Слово, за которым гонится человек, встречается только со словом. Кроме него, нет другого прибежища, на которое он мог бы опереться. Но как быть с тем, что эта яркая жизнь, которую вы осветили, становится прекраснее лишь тогда, когда властвует сила доброго слова, близкого к полусчастью? Иногда к этому добавляются и сплетни с пересудами с улицы, и они идут впридачу. Если вы хотите представить себе не приукрашенную картину бездушной жизни, попробуйте на мгновение отделить человека от этой веры в слово, и посмотрите, в каком он будет состоянии. А ведь острый язык – это «иногда огонь, иногда ветер».
Конечно, несправедливо, когда талантливый человек, высказывающий свое мнение, когда оно выходит за рамки, оказывается виноват перед своими согражданами только за это. А нам очень жаль, что мы, выискивая изъяны в каждом сказанном слове, в конце концов теряем всякое уважение друг к другу. Возможно, это и есть наш национальный недостаток в культуре дискуссий. Да кто знает, может, только мы так? Мы видим, что и другие народы и нации на лице земли не чужды подобным проблемам. Тем не менее, нынешняя ситуация у нас вызывает подозрения своей обособленностью как в ритуалах, так и в песнях.
Недавно, читая статью в независимом интернет-издании «Ұлт»: «В Атырау состоялся литературно-музыкальный вечер «Великий писатель великой страны», посвященный памяти государственного и общественного деятеля, народного писателя, лауреата Государственной премии, Героя Труда Абиша Кекильбаева», я вспомнил о притеснениях, которые пережил этот самобытный писатель при жизни. Затем я снова пропустил через сито разума слова: «Мы так шумели, не в силах простить Абишу аға, похожему на святого, одну его слабость при жизни. Аға умер от тоски. Эх, мы не народ». Да, насколько же хорошо, когда мы при жизни ценим великих сыновей нации, рожденных на нашей земле, и не осуждаем их, даже если они спотыкались. Эта наша казахская привычка видеть всех талантов как белокрылых ангелов. На это грандиозное собрание собрались сливки нашего народа, чьи тени падают туда, где гремит гром. Среди них был и наш особо уважаемый писатель аға Рахымжан Отарбаев. Увидев его макушку на групповой фотографии, я сразу же почувствовал тепло на душе.
Иногда непонятно, почему мы, весь народ, так волнуемся. Если не считать того, что последнее предложение звучит немного тяжело, оно не лишено смысла и не вызывает раздражения. Народ тоже чувствует, что истина лежит рядом с этим словом. В целом, разве не очевидно для многих людей с открытыми глазами и пробужденным разумом, что национальная литература, наука и искусство казахов отстают, несмотря на стремительное развитие современного мира и соответствующие требования во всех областях? (Наша надежда на то, что вопрос оценки творчества, а не восхваления личности, работающей в этой сфере, будет наконец-то поставлен на повестку дня в нашем государстве, еще не полностью угасла). Но, похоже, никто из них не хочет нести на себе позор и говорить что-либо кому-либо. Почему? Ведь мы давно перешли к позиции «ты не трогай меня, я не трону тебя, глаза-тараканы». Иначе кто видел слепого героя, противостоящего густой траве? Вся «вина» наших талантливых писателей и ученых (если мы считаем виной говорить правду о некоторых событиях в обществе) заключается в том, что они, когда говорят то, что не может сказать простой народ, способны разрушить основы всего и оставить глубокий след.
Еще во времена Советского Союза такие проблемы поднимались ежедневно, и критика, которая то и дело разносила друг друга, была оправданной или неоправданной, но лезвие ее меча не высыхало от крови. Это было время, когда цвет поднятого знамени был кроваво-красным, а символами – серп и молот, которыми тебя рубили пополам или били сверху. И сегодня люди с открытыми глазами хорошо знают, кого из них оставила в живых жизнь. Только сейчас у нас появилась возможность сравнить подлинники и подделки литературных произведений того времени и раскрыть их истину. Так почему же мы постоянно враждуем друг с другом? Разве время не расставит все по своим местам завтра?
