі». Мамай батыр, скончавшийся в Чингистау в возрасте 97 лет, также временно хранился. Потому что батыр скончался в конце осени. Его потомки решили доставить тело в Азрет. Наступила зима. Вынужденно, внутренние органы батыра были извлечены методом забоя и похоронены у подножия горы Орда. Тело было обмазано лекарствами из трав и помещено на полку. Родственники по очереди охраняли его. Когда снег растаял и дорога открылась, тело погрузили на носилки и доставили в Туркестан и похоронили. Если продолжать рассказывать такие истории, им не будет конца. Народных рассказов предостаточно. Невозможно собрать и записать все легенды и сказания о захоронении батыров-биев в Туркестане. Потому что их слишком много. Даже сейчас немало людей из Атырауской, Уральской областей, посмотрев родословную в своем доме, приезжают в Туркестан и проводят поминки по своему предку.

– Что вы можете сказать о феномене зиярата у Азрет Султана? Ведь поклонение могилам святых существует во всем мире. В Казахстане тоже предостаточно. Есть ли разница между Яссауи и другими? Почему Туркестан называется особенным?

– Вы правильно заметили. Просить благословения у святого, специально приходить к его могиле, читать Коран, совершать молитвы – это везде одинаково. Фазлаллах ибн Рузбихан описывает, как хан Шайбани совершал зиярат к могиле святого: «Надев на себя ихрам поклонения могиле его святейшества Хваджа и отвечая «слушаюсь» на призыв Божий, он от чистого сердца совершил обход той Каабы прошения, побежал по тропе молящихся и со смирением и покорностью поспешил пойти поклониться к жилищу муджавиров, совершающих коленопреклонение и земные поклоны. То, что подобает по обязательным правилам прославления и чествования такого преславного и чтимого места, было почтительным слугой исполнено. Снаружи куполообразного здания, на краю западной суффы, которая находится у порога могилы, он присел, и чтецы слова Божия приступили к благопристойному чтению нараспев». В письме Оренбургскому губернатору от 1745 года сообщается, что казахский хан Абильмамбет также ездил в Туркестан для поклонения Богу. Фазлаллах ибн Рузбихан также записал, что он провел двенадцать дней у могилы Ходжи Ахмеда Яссауи и какое впечатление он получил: «В течении двенадцати блистательных дней я удостоился пребывать в соседстве этого возвышающего душу места, в уединенной молитве и благочестивом собеседовании в собрании, где поучал и сам учился, совершенно отказавшись от прочего». Из этого следует, что историк прошел духовное очищение, встречался и беседовал с учеными дервишами, учился у них. Мавзолей Яссауи можно назвать многофункциональным местом. Трудно назвать еще одну могилу святого, которая выполняла бы столько функций. Например, возьмем знаменитого святого Мауляну Руми в Конье. Это город, который привлекает больше всего туристов в мусульманском мире. Нет числа приезжающим специально из Западной Европы. Но по многогранности он не может сравниться с Яссауи.

– Почему?

– Мавзолей Азрет Султана, помимо места паломничества, является духовным полюсом тюркского мира. Это единственная личность, с которой могут собраться и объединиться в общих интересах народы тюркского происхождения. Приведу пример. В 1763 году в Туркестане состоялся совет казахских правителей по международным вопросам. Там обсуждался и был одобрен вопрос о создании военного союза против Китая с участием стран Центральной Азии и афганского шаха Ахмед-шаха. В курултае участвовало шесть тысяч казахских биев, батыров и султанов. Это собрание придало значительную силу мусульманским народам. А также в определенной степени вынудило Китай отказаться от намерения завоевать Центральную Азию. Видите? Мавзолей, помимо паломничества, продолжает функционировать как дипломатический центр, где обсуждаются важные международные вопросы. В 300 метрах от мавзолея находится Култобе. Вы слышали пословицу «На Култобе каждый день собрание»?

– Конечно.

– На том холме было проведено множество совещаний против внешних врагов. Бии-батыры, стоя у дюрбе святого, договаривались: «Будем действовать заодно». «Семь установлений» Аз-Тауке также были приняты в этом священном месте. Если говорить современным языком, это можно назвать парламентским центром страны. Поэтому нужно показать Туркестан не только как место поклонения, но и с других сторон. Где вы поставите его резидентскую роль, где проводились выборы ханов, принимались послы в Аксарае, хоронились исторические личности? Я не видел ни одного мавзолея святого, который выполнял бы столько многогранных функций. Историки до сих пор не придают этому значения.

– Вы упомянули его пантеонную функцию. А есть ли сведения о том, что ханы принимали послов в Туркестане?

– Есть. Приведу только один пример. В 1694 году к Тауке-хану прибыло посольство от российского императора Петра I. Когда они читали письмо русского царя, они проявили дерзость, потребовав, чтобы он снял шапку и выслушал стоя. Тауке ответил, что он не снимает головной убор даже во время молитвы Богу. Они сказали, что турецкий султан и персидский царь слушают письмо царя, сняв головные уборы. «Турецкий султан и кызылбашский царь не выше меня», – сказал Тауке-хан. Послы, исчерпав все средства, умоляли одного из воевод снять шапку и выслушать стоя. Тогда Тауке ответил: «Я и этого не смогу сделать. Мое здоровье – в силе моей восьмидесятитысячной армии». Видите? Таким образом, он выполнял роль резиденции, где принимали послов. Если мы хотим провести процесс деколонизации казахского сознания, то такие священные места, исторические моменты, которые там произошли, должны стать идеологией.

– Интересно. На какие еще особенности вы бы обратили внимание?

