ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Комментарии » Эфирдегі еліріс, сахнадағы сапалақтық

Эфирдегі еліріс, сахнадағы сапалақтық

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
13 февраля, 2018
in Комментарии
0

В последние два месяца прошлого года врачи «обновили» мои «устаревшие» глаза, заставив временно забыть об учебе и письме, и только на второй неделе нового года (сплошные «двойки»!) я вновь встретился со своим пером. Конечно, в тот период я не лежал без дела, у меня был радиоприемник размером с ладонь, который я привык прикладывать к уху с утра до вечера. Оказалось, что в эфире полно всяких радиостанций, о чем я раньше не знал, так как не слушал, но когда внук сказал мне об этом, я принялся их перечислять…

На первой же минуте мне досталась волна, на которой какая-то женщина кричала и что-то говорила. Как будто чтобы не дать услышать ее прерывающийся голос, кто-то гремел и стучал по какому-то жестяному предмету. «Что это за чертовщина?» – удивился я. В следующий момент та женщина завыла и начала читать стихи, а барабан застучал. Затем стихи превратились в визг, женщина время от времени издавала какие-то звуки и снова кричала, снова читала стихи. К грохоту добавились резкие звуки. Ничего не понимая: «Ах, это, наверное, радио-близнец тех зарубежных бешеных певцов-танцоров, которых я быстро выключаю, когда ищу телепрограммы?!» – подумал я и переключился на другую волну. Там тоже было какое-то метание и суета, но некоторые слова «стихов» я понял и предположил, что это концерт «российских звезд» (время, когда сцены завалены «звездами»). Однако, чтобы не портить себе нервы, я искал концерт наших, казахов. Радиоволны оказались рядом, и я нашел его – мужской голос с игривой интонацией: «воробей, воробей, воробей, черный, черный, воробей, воробей, черный воробей, воробей, воробей, черный, черный…» – пел он, наверное, раз тридцать. Ой-ё-ёй!.. А его «музыкальное сопровождение» – это был оглушительный «конкурс» дребезжащих, стучащих, грохочущих инструментов… Астагфируллах!.. Неужели они превратили «Черного воробья» покойного Акана серы в «Черного дятла»?!.

Отскочив дальше, я наткнулся на «у-ду»: «дуду, дуда, дудар, дудар, дуду-дуду, и-и-и… дудар-арри-и-и…». Поскольку его «музыка» тоже заставила мои зубы стучать, что мне оставалось делать? Про себя я подумал: «Эх, одни шумящие-гремящие!» – и снова повернул ручку радиоприемника, как вдруг задыхающийся парень зарыдал: «Не смог встретиться, встретиться, любимая, мое счастье, скучаю, скучаю, любимая, моя мечта, тебя, тебя ищу, терплю, терплю, когда же ты придешь?!». Барабан тук-тук, тук-тук, какой-то инструмент шик-шик, шик-шик… На следующем канале одна из «певиц»-женщин завыла: «Скучаю, любимая, устала, жду, где ты, моя судьба, мое счастье, скучаю, скучаю! Почему ты не приходишь?» Зазвучал пронзительный голос, похожий на удары по пяти-шести медным тазам железной палкой.

Я честно прослушал пять-шесть таких «концертов». Я не мог отличить, какой из них американский, какой европейский, какой российский, а какой – казахский. Все их мелодии, голоса и манеры были как у птенцов одной курицы. Я тут же выключил приемник и только встал с дивана, как мой внук, который начал одеваться в школу, сказал: «Что, дедушка, надоело слушать это?» «Устал. Как будто бьют по жестяному ведру, пинают, катят пустую бочку… какие-то албасты голоса. Вопли этих певцов, их хрипы. Как они не могут встретиться и страдают, эти бедные парни и девушки. У меня голова кругом идет. Больше слушать не буду!» – сказал я. Внук усмехнулся: «Я найду тебе хорошие вечером, есть каналы «Шалкар радиосы», «Казак радиосы», они передают казахские песни и музыку. Есть программа «Классика радиосы», она передает лучшие произведения мировых композиторов, мне она нравится, не надоедает, не утомляет, отдыхаешь с удовольствием», – сказал он.

После того как внук ушел, я, не зная, куда деть руки, снова решил заняться радиоприемником. Как только я его включил, он будто ждал меня: «Сейчас вы услышите песню Акана серы «Балкадиша»». Вот это да!

«Когда Балкадиша, Балкадиша,

Твоя тонкая талия – нежный тополь, Кадиша.