Дело, видимо, в том, кому и какая литература и наука нужны сейчас. Правда, стоит спорить и о вкусах, и национальное самосознание не должно быть растоптано, но при этом нельзя отставать от поля цивилизации. Следовательно, нам сейчас нужен особый подход, который «не убьет быка и не сломает телегу», и человек, который будет вести нас по этому пути. Литература и наука, создаваемые в рамках современных общественных явлений, завтра станут достоянием истории, и время, когда им будет дана их заслуженная оценка, уже не за горами. А жизнь покажет, какова судьба многих, кто сегодня возводится в ранг святых. «Кто прав, кто виноват, выяснится, когда пойдут в баню», – говорили раньше. Сейчас те, у кого все в порядке, чувствуют себя как мулла в мечети…
А теперь, знаете ли, нас удивляет, как мы, едва услышав чье-то интервью, вскакиваем, словно наступив на раскаленные угли, от неожиданных мыслей. Даже у некоторых из нас пробуждаются скрытые комплексы, и начинают всплывать неожиданные, крайние ситуации. В нашем обществе, если что-то скажешь по какому-либо вопросу, это задевает даже посторонних людей, которые имеют к этому мало отношения, что очень интересно. Затем люди, которые никогда не были вместе, временно объединяются и начинают осуждать со всех сторон. И при этом те, кто находится между строк, забывают, что собеседник в целом говорит о состоянии и будущем литературы и науки, кратко описывая их ход и развитие, и начинают заниматься личными проблемами. В таких случаях споры возникают мгновенно. Везде, где проходят двусмысленные разговоры, именно так. Оказывается, вся проблема в том, чтобы обойти имена одного-двух уважаемых людей, и если вы это учтете, то никаких проблем не будет. В любом случае, есть те, кто выслеживает слова и борется. По нашему мнению, преемственность поколений, которые продолжают перечитывать произведения казахских и мировых классиков, пока не прервалась, и будем надеяться, что она не прервется в ближайшее время. Однако, возможно, нам следует избавиться от наивной веры в то, что теперь весь народ будет массово читать книги. Возможно, когда-нибудь такой период снова наступит. В то время, когда газеты, журналы, радио и телевидение, которые когда-то были «ушами и глазами народа», не могут угнаться за стремительной скоростью современных социальных сетей, некоторые наши действия кажутся напрасной тратой времени. Поэтому казахам нужно искать другой путь, чтобы идти в ногу со временем.
В целом, кажется, мы перестаем понимать благородные мысли тех, кто владеет словом. «Кунанбай, будучи отцом тысячи Абаев, был преступником…». Это предложение чуть не задушило меня недавно, когда я читал. Тогда я думаю: если Кунанбай, построивший мечеть в Мекке для паломничества всех мусульман, был «преступником», то кем же был его сын, мудрец Абай, и все казахи, которые почитают его?! (Ах, если бы только наш уважаемый Тэке – Таласбек Асемкулов был жив, – подумали мы и отложили). Вот личное мнение уважаемого казахского писателя, трижды удостоенного Государственной премии соседнего государства. Возможно, это и есть то, что раньше говорили: «В каждой голове – своя мысль». Сейчас, несмотря на то, что критика среди писателей утратила свою остроту, а мнения стали односторонними и разрозненными, нельзя сомневаться в существовании совершенных литературных образцов, созданных старшим поколением до нас. Я не увидел, чтобы гениальность нашего поколения, сравниваемая с передовыми принципами мировой литературы, просила хлеба у кого-либо. В целом, необоснованно бросать грязь на наше прошлое и настоящее – это не героизм. Разве можно говорить, не опираясь на определенные передовые теории, чтобы исследовать и показать преимущества и недостатки литературы и науки, а также эти процессы?
Иногда кажется, что в нашем обществе постоянно придумываются различные способы заставить склонить гордую голову и согнуть непокорные колени. Я думаю, что это одна из древних уловок, специально придуманных для несчастной судьбы талантливых людей. Люди, которым Бог не дал таланта, словно хотят видеть, как талантливые люди склоняются перед ними и кланяются, говоря «тугеншеке». Если бы вы знали, какое это достижение для них! Нельзя отрицать, что для этого могут проводиться специальные работы. Похоже, многие люди получают от этого неземное наслаждение – оргазм и испытывают особое блаженство. Как сказал автор, «уморить писателей тоской» – это не чуждый для нашей нации метод. И в нашем обществе существует множество способов «уморить тоской»: не ценить написанное писателем, не издавать его книги, игнорировать его юбилейные даты и важные вехи, отстранять от работы и должностей, продвигать бездарных людей вместо очень талантливых, присуждать только одну Государственную премию в год более чем 800 писателям (тогда вы увидите, что они желают друг другу), не выдвигать вовремя особо талантливых людей на звания, оказывать давление с квартирой, следить за каждым их словом и действием, не оставлять их в покое, говоря «потому что, потому что»… После этого можно никого не убивать, сам владелец слова умрет от тоски (это касается и любой другой сферы духовной жизни).