– До прихода к власти большевиков пятничная молитва в Туркестане проходила у мавзолея Азрет Султана. Если посмотреть данные Лыкошина, Массона, Гордлевского, то они пишут, что в то время в мавзолее проводилась пятничная молитва, дервиши совершали зикр, а затем все ели «алим ботқа». Это был крупный феномен, определявший мусульманскую идентичность кочевых казахов. Сейчас вы идете в мечеть, построенную в современном стиле. Но я ручаюсь, что вы не сможете получить того духовного воздействия, которое получала община, собиравшаяся на пятничную молитву в Туркестане в 1920-30-х годах. Подумайте сами: во время молитвы в 10 метрах от вас покоятся останки Яссауи, в 12-13 метрах – Абылайхана. Даже современный ученый-казах, который совершенно не верит в святость и благодать, почувствует гнет, зайдя в эту комнату. Кто знает, в каком состоянии был казах того времени, когда он верил в чудо святого и благодать хана как в основу своей веры. После пятничной молитвы община пила воду из колодца у святого, ела «алим ботқа» и уносила домой горсть земли как «табарик». Поскольку тех, кто брал землю, было слишком много, они вырыли полы. От безысходности, чтобы заполнить ямы, стали привозить землю снаружи. Многие верили, что земля Азретта является лекарством от кожных заболеваний.

– Теперь, когда наука развилась и медицина шагнула вперед, разве не является нормальным процессом угасание веры в подобные вещи? Зачем таскать землю, когда есть врач-дерматолог?

– Я так не думаю. Понятие святости в человеке начинается с таких простых вещей. В науке это называется сакральной географией. Считается, что место, где похоронен святой, обладает особыми свойствами. Когда точная наука разрушает эту веру, то и уважение к святому исчезает, святость и благодать отходят на второй план. Более того, даже если земля святого не является прямым лекарством, она служит опорой для надежды страждущего человека: «возможно, я излечусь от этой болезни». Все врачи учат пациента: «Если хочешь выздороветь, в первую очередь верь не мне, не лекарствам, а в то, что ты сможешь победить болезнь». Если воспринимать это так, то нет ничего предосудительного в том, чтобы брать землю как «табарик».

– Тогда, возможно, и то, что многие бездетные женщины, ища помощи у святого и прося у Аллаха ребенка, обретают потомство, происходит из этой веры…

– Хорошо, я приведу вам конкретные данные. Путешествовавший по казахской степи в XVIII веке И. Андреев оставил следующие сведения. Казахи признают Туркестан городом священных мест. Там находится мавзолей Азрет Султана. Он пишет, что казахи Среднего жуза идут туда пешком для посещения. В качестве примера он приводит казаха из рода Уак, у которого не было детей, хотя они были женаты 8 лет. В 1779 году он прошел полгода пешком и совершил паломничество в Туркестан. После этой поездки у него родились сын и дочь, о чем он рассказывает.

– Говорят, что Динмухаммед Кунаев также часто совершал паломничества. Насколько это правда?

– Хотя это и было скрыто, Д. Кунаев, приезжая в Туркестан, прикасался к надгробию предка, гладил его, пробовал его воду. В этом, кажется, кроется большой смысл. Верил ли он внутренне или нет – это другой вопрос. Все мы знаем, что настало время, когда к Корану, молитве, Богу относятся без всякого почтения. Несмотря на это, наш Димаш ага не прекращал выражать почтение духу предка. Когда он приезжал в 1983 году, он вошел в некрополь и прикоснулся к надгробию Яссауи, что видел тогдашний начальник реставрационной мастерской Туркестана, большой почитатель мавзолея Жантемир Алимов.

– Последний вопрос. Это уже стало историей. Насколько высока современная значимость Пантеона? Можно ли его по-прежнему использовать для привлечения туристов?

– Я уже говорил, что пантеон Азрет Султана – явление, крайне редкое в истории. С ним может сравниться только английское Аббатство Вестминстер, ставшее пантеоном естественным путем. Пантеоны в Париже или Кремле имеют меньшую сакральную ценность. Поскольку внутренний смысл пантеона не связан с потусторонним, он не так сильно трогает сердце человека. Теперь о его значимости. Большевики прервали эту традицию. Теперь посмотрите на ее последствия. За последние 80 лет у Азретта не был похоронен ни один выдающийся деятель. Курмангазы остался в России. Шакариму едва выделили место для могилы. Его тело долгое время находилось в колодце. Нынешнее поколение не может найти могилы Мухтара Ауэзова, кюйши Дины, батыра Бауыржана Момышулы, Нургисы Тлендиева, Акжана Машани. Эти личности похоронены на нескольких кладбищах в окрестностях Алматы. Если вы туда придете, это не пробудит вашу историческую память. Вы не испытаете чувства святости. Это неудобно и для целенаправленных паломничеств. Если вы придете в Кенсай искать кого-то, вы не поймете, к какой цивилизации, к какой культуре вы принадлежите. А в мавзолее Азрет Султана вы увидите место слияния древнетюркской культуры и исламской цивилизации. Вы уйдете, наполненные смыслом, и всем сердцем почувствуете вечный характер человеческого духа. Когда мы обрели независимость, была только одна личность, которая стремилась разрушить советскую идеологию и возродить традиции в сознании. Это был Узбекали Жанибеков. При жизни он завещал своим родным: «Когда умру, похороните мое тело на кладбище Арыстанбаб». Его завещание было испол

Previous Post

Арыстанбек Мухамедиулы: Наурыз в первую очередь должен быть посвящен детям

Next Post

«Талак» для тех, кто произносит его: остановка

Next Post

"Талак" для тех, кто произносит его: остановка

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.