Одиннадцатое февраля две тысячи шестого года. Народ Алаша лишился своего Алтынбека. В этот день ушли из жизни политик, общественный деятель Алтынбек Сарсенбайулы и его соратники. Прошло уже 12 лет. А разговоры об Алтынбеке до сих пор не утихают…
В связи с этим мы сочли нужным вновь представить вниманию читателей статью Мурата Ауэзова, опубликованную в газете «Жас Алаш» в 2008 году.
***
Нацию формируют лишь считанные люди. Нация, имеющая личности, способные ставить высокие цели, бороться за свое будущее, за завтрашний день, имеет будущее. Казахская нация, имеющая такого достойного гражданина, как Алтынбек, смогла заявить всему миру о своем величии, о своем высоком духе. Я знаю Алтынбека как борца. Через Алтынбека казахская нация также была признана нацией, способной бороться за свое светлое будущее.
Существует устоявшаяся система, которая заслоняет истину между реальной жизнью людей и теми, кто дает ей оценку. Известно, что именно эта политическая система препятствует развитию общества. На пути к истине много препятствий. Эмпирический опыт не ведет к истине. Безусловно, необходимо объединение, сплочение общества. Но на какой основе оно будет происходить? Каковы будут этические принципы общества? Нельзя отрицать важность этих вопросов. По этим вопросам еще нужно думать. Я в числе тех, кто поддерживает объединение общества, его сплочение в единый кулак ради одной цели. Однако общество можно сплотить только на основе высших ценностей. Я в этом полностью убедился. Мнение Алтынбека по этому вопросу совпадало с моим. Его план был основан на идее. У него был план, не оторванный от практики, адаптированный к реальной жизни. Он опирался на логические основания.
Мы зачастую склонны к преувеличениям, к выводам, не вдаваясь в суть проблемы. От этого недостатка нужно избавиться. Мы должны подходить к проблеме разумно, обдуманно, анализировать ее с глубоким мнением. Мы должны донести до народа, что происходит в обществе. Простой народ должен уметь понимать общественные проблемы.
Я чувствую, что нельзя обойти стороной и конфликт в горах Кавказа. Грузия – страна с богатой культурой, уходящей корнями на тысячи лет. Ее литература быстро развивалась. Американский опыт в литературном мире дошел до нас через грузинских писателей. Через писателя Отара Чиладзе. Я хорошо знаю, как грузины добились статуса государственного языка для своего родного языка. Я услышал от известного ученого Нико Чавчавадзе, как грузинская молодежь, привязав к поясам взрывчатку, выходила на центральные улицы своих городов. Его собственный сын был среди вышедших на площадь. Грузинская интеллигенция смогла создать среду, где люди свободно мыслили и могли высказывать возражения государственной власти. Влияние интеллигенции в Грузии сильно. В советские годы в Грузии по инициативе Отара Нодии было создано специальное сообщество. Все диссиденты, собравшиеся со всех уголков Советского Союза, присоединялись к этому сообществу. При оценке грузинских событий нельзя обойти этот вопрос. Не будем забывать, что абхазы и осетины – тоже гордые, духовно сильные народы. Как можно забыть Фазила Искандера, вышедшего из абхазской нации? Нельзя давать политическую оценку проблеме. Нужно взглянуть и на культуру, и на историю народа.
Чтобы понять Алтынбека, чтобы дать ему оценку как деятелю, как личности, нужно взглянуть на место его рождения, на его страну. Алтынбек вырос в Каркаралинском регионе. Сейчас я снова начал читать повесть Мухтара Ауэзова «Кровавое время». Вы знаете, что это произведение о восстании 1916 года. Вы знаете, что все граждане, поднявшие восстание против царского правительства, такие как Узак, Жаменке, Серикбай, погибнут, не смогут противостоять могучей царской армии. Но они проявили храбрость и боролись с отвагой и смелостью.
Граждане, провозгласившие: «Моя честь – жертва моей жизни», даже отдав свои жизни, сражались за честь, за достоинство, за народ. В этой борьбе кыргызы также поддержали казахов. Казахи и кыргызы объединились, сплотились ради общей цели и сражались с захватчиками. В повести упоминается и узбекский юноша по имени Султанмурат. Известно, что именно этот узбекский юноша доставлял повстанцам информацию, сообщал о захватчиках. Что мы видим из этого? Мы видим единство, дружбу, согласие казахов, узбеков и кыргызов. Мы видим храбрость народов, сплотившихся против царской армии.
Целью Алашординцев также было единство братских народов. Я знаю Алтынбека Сарсенбайулы как человека, пытавшегося осуществить мечту граждан Алаша. Объединение стран Центральной Азии было мечтой граждан Алаша. Мы обязаны приложить все усилия для выполнения этой мечты. Если казахи будут смотреть на узбеков с пренебрежением, узбеки на казахов, если они будут воротить нос друг от друга, завидовать, мешать друг другу, братские народы далеко не зайдут. Это нужно понять. Это также необходимо принять как завет Алтынбека своему народу.
Мурат Ауэзов