Девочки в платках из школы №2 города Кандыагаш Мугалжарского района Актюбинской области не допускаются на занятия в течение двух месяцев. Родители, решившие обучать детей в России, заявляют, что руководство школы не выдает им документы. Районный отдел образования заявляет, что «решит этот вопрос», а директор школы ссылается на министерство образования.
На фоне «платочного скандала» в Казахстане российские школы готовы принять новых учеников. Родители из Актюбинской области, уставшие от затянувшегося противостояния, намерены отдать своих детей, которых не пускают в школу в течение двух месяцев по религиозным причинам, в платные школы дистанционного обучения в Москве. Стоимость такого обучения в год составляет 200 тысяч тенге (620 долларов США).
«НАМ НЕ ДАЮТ НИ ВОЙТИ В ШКОЛУ, НИ ЗАБРАТЬ ДОКУМЕНТЫ»
Касым Жанбыршин, уроженец поселка Шубаркудык Актюбинской области, несколько лет проживает в Кандыагаше. Мужчина, не имеющий постоянной работы, говорит, что содержит семью, работая таксистом. Касым Жанбыршин опечален тем, что две его дочери, учащиеся 4-го и 1-го классов средней школы №2 Кандыагаша, не посещают занятия с 9 января.
— Мои дочери пошли в школу 8 января. А с 9 января директор школы, ссылаясь на «приказ о недопуске в платках», не пустила их в школу. Я водил их туда неделю, но в итоге, не пустив, я решил обучать дочерей в России, — говорит он.
По его словам, немало родителей обучают своих детей в российских школах дистанционного обучения. Жанбыршин слышал о московской школе «Первая школа», связался с ними и получил справку о приеме дочерей при условии предоставления всех документов. Он отметил, что обучение в этой школе платное — 3 800 рублей в месяц или 21 800 тенге, но он готов на это из-за безвыходности.
— Я привез справку из московской школы. Но директор школы [в Кандыагаше] не выдает документы моих дочерей. Она говорит, чтобы я спросил в районном отделе образования, а там требуют принести нотариально заверенную доверенность. Но нотариус сказал, что для получения документов моего ребенка никакая доверенность не нужна, — говорит он.
Некоторые родители из Кандыагаша, заставившие дочерей носить платки по религиозным соображениям, интересуются программой дистанционного обучения. Еще одно учреждение — школа «Домашняя школа» — подтвердило, что все казахстанцы, обучающиеся дистанционно, были приняты. По словам менеджера Яны Исамурадовой, для московской школы «национальность, религия, одежда ученика не имеют значения».
— Мы принимаем всех желающих учиться. Школа аккредитована. Они получают аттестат Российской Федерации и по нему могут сдавать ЕГЭ, — пояснила Яна Исамурадова.
Секретарь директора школы «Первая школа» Марина Лопатина сообщила, что конкретную информацию о казахстанских детях, обучающихся в их школе, она может предоставить только в письменном виде.
Касым Жанбыршин раскритиковал директора школы в Кандыагаше, заявив, что, несмотря на разговоры о «единой форме», это требование совершенно не соблюдается.
— Никто не соблюдает форму. Дети ходят в разноцветной одежде. А мои дочери одеты в форму, которую требует школа. Только у них на головах платки, и из-за этого их не пускают, мы ходим каждый день, — говорит он.
Родители, одевающие дочерей в соответствии со своими религиозными убеждениями, как Касым Жанбыршин, под «кимешек» имеют в виду головной убор, называемый в мусульманском мире «хиджаб», а по-казахски «орамал». Кимешек носили взрослые женщины в традиционном казахском обществе. Касым Жанбыршин, считающий «несправедливостью» недопуск учеников в школу только из-за другого головного убора, также обеспокоен тем, что его дочери не знают русского языка.
— Я теперь пытаюсь научить дочерей русскому языку. Я открыто говорил об этом с руководством «Первой школы» в Москве. Они успокоили меня, сказав, чтобы я не волновался, они быстро научатся, — сказал он.
По его словам, в этой школе сейчас «учатся 12 детей из города Ембы, 30 детей из Уральска». Касым Жанбыршин также отметил, что считает действия директора школы, которая не пускает его дочерей в школу и не выдает их документы, «посягательством на его конституционные права». Его поддерживает и Мерали Тлепин, который говорит, что «не может пустить трех дочерей в школу из-за головных платков». Его дочери учатся в 5-м, 3-м и подготовительном классах школы №13 города Актобе. Он сообщил, что его жалоба в суд на директора школы за отказ в приеме детей в школу была оставлена без удовлетворения 2 февраля.
— Я буду подавать жалобу в Верховный суд, чтобы защитить свои права как гражданина Казахстана. Мы тоже хотим учиться в России, но нам не выдают документы, — сказал он.
