Известный политолог Дос Кошим заявил, что не может оценить несовершенный земельный закон, сообщает корреспондент Sputnik Казахстан.
«Зачем был объявлен мораторий? Мораторий был объявлен не для изменения, принятия закона, а для применения закона. Чего же мы ждем в течение пяти лет. Что нам мешает? Если нам дали возможность внести изменения и дополнения в Земельный кодекс, почему мы не меняем все статьи, по которым был объявлен мораторий? Будем сидеть сложа руки пять лет, а потом скажем, что изменим после пяти лет?! Этот вопрос, на мой взгляд, является самым важным. Если стоит вопрос об изменении закона, зачем ждать пять лет? Мне этот вопрос непонятен», — сказал Кошим.
Политолог сравнил казахстанские законы с непонятными для человека китайскими иероглифами. По его словам, для понимания нашего закона нужны еще пять институтов, пятьсот юристов.
«Третий вопрос касается законов. Наш закон как китайские иероглифы. Для разъяснения нашего закона нужны еще пять институтов, 500 юристов. Посмотрите любой закон, вы встретите предложения вроде «если это не предусмотрено другими законами Казахстана». Значит, мы должны рассмотреть триста законов, чтобы узнать, предусмотрено это или нет? Закон должен быть конкретным. Посмотрите Конституцию США. Каждый вопрос конкретен. Любой водитель, любой пастух может прочитать закон и сказать, правильно он или нет. А наш закон — какая-то ерунда, каракули. Возможно, это осталось от советской власти, кто знает. Давайте теперь изменим это. Пишутся всего две вещи: земля никому не продается. Добавьте туда «земля сельскохозяйственного назначения». Второе: земля не передается иностранным компаниям. Вот и все, и покажите эти две нормы народу», — сказал Кошим.
Политолог заявил, что народ, вышедший на улицы с лозунгами, не сможет оценить закон, если два его требования не будут выполнены.
«Закон должен быть полным, должна быть дана полная оценка. Пока не решены два основных вопроса, по которым народ поднялся и вышел на улицы, я не могу дать оценку этому закону. Есть все тело, но нет головы, сердца и души. Пастбищные земли, вопросы в приграничных зонах, прозрачность и открытость при разделе земли — все это включено, прекрасно. Стопроцентная поддержка невозможна. Закон не подходит всем одинаково», — сказал он.
«Но если закон не будет полным, этот крик, недоверие будут сохраняться и по сей день. У меня есть только одна надежда, слава Богу, в Казахстане есть улицы, есть около 70 процентов казахов», — подытожил политолог.