Даже если восемьдесят девушек выйдут на прогулку,

Среди них ты – Полярная звезда, свет мой, Кадиша.

Твоя голова, которая раньше была как дикий жеребенок,

Ты будешь жаждать наших слов, моя дорогая, Кадиша.

Пришли две невестки, не одна,

С нашего разрешения тебе, моя любимая, Кадиша.

Когда Балкадиша, о Балкадиша.

Твой муж – восьмидесятипятилетний старик, Кадиша.

Когда Балкадиша услышала, что он ушел,

Я рыдал, обнимая черную землю на горе Жыланды.

Я рыдал, любимая моя, Кадиша!» – запел «певец».

Вот те на!.. Я выключил звук радио. О боже, что за ужас?! Они совсем не уважают дух Акана серы?! Один превратил «Черного воробья» в нечто невообразимое, а этот еще хуже! Боже мой, разве не наглость – менять куплеты оригинала, искажать строки и вставлять свои слова: «полярная звезда, свет мой… моя дорогая… моя любимая… ты будешь жаждать… оу… любимая»?

Не говоря уже о личных выдуманных словах «певца»: «обнимая черную землю, я рыдал, я рыдал», а затем еще и удвоил это, добавив: «обнимая скалы, я рыдал»?

Если бы мы на мгновение задумались о состоянии Акана, который, услышав, что Кадиша ушла к другому, покорно подчинилась обычаям степи и, признав, что ничего не может поделать, внутренне простился с ней, то его «обнимая подушку, я рыдал» (оригинал) – это не чуждое для парня чувство, а проявление мимолетной грусти. Неужели, с мыслью «Акану, благородному парню, это не пристало», изменять на «обнимая черную землю» или «обнимая скалы» – это беспринципность? Должен ли был Акан выбежать из дома, упасть на землю, бить ее ногами, или бежать в горы, обнимать скалы и рыдать?.. Акан, не желавший бороться с судьбой:

«…Ты дочь Ибрая, Балкадиша,

Ты будешь жаждать наших слов, Кадиша…»

– разве не был он вынужден проститься с самого начала?

В последние годы некоторые «певцы» выработали «искусство» «обрабатывать» старые казахские песни, известные или неизвестные, по своему усмотрению: тянут одну часть старой мелодии, искажают другую, а некоторые, имея припев из двух или четырех строк, или даже целую песню, повторяют три-четыре раза. Некоторые «композиторы» создают «новые» песни из четырех-пяти старых, а некоторые «поэты» мастерски создают «новые» стихи из старых, по сути – наживаются. Их последние «произведения» стали дешевой добычей. Домбра, кобыз, сырнай забыты. «Европейские» оркестры оглушительно кричат, оглушая слух. Некоторые сильные «поэты» и «композиторы» отчаянно бьют по гитарам, выводя из себя своим грохотом. Такое начинающееся безобразие нельзя поощрять, для этого Министерство культуры должно создать творческие коллективы из известных певцов, композиторов и поэтов, которые бы пресекли этот крик и шум на многочисленных каналах.

Кстати, в прошлом советском периоде, да, в нашем Министерстве культуры был «Художественный совет». Он слушал новые песни и музыку, смотрел танцы, следил за тем, чтобы у каждого было свое уникальное авторское начало, то есть мелодия и ритм, требовал, чтобы стихи соответствовали песням, и не допускал «родственных связей» ни для композитора, ни для поэта. Эта очень важная мера оказалась ненужной после обретения независимости. Если владелец программы и «талантливый исполнитель» в этой сфере искусства будут и дальше действовать по принципу «мы сами знаем!», то через 5-10 лет: «Көзімнің қарасы» станет «Көзімнің аласы», «Жанбота» – «Жай Бутя», «Сұрша қыз» – «Сүбелі қыз», «Қаракесек» – «Қаратөсек», «Арыстың жағасында» – «Есілдің жағасында»…

Отсутствие «Художественного совета» открыло «зеленый свет» для всех наших телеканалов. Из более чем семидесяти каналов, включая зарубежные, российские и наши собственные, по моему мнению, только на одном из пяти мы можем увидеть приличный концерт, кинофильм, документальный фильм о тайнах природы. Остальные, как мы видим и раздражаемся каждый день: «песни» с извивающимися, стонущими, бессвязными словами, бешеные танцы, кровавые боевики. Зная, что от них нет никакой пользы для казахов, Министерство культуры и спорта с удовольствием покупает и переводит на наш язык всякую ерунду. Особенно российские телепрограммы, видимо, убеждая наших руководителей в этой сфере, заставляют их покупать их дорого, поэтому копирование стало повсеместным. У нас же, кажется, нет врачей, которые могли бы правильно говорить и давать советы по болезням, лекарствам, мужским и женским проблемам и другим вопросам.

