Известный режиссер Акан Сатаев собирался снять исторический фильм о царице Томирис. Недавно стало известно имя актрисы, которая сыграет главную роль в фильме.
После того, как режиссер опубликовал фотографию актрисы, исполняющей роль царицы Томирис, социальные сети наполнились различными мнениями. Часть народа считает, что выбранная девушка не сможет полностью раскрыть образ царицы Томирис, другая же сторона говорит, что это удачный выбор. В связи с этим мы решили представить вниманию читателей часть комментариев, которые пишутся в сетях.
Сохранены ли стандарты красоты казахских девушек?..
Это Акан Сатаев выбрал на главную роль в своем историческом фильме «Томирис». Альмира Турсын. Не актриса. Психолог. Я словно увидела в этом образе ту самую царицу Томирис, с которой мы вместе учились в пятом классе.. Точно она! Красивая и грозная!
Вы понимаете, как сложно выбирать героя для исторического фильма, на прошлой неделе мы возмущались, что «Баян Сулу» некрасива. Потому что каждый, читая или слыша о Баян Сулу, представлял ее в образе красоты из своего воображения. Особенно наше поколение, которое появилось позже. А стандарты казахской красоты, привлекательности мы сейчас сами не можем описать. Образы в наших головах перемешались как каша..
Во времена Советского Союза наш вкус менялся от черно-белой Людмилы Чурсиной до Ларисы Ивановны из «Мимино», Нади из «Иронии судьбы», Анастасии Вертинской из «Человека-амфибии», дочери Шурика Натальи Варлей, Татьяны Лютаевой из «Гардемаринов, вперед!». К этому добавились образы Рекхи, Хемы Малини, Мадхури, Айшварьи из индийского кино. Оттуда наступали Мэрилин Монро, Катрин Денев, Софи Лорен, Брижит Бардо, Элизабет Тейлор. В 90-е годы начался настоящий мировой хаос. Белуччи, Марсо ворвались в наше сознание. Среди всего этого мелькали наши Отекешова, Нигматуллина. А теперь попробуйте составить из тысячи образов в вашем сознании ту самую казахскую красавицу, которая понравится всем) Невозможно…
Красота – это не только большие глаза, пухлые губы. Это – поведение, походка, смех и т.д. И в этом плане я не могу сказать, что наши стандарты сохранились. Например, у чеченских девушек есть неписаный стандарт «лела хаар». Это статность, походка, все охвачено. Ислам запрещает женщине вилять бедрами перед мужчиной. Думаю, из-за этого запрета сформировалось у чеченских, ингушских, балкарских, карачаевских девушек движение без виляния бедрами, не перебрасывая их, быстрое передвижение на носочках перед мужчиной по этому «лела хаар». Это вместе с танцем Майкла Джексона «Moonwalk» выглядит ужасно визуально. Соблюдение этого стандарта добавляет плюс 1 балл к красоте этих горских девушек.
Остались ли у нас вообще такие эталоны красоты, стандарты привлекательности казахских девушек? Вот в чем вопрос…
Оркена Кенжебека
Я против чрезмерного восхваления женщин
Известный кинорежиссер Акан Сатаев, мой младший брат, похоже, приступил к подготовке к съемкам фильма «Томирис». Во всяком случае, такая информация от знающих людей в ФБ.
Если я называю Акана своим младшим братом, это не будет преувеличением, он учился в той же школе-интернате №2 города Караганды, где учился и я. Один из талантливых, целеустремленных людей. Радует, что наши кинорежиссеры не относятся к истории безразлично. Но не знаю, есть ли хорошие, образованные киносценаристы, но как только они снимают исторический фильм, они уходят в историю и историческую этнографию. Как зритель, я не могу принять ни «Кочевников», ни «Жау жүрек мың бала», ни недавний «Казахское ханство». Они не соответствуют истории, не трогают душу! Неужели в «Томирисе» повторятся те же ошибки?! Мы говорим «казахи», но полную версию легенды о Томирис я прочитал в книге Иордана «О гетах» (сказания о гетах)! Рассказ о предках гетов (готов, германцев) был написан в 5 веке, после Каталаунской битвы. Иордан видел людей, участвовавших в этой грандиозной битве, разговаривал с ними. Книга написана эпическим языком. Говорят, в упомянутой Каталаунской битве кровь лилась рекой, вода в реке стала красной, раненые воины пили кровь вместо воды. Нелегко было, погибло 200 тысяч воинов с обеих сторон. Иордан особенно сокрушается о готских (гетских) племенах, которые воевали по обе стороны – на стороне гуннского царя Аттилы и на стороне римского полководца Аэция, убивая друг друга.
Иордан называет гетские (готские) племена скифами, то есть то, о чем он пишет, это западная часть саков, называемых массагетами. Когда они под давлением дахов двинулись на запад, они разделились на две части: одни – остготы, другие – вестготы. Позже они тесно смешались с гуннами и завоевали Европу, заложив основы новых государств. Сама современная Германия до середины XIX века, то есть до прихода к власти Бисмарка, была конфедерацией 300 германо-готских племен.
