Судьба казахской письменности, сменившей алфавит четыре раза за одно столетие, неразрывно связана с будущим литературы и культуры нации. Борьба Хана-Кене и Алихана, Абая и Ахмета вчера была именно за это. От наскальных знаков до сегодняшнего латинского алфавита прошла огромная история. Сколько стран исчезло, угасло, утонуло в волнах времени. Но казахи выжили, народ на своем месте. Это, вероятно, связано не с самонадеянной гордостью, а с жизнеспособностью нации, способной смотреть на себя критически.
Итак, когда же впервые заговорили о латинице? В 1912 году был введен в употребление алфавит Ахмета Байтурсынулы. Официально он был утвержден на съезде в Оренбурге в 1924 году. Однако именно на этом съезде Назир Торекулов впервые поднял вопрос о латинском алфавите. Тем не менее, Ахмет был против этого предложения. В своем докладе он сказал: «Хороший алфавит должен соответствовать языку. Хороший алфавит должен быть легким для письма, если буквы алфавита сложны, имеют много элементов, письмо затягивается и отнимает много времени. Хороший алфавит должен быть удобен для полиграфии. Алфавит, буквы которого легко набираются и занимают мало места при печати, удешевляет прессу. Хороший алфавит должен быть удобен и для изучения. Алфавит, буквы которого легко писать, а печатные и письменные формы близки, будет легко освоить. Все алфавиты, не соответствующие этим четырем признакам хорошего алфавита, будут несовершенными». Это была мысль ученого: «Не будем тратить наши малые силы на ненужные дела».
Главная и единственная причина массового перехода мировых народов на латинскую графику – это КОМПЬЮТЕР, появившийся в конце второй половины двадцатого века. То есть, язык науки и техники. Мы не можем сказать, что Назир Торекулов предвидел это будущее. А алфавит Ахмета, легкий для обучения и письма, получил поддержку всего казахского народа, и в это время начали выходить газеты и журналы. У деятелей Алашорды, которые считали, что у казахов должны быть своя письменность, своя типография, свои издания, в сознании было будущее казахское государство. И в этом государстве планировалась письменность на основе мусульманского алфавита Байтурсынулы. Деятели Алаш были полностью убеждены, что алфавит и письменность являются одним из важных путей избавления от русского колониализма и влияния русского языка.
Советское правительство, почувствовав, что алфавит Байтурсынулы выходит из-под контроля казахского народа, в 1929 году приняло срочное решение о введении латинского алфавита и приступило к его скорейшему исполнению. Распространялись сообщения: «Государственные служащие, не знающие нового алфавита, должны считаться врагами народа». За этим решением стояла обеспокоенность объединением тюркских народов, то есть страх перед «Пан-Тюркизмом». Я не выдумываю проблему «Пан-Тюркизма» этого периода. Английский ученый Ленор А. Гренобль в своем труде «Языковая политика в Советском Союзе» пишет: «Все решения, принятые в то время, были вызваны страхом перед пан-тюркизмом».
Дальнейший план – адаптация этих народов к русскому языку. А для этого переход алфавита Байтурсынулы непосредственно на русский алфавит был невозможен при жизни деятелей Алаш. Таким образом, эта цель начала подниматься уже в 1937 году, после уничтожения казахской интеллигенции, и в 1940 году был принят закон «О переводе латинизированной казахской письменности на новый алфавит на основе русской графики».
Примерно за десять лет были предприняты такие огромные усилия, направленные на уничтожение языка и письменной культуры одной нации. И, как они и думали, вред, нанесенный казахскому языку, оказался действительно очень тяжелым. Мы до сих пор страдаем от его последствий. Ученый Серикбол Кондыбай говорит об этом: «Не секрет, что письменность нашего сегодняшнего языка адаптирована не только к русской графике, но прежде всего к природе русского языка». Действительно, введение таких звуков, как «в, ч, ц, щ, ю, я, э, ъ, ь, ё» и знаков, а также двойственность «И» (Ахмет Байтурсынулы называл звуки «И» и «У» «полугласными» в соответствии с законом казахского языка) оказали значительное влияние на закономерности наших собственных звуков. Сегодня у нас немало слитных, искаженных, деформированных звуков. Хотя это не сильно ощущается в современном языке, его последствия поистине неизмеримы. Об этом говорят и пишут языковеды.
Теперь, упомянутая выше проблема «Пан-Тюркизма» вновь начала подниматься в годы распада Советского Союза. Доказательством этому служит то, что в годы обретения независимости тюркскими странами Турецкая Республика одной из первых начала протягивать руку помощи тюркским государствам. 18 ноября 1991 года в Стамбуле в Университете Мармара прошла конференция тюркских народов. Это был период, когда впервые был поднят вопрос о союзе тюркских государств и общем тюркском языке. Была даже предложена общая азбука тюркских народов, состоящая из 34 знаков. Первым среди стран, вышедших из состава Советского Союза, кто поддержал это, стало государство Узбекистан. В 1992 году в Узбекистане выходил журнал «Орта Тюрк».
Закономерно возникает вопрос, почему Казахстан, будучи независимой страной, так неохотно отнесся к этой великой инициативе, как союз родственных государств. Этому есть несколько причин. Во-первых, давление России, обладающей еще змеиной силой, на оставшиеся пятнадцать республик. Бывший министр образования Азербайджана Фируддин Джалилов говорит об этом: «Переходный период на латинскую графику в 1992 году был очень трудным. С одной стороны, Иран призывал «перейти на арабский алфавит», а Россия оказывала давление, чтобы «остаться на русской графике»». Следовательно, это давление оказывалось не только на Азербайджан. Во-вторых, в годы обретения нами независимости число казахов в стране составляло 39 процентов, а русских – 37 процентов. Если же добавить русскоязычных казахов к этим тридцати семи процентам, то нетрудно понять, что поддержка «Пан-Тюркизма» была опасна для Казахстана. Третья причина, конечно, – экономическая ситуация первых лет.
Вот в чем заключается важность и вес сегодняшнего исторического решения о переходе на латинский алфавит. Было бы хорошо иметь общий алфавит для тюркского мира. Однако история, «часто прерываемая и многократно сшиваемая», не давала шанса в каждый период. Технологии, развивающиеся со скоростью света, и время не ждут. Этот переход – духовный переход. Очевидно, что он не будет легким, и книги, труды на латинице, вышедшие за 70 лет, несомненно, окажут значительное влияние на этот переход. И правительству, и следующему за ним народу нужна крепкая воля.
Кайсар Кауымбек