В целом, на наших теле- и радиопрограммах нет упоминаний о невыносимых явлениях в нашем обществе: безработице, взяточничестве, коррупции, обмане, воровстве, мошенничестве, хвастовстве, лжи, постоянном росте цен… (за исключением того, что иногда видим на телеканале «КТК»). Воспитание молодежи практически забыто, «результаты» «активной» работы молодежных организаций мы видим только перед некоторыми «общенародными» мероприятиями и официальными праздниками власти. Вместо этого, начиная с фраз вроде «Как точно сказал наш Елбасы», «Как потребовал наш Елбасы», «Как отметил наш Елбасы в своем послании», они начинают говорить как знатоки и красноречивые. Когда они говорят о «стремительном развитии экономики Казахстана!», это звучит неубедительно. Но почему этот темп не ощущается в жизни простых людей? Мы уже 26 лет не видим удешевления одежды, которую носим, и еды, которую едим. Не мешает ли такая ситуация нашему «духовному возрождению»?..

Казахская пословица гласит: «Если сломалась рука – в рукаве, если раскололась голова – под шапкой». У русских есть «Не выносить сор из избы», но некоторые российские телеканалы, например: «Пусть говорят», «Прямой эфир», «Говорим и показываем» и другие, вырвав двери и окна «избы», с энтузиазмом выбрасывают «сор» наружу. Лично я считаю, что их вывод на миллионную аудиторию и словесные перепалки между членами семей, родственниками, друзьями, соседями – это либо намеренная организация, либо подстрекательство, предпринятое владельцами программ для раскрутки своих каналов и легкого, дешевого заработка. Один пример: они уже месяц подогревают и раздувают историю о безрассудном поступке известного актера Армена Джигарханяна – о том, как он взял молодую жену, а в итоге пострадал от нее и остался ни с чем. Является ли обсуждение этой скандальной истории, столкновение двух «команд» защитой интересов Российской Федерации, сохранением чести артистического сообщества? Нет, это позорное явление, когда «если не прославишься, то сожги землю», «один умри, другой останься!». Если наши телеканалы начнут подражать им и соревноваться в «копировании», то пыль нашего духа поднимется в небо.

Да, мы готовы к подражанию, как говорили пионеры: «Всегда готовы!». Например, десять лет назад западные девушки распространили моду на ношение синих штанов («джинсы» – специальные водонепроницаемые штаны моряков-рыбаков), в которых они ходили, подтягивая их. Эта «новость века» вскоре дошла и до нас. Затем летом появилась мода на ношение коротких топов, открывающих живот, и на рваные штанины, проделанные в нескольких местах, чтобы «проветривать». Эта уродливость, совершенно не идущая казахским девушкам, стала «украшением» наших телеэкранов и театральных сцен, а также фоны наших сцен стали заполняться пестрыми «художественными видами». В 2015 году, 20 марта, я написал открытое письмо министру культуры и спорта А. Мухамедиулы через газету «Жас Алаш» под названием «Болезнь казахской сцены», сообщив о происходящих безобразиях. Я ждал ответа, но «у корней скакуна…» – министр не шелохнулся. Теперь на сцены стало выходить много певиц и танцовщиц с распущенными волосами и открытыми декольте. Затем, подумав, я решил, что если есть человек, чье слово имеет вес для власти, в том числе для министра, то это уважаемая Бибигуль Тулегенова, и 12 декабря того же года отправил ей письмо через ту же газету под названием «Позор сцены, «гонки» телеканалов». Я сказал: «Не отвечайте мне, поговорите с министром». Возможно, благодаря влиянию Бибике, джинсы и открытые топы «ушли со сцены», певицы стали носить длинные платья, но, видимо, тяжесть подола стала слишком велика, декольте осталось открытым, появились даже те, кто выходит с одним обнаженным плечом.

