Казахский народ придерживался древнего мусульманского летоисчисления по Хиджре. Соответственно, у него были свои особенности в календаре, названиях дней недели, счете месяцев и лет. Летоисчисление по Хиджре начинается с года переселения Пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Медину в 622 году нашей эры. С этого дня мусульмане начали вести свой календарь. Начало года назвали месяцем Мухаррам, что сейчас соответствует месяцу Наурыз. С тех пор этот календарь стал мусульманским летоисчислением.
Наш казахский народ также придерживался этого древнего летоисчисления и пользовался им на протяжении веков. Начало года они отсчитывают с 22 марта, когда день и ночь уравниваются. Однако в западных регионах Казахстана начало года отмечается не 22-го, а 14 марта. Мангистаусцы до сих пор использовали арабские названия месяцев (точнее, звезд). Они называются: Далу, Ут, Амал, Сауир, Саратан, Зауза, Асет, Сумбиле, Мизан, Акырап, Кауыс, Жеди. Они начинали отсчет нового месяца с 14-го числа каждого месяца по нашему исчислению. То есть, по-нашему, 14 марта считалось началом нового месяца. В нашем крае существуют пословицы и воспоминания, связанные с этими старыми (арабскими) названиями месяцев. Ветеран Второй мировой войны, специалист сельского хозяйства Бисенби Арипов в своем труде привел следующий пример: «Таразыда таң суыйды» (На весах прохладно на рассвете). В Асете (июль) на рассвете рождается звезда Весы. Это выражение связано с прохладой на рассвете в это время. Или «Ақырап, қауыс, кәрі құртаңды тауыс» (Акырап, кауыс, стараясь унести). Это означает, что в месяцах акырап (октябрь) и кауыс (ноябрь) становится прохладно, и это время для забоя старого, хромого скота. Вот в эти месяцы кауыс (ноябрь) и жеди (декабрь) становится холодно, идут снежные бури и кратковременные дожди. «Саратан (май), зауза (июнь), сенен де қорқам» (Саратан, зауза, я боюсь и тебя), говорили раньше. Причина в том, что в зауза (июнь) гибли жеребята, привязанные на ветру, их матери убегали, шли дождливые, ветреные ливни с градом, и становилось холодно» (Б. Арипов, Д. Арипов, «Мангистау – мой величественный край»).
Во время нашей работы в музее вместе с известным в нашем крае охотником Алдаберды Акшабаевым он рассказал, что охотники считают месяц жеди (декабрь) днем самца козла, временем для умывания шеи. Периоды спаривания архаров, джейранов и сайгаков в дикой природе различны. Архары спариваются примерно с 20 по 27 акырап (октябрь), джейраны – с 14 по 21 кауыс (ноябрь), а сайгаки – с 10 по 20 жеди (декабрь).
Конечно, в том, что жители Мангистау начинают год с 14 марта, могут быть не только причины, связанные с новолунием, но и более глубокие закономерности. Для этого можно привести различные данные. Ведь опыт и знания, накопленные кочевым народом, тесно связанным с природой, на протяжении веков позволяют им принимать точные решения, не ошибаясь. В книге «Жұлдызнама» (Звездочет) известного звездочета Бекасыла, жившего с 1822 по 1915 год, говорится о многом. Бекасыл-аулие, глубоко знавший сотворение мира и исторические летописи, в главе «Признаки Наурыза» своей книги пишет:
Черная ворона прилетит в пятнадцатый день,
В двадцать второй день день и ночь сравняются,
В это время будет дан счет года.
Хамал и Сауир
Будут по тридцать один день,
Когда войдет Сауир, запоет кукушка.
Если год будет хорошим,
Она запоет на десять дней раньше.
(«Жұлдызнама». Астана, 2005 год. Стр. 101-102).
Не совпадает ли прилет черной вороны, предвестника весны, 15 марта с тем, что мангистаусцы считают началом месяца? Ахат, сын поэта Шакарима Кудайбердиулы, в своих воспоминаниях об отце пишет о казахском Новом годе так: «14 марта отец сказал: «Сегодня 1 марта по старому стилю, казахский Новый год, великий день народа. Прежнее название – наурыз. Персидское слово. Означает новый день», – вспоминаю я».
Известный археолог А. Астафьев в своем труде «Особенность встречи Наурыза у мангистаусцев» сообщает, что археологи раскопали вблизи села Тущыкудык предмет из камня, условно названный ими «Отек». Простые наклонные насечки, расположенные рядами на поверхности Отека, привлекли внимание ученых. Подсчет насечек в каждом ряду и их математический расчет привели к удивительному открытию. На Отеке был начертан календарный расчет лунного года. Несмотря на то, что этот найденный предмет был изготовлен не менее 5 тысяч лет назад, древний астроном вел свой расчет очень точно. Он заметил, что при расчете 12 месяцев по 29 дней не хватает 6 дней. Поэтому он обозначил 11 месяцев 29 насечками, а 12-й месяц – 36 насечками. В целом, лунный календарь древних мангистаусцев состоял из 355 лунных суток.
А. Астафьев также отмечает, что у южносибирских тюрков счет времени велся по девятидневным циклам. Их календарь был разделен на четыре температурных цикла, соответствующих четырем временам года. Расчет велся от зимнего солнцестояния, когда начинается удлинение дня. Зимние холода, девять недель по девять дней – это «рождение» и «смерть» мороза (с 23 декабря по 14 марта). С 14 марта наступает весна, когда листья «взрослеют» и приходит цветение. Он также высказывает предположение: «Возможно, эта традиция перекочевала в Мангистау вместе с адайцами в первой половине XVIII века».
Мы знаем из истории