Теперь, когда мы обращаемся к теме Томирис, мы должны учитывать эти вопросы. Мы должны снять фильм, пусть не уровня «Трои» и «Спартака», но близкий к ним. По-настоящему, через этот фильм можно было бы выйти к европейскому зрителю. Конечно, не все массагеты ушли на запад, некоторые остались среди нас, поэтому, если мы свяжем эту тему с казахской историей и этнографией, это будет только лучше. Разве не показали казахскую юрту при создании «Трои»? Почему бы и нам не показать красивые казахские национальные костюмы?! Мне не нравится вариант костюма Томирис в текущей подготовке! Не нравятся реконструкции, сделанные только слабыми специалистами, опирающимися на археологические находки!
Еще один важный вопрос: наши режиссеры любят бурные события, кричащих персонажей. За ними скрывается мирная жизнь народа, мать, которая трудится от зари до зари ради семьи, отец, который проливает пот и кровь ради семьи – родины. На самом деле войны, вражда – это редкие явления, которые изредка разрушают мирную жизнь человечества, нельзя делать на них слишком большой акцент. Если мы изобразим Томирис как воительницу с горящими глазами, женщину-богатыря, то следует учесть, что такие фильмы и литература усилят и без того бушующее в нашем обществе женское движение за свободу. А это катастрофа как для общества, так и для государства. Как мы воспитываем наших школьниц? Кто провел правильные исследования? То, что они видят в кино – это женщины-мужчины, то, что они видят в школе – это женщины-одиночки. Я не против женщин, но я против того, чтобы их чрезмерно восхвалять как героинь, спутниц в походах, товарищей, делящих последний кусок хлеба, как силу, вступающую в поединок с мужчиной.
Это были первые мысли, которые пришли мне в голову, когда я узнал, что Акан Сатаев начал подготовку к съемкам исторического фильма «Томирис». Надеюсь, читатель воспримет это правильно!
Жамбыл Артыкбаев
Передача сценария в руки русскоязычных – опасно
Действительно, мы достигли уровня, чтобы снимать фильм уровня «Спартака», как вы только что сказали, кукольные фильмы временны, сняты в соответствии с определенной политикой. Но мой страх в том, найдется ли человек, который напишет такой сценарий для съемок такого кино? Смагул Елубай, Дулат Исабек, Кабдеш Жумадиль могли бы справиться. Но привлекут ли их, специалистов, близких к эпическому кино, таких как Акан, в наше время с учетом современных взглядов?! Эх, вряд ли.
А передавать сценарий в руки русскоязычных – опасно. Их культура другая. Невозможно раскрыть казахские ценности с другой культурой. Об этом тоже нужно думать. Если бы художественный совет (хотелось бы, чтобы он был, иначе, как Баян, любое государство будет тратить государственные средства впустую и разбазаривать их) взял на себя полномочия по выбору темы, режиссера и сценариста, актеров, тогда бы мы смогли достичь поставленной цели. Иначе мы продолжаем снимать эти посредственные произведения. Посмотрите, наши соседи кыргызы и узбеки снимают свои фильмы на основе национального кино, национальных ценностей, национального воспитания. Есть большая уверенность, что они достигнут своего прежнего золотого века. А у нас множатся ура-фильмы вроде «дружбы с русскими» (искусственной), «созидательности». Нас поднимут и обрушат именно исторические фильмы. Чингисхана, Аль-Фараби и т.д. мы должны снимать сами. Именно они нас представят миру.
Дурали Дуйсебай
Бред европоцентричной политики, посеянный в нашем сознании…
Главного героя в «Томирис» местные кино «специалисты» очень хвалят. Посмотрите на внешность актрисы и имя Томирис, о знатоки! Кинематографисты, похоже, выбрали актрису, следуя европоцентричному взгляду из истории науки, который гласит, что «саки были ираноязычным народом». Потому что ее внешность совершенно не похожа на протоказахов, на предков, которых мы видим на балбалах.
Возможно, они сделали это, выросши на смехотворной концепции «древние казахи были голубоглазыми, светловолосыми», не знаю. Эта концепция – тоже бред европоцентричной политики, посеянный в нашем сознании, которая считает всех монголоидов неполноценным народом. Из-за этого появились невежественные, ничтожные казахи, которые презирают свою внешность и хотят быть похожими на европейцев. Имя «Томирис» – такое же сомнительное имя. Потому что ее настоящее имя не Тамирис! Впервые имя Тамирис нам сообщил греческий историк Геродот, названный «отцом истории». «Ис» – это греческое окончание. Если убрать это окончание «ис», получится знакомое нам слово «Тамир», «Темир». Акан Сатаев, возможно, хороший специалист. Но в этом фильме, снятом им по старой колее, идущей с Советского Союза, нет ничего выдающегося!
Жолымбет Макиш
***
Томирис – не вышла на бой с врагом, опередив своего мужа, с безумной храбростью. Она, как вдова правителя, правившая народом, вынужденно села на коня, чтобы защитить свой народ. Она отомстила за смерть единственного сына, который погиб из-за юношеской горячности, попав в ловушку врага. Здесь не нужно приплетать гендерную политику. Никто не испугается идеи восхваления храброй царицы, мстящей за своих мужчин.
Жанат Аскербеккызы
Составитель: Национальный портал