Из Америки или откуда-то еще, в общем, с Запада к нам пришла еще одна «чудесная новость». Это окрашивание женских волос в светло-соломенный цвет. Как только это произошло, казахские черные волосы наших девушек и женщин превратились в растрепанные соломенные волосы. Если открыть казахский телеканал, то вид девушек и женщин там будет такой: растрепанные соломенные волосы разной длины; брови, нарисованные черным карандашом; веки, подведенные синими или зеленоватыми тенями; контуры глаз обведены черной краской, как будто протыкая бедным глазам; на ресницы приклеены искусственные ресницы; губы как шишки. «Не отставать от Америки! Не отставать от Европы!..». Если бы эти «э-э» певицы и танцовщицы нарисовали на лбах и носах изображения мух и покрасили уши в разные цвета, они бы напугали даже стариков, превратившись в чудовищ. Таким образом, Казахстан «прославился бы в мире своими красавицами».

Да, Казахстан «несомненно прославится в мире». Если полистать газеты, которые зависят от власти: «…весь мир с любопытством смотрит на наши экономические достижения». А если я не ошибаюсь, господин президент Назарбаев сказал, что без освоения английского языка экономика Казахстана не сможет развиваться. Следовательно, если «весь мир с любопытством смотрит» на нашу страну, то мы должны быть как рыба в воде в английском языке! Иначе?! Наш министр образования и науки Е. Сагадиев, с момента своего назначения, стал сторонником английского языка! Его мечта – преподавать английский язык с 1-го класса школы осуществилась. Теперь, возможно, он обдумывает идею «преподавания основных предметов в средних школах на английском языке». Какие именно «основные предметы» – пока загадка.

Многие с самого начала выступили против очевидной некомпетентности Е. Сагадиева. Преподавание иностранного языка ребенку, который впервые переступает порог школы, – это лишение его питательной силы материнского молока, по-казахски говоря: «не дать напиться молозива». Группа ученых во главе с выдающимся специалистом в области языкознания, академиком Рабигой апай Сыздыковой, открыто заявила и написала, что позиция министра ошибочна, но ни власть в целом, ни отдельный министр не обратили внимания на это недовольство, – кто бы мог подумать, что у противников тоже будет сплоченность!

Даже в капиталистических странах, стремящихся к богатству, кроме Англии, нет преподавания английского языка ученикам с 1-го класса. В Китае, который активно развивает свою экономику, английский язык преподается только после начальных классов, но при этом он ни от кого не отстает и идет вровень с США, считающимися самой богатой страной в мире.

Освоение международного английского языка, который сегодня стал языком экономики, конечно, необходимо. Однако, если бы мы ввели его с 7-го класса, этого было бы достаточно, и за 7-8 лет обучения в средней и высшей школе наши ученики и студенты могли бы свободно освоить другие международные языки, помимо английского. Вместо того чтобы прибегать к этому, наша власть, министр Е. Сагадиев, похоже, считает, что «наш интеллект, наша находчивость, наша способность предвидеть требования времени» заключается в том, чтобы с 1-го класса «взрывать» мозги учеников. В таких случаях находятся «сводники», которые размахивают бездумными, неуместными похвалами вроде: нам жизненно необходим английский язык; наши дети с энтузиазмом учат английский; двуязычие – залог наших жизненных успехов; мы должны поддержать преподавание английского языка с 1-го класса…

Языковые «сводники», как обычно, говорят, что министр культуры и спорта А. Мухамедиулы и министр образования и науки Е. Сагадиев много работают над реализацией послания президента Н. Назарбаева «Рухани жаңғыру», а А. Мухамедиулы взялся за популяризацию нашего кино в мире.

Понятно, что наше духовное возрождение начинается с этих двух министерств, но того, что министр нашел духовное возрождение только в кино, при этом не в силах оценить наличие или отсутствие казахского духа на большинстве наших сцен и телерадиоканалов, будет недостаточно.

Мне также непонятно, почему министр, который с 1-го класса смешивает казахский язык с английским, не знает или не хочет знать, что сохранение общего казахского духа начинается со школьной скамьи.

Один «интересный факт»: А. Мухамедиулы и Е. Сагадиев, которые в последние годы чаще всего слышали справедливую критику от общественности, могут считаться «вожаками» президента Н. Назарбаева, потому что он постоянно их поддерживает и награждает. Остались ли слова у Казекена: «Если у тебя есть сильная опора, ты сможешь свалить того, на кого опираешься».

Габбас Кабышулы

Previous Post

Узбекские интеллектуалы написали открытое письмо с просьбой о возвращении Мухаммада Салиха на родину

Next Post

Появилось видео задержания Саакашвили

Next Post

Появилось видео задержания Саакашвили

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.