«ПЛАТОК ПУСТЬ НОСЯТ СНАРУЖИ»
Корреспондент агентства позвонил в Мугалжарский районный отдел образования. Сотрудник отдела, представившийся как «Бактыгали», заявил, что они выдадут документы, если родители принесут справку о приеме ученика в другую школу.
Однако родители утверждают, что предоставляют такую справку с 18 января. Директор средней школы №2 Кандыагаша Жазира Абенова заявила, что ждет письма от министерства образования.
— Я жду письма от министерства образования и науки. Они должны сказать «выдавать» или «не выдавать». Только один родитель обратился к нам с такой просьбой. Я не буду говорить о других родителях и отвечать на другие ваши вопросы, — сказала она по телефону.
В ответе от 1 февраля в Актюбинское областное управление образования заместитель директора департамента дошкольного и среднего образования, информационных технологий Министерства образования и науки А. Маусымбаева сообщила, что дистанционное обучение применяется только в сотрудничестве с зарубежными высшими учебными заведениями. Она пояснила, что «дистанционное обучение в России является нарушением действующего законодательства».
Корреспондент агентства связался по телефону с сотрудником департамента дошкольного и среднего образования К. Жаухиным. По его словам, дистанционное обучение детей из Казахстана в московской школе является незаконным.
— Мы не выдаем документы этих детей. Дистанционно могут учиться только дети лиц, проживающих за рубежом, и больные дети. Согласно договору в сфере образования с Россией, они могут оказывать только консультативную помощь, — говорит К. Жаухин.
Жаухин сообщил, что министерство принимает меры, направит письмо в школу, свяжется с Министерством образования России. По его словам, для получения даже высшего образования дистанционно в Казахстане должен быть договор с этим учебным заведением. Однако он не дал четкого ответа на вопрос корреспондента «Азаттыка» о соблюдении конституционного права ученика на образование и признании российских дипломов в Казахстане.
Чиновник также оценил действия директоров, отказавших в приеме в школу девочкам в платках, как «законные».
— Все эти вопросы были обсуждены и решены. Были проведены переговоры с акимами всех областей, с родителями. В Актобе 10 родителям были наложены административные штрафы, а в Мангистау — одному родителю. Пусть носят платок снаружи, — сказал Жаухин.
«КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ОГРАНИЧЕНО ПРИКАЗОМ»
По словам адвоката Мурата Такаумова, защищающего права родителей, чьих детей не пустили в школу из-за ношения платка, руководство школы, не допуская детей в школу и не выдавая им документы, нарушает права как родителей, так и детей. Адвокат указывает на то, что приказ №26 Министерства образования и науки, на который ссылается руководство школы, «Об утверждении требований к обязательной школьной форме для организаций среднего образования», не является законом. Он считает, что приказ «не имеет никакого веса» перед конституционными правами граждан Казахстана. Он отметил, что в приказе, на который ссылаются директора школ, указано, что «элементы одежды, относящиеся к различным религиозным конфессиям, не могут быть включены в школьную форму, но изменения в нее могут быть внесены по согласованию с общественным советом родителей».
— Опираясь на этот приказ, они установили школьную форму, ввели требование носить белый бантик, хотя это не указано. Следовательно, нет ничего плохого в том, что ребенок пришел в белом платке. В данном случае родители выполняют требование школы. Их единственная просьба — чтобы школьная администрация соблюдала их права и права их детей, — говорит Мурат Такаумов.
По словам Такаумова, дети имеют право на образование в соответствии с Конституцией, а родители — право в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах, ратифицированным Казахстаном.
— Конституционное право не может быть ограничено приказом. Приказ, будучи нормативно-правовым актом, не является законом. В пункте 4 статьи 18 Международного пакта о гражданских и политических правах указано, что государство должно уважать право родителей давать своим детям религиозное воспитание по своему усмотрению. Родители не носят платки своим детям назло. Они действуют, пользуясь своим правом. Мы живем в светском государстве, и государство дает нам возможность верить в свою религию, — говорит он.
По данным Актюбинского областного управления образования, в области около 180 девочек в платках не могут посещать занятия. Марат Такаумов говорит, что работники образования лишают родителей возможности выбора учебного заведения в соответствии со статьей 49 Закона об образовании. Он считает, что ответ министерства родителям, обратившимся с просьбой о выдаче документов для дистанционного обучения, «касательно экстерната, вообще непонятен».
Сотни родителей из других областей Казахстана — Западно-Казахстанской, Мангистауской и Южно-Казахстанской — подают иски в суд, требуя признать пункт 13 приказа №26 Министерства образования и науки от 14 января 2016 года противоречащим Конституции Казахстана и международным договорам. Пока ни одна жалоба не была удовлетворена. Согласно этому приказу, введена единая форма школьной одежды, и школьники должны носить пиджак, жилет, рубашку, брюки, классическую рубашку (зимой — толстый жилет, сарафан).
Азаттык