А те наши братья, которые любят слова, и которые до сих пор подливают масла в огонь вражды, комментируя в СМИ, и которые превратили в привычку подливать масла в огонь вражды, говоря: «Мы споткнули коня Рахымжана», – глубоко ошибаются. Пусть они не признают этих сознательных и бессознательных действий, но для человека, понимающего смысл слов, некоторые изгибы и повороты текста не умеют лгать и уклоняться. Всегда творцами классической литературы и науки, их передовых принципов являются личности, а не толпа! Так было всегда и так будет. Среди нас достаточно грамотных людей, которые это знают. Поэтому иногда думаешь: почему же они не открывают свой рот? Или же состояние национальной литературы и науки стало для нас не так уж важно? Возможно, притеснения, которые пережили те, кто говорил об этом до сих пор, иссушили их сердца, погасили огонь в глазах и полностью потушили пламя в груди?
Да, у нас до сих пор немало романов и исследований, которые были актуальны во времена Советского Союза, когда его идеология, подчинившая себе безграничную власть, рухнула, и поэтому их время прошло, и их звезда погасла. Мы не можем скрыть этого от кого-либо, и нет необходимости скрывать правду, которую разоблачает каждое время. Это явление подобно тому, как мы когда-то массово начали разрушать памятники и бюсты деятелей красной империи, вместо того чтобы создать аллею, которая могла бы послужить уроком для последующих поколений. Мы понимаем, конечно, что эта мысль неправильна для тех, кто, увидев красный лоскут, впадает в ярость, как мексиканский бык, и испытывает советский синдром, сжимаясь всем телом. На этой земле нет ничего проще, чем слепо разрушать что-либо. Иногда, когда наши писатели-деятели дают объяснения своим неожиданным мыслям, мы говорим: «Мы заставили их извиниться». Что это за привычка? Значит, вся цель и стремление нашего народа – заставить извиниться наших известных сыновей (неважно, в какой области) или же радоваться их унижению? И при этом мы хотим сказать: «У нас сейчас нет личностей». Что это за намерение? Нет, братья, трудно извиниться за все написанное. Если мы не увидим причину в себе, не понимающих благородные мысли наших истинных писателей и деятелей, то в ком еще нам ее искать? А требовать, чтобы все написанное было понятно, – это совершенно несправедливо!
То, что мы используем такие неразберихи в своих интересах, запугивая некоторых талантливых личностей массой, объединяя их единством, и, если возможно, сталкивая их с самыми рогатыми и бородатыми, и окончательно топя их вместе с глубокими – это тоже не исключено. Но разве великие казахи, подобные Рахымжану, которые слились с традициями степи, боятся всего, кроме Единого Творца, и которым Бог щедро наполнил разум безмерным знанием и множеством красок языка, испугаются такой бравады? В это неспокойное время, когда пламя огня, возникшего от слов, которые достигают края земли, полностью охватило воздух, которым мы дышим, в открытом поле, под небом и солнцем, книга Рахана горела. Это тоже был наш «пример», который мы бездумно скопировали у беспримерного народа. Древние казахи, боявшиеся святости и защиты матери-огня, боялись первым поджигать огонь, разжигать пожар из-за мелочи. Сейчас мы стали сильными, не боясь даже Бога, не говоря уже об огне. Так чье же произведение горит, и кто его поджигает? Решится ли этим действием проблема литературы и науки, не говоря уже о прекращении вражды и ненависти? Или некоторые из наших братьев, считающих себя традиционалистами, забыли о языческих обрядах «поедания мяса и питья крови» друг друга на пути древней вражды? Если так, то давайте примем это как еще одну «особенность» нынешних демократов. Книги и наука найдут свое место, а может быть, и нет, ведь мы – народ, и это мы увидим в нашем будущем. Только будем надеяться, что такие огнепоклонники среди нас не превратят свой собственный взгляд в пепел. Пусть Создатель объединит этот горстка казахов вокруг идеи единства. Знаем ли мы, что произведения, которые когда-то сгорели, нужны сначала этой бескрайней земле, а затем, насытившись, будущему поколению, которое завтра начнет искать свою национальную основу, а нам, или казахам, – уникальным творцам с особым рождением?
…Вот такой мы народ!
Берик ЖУСУПОВ,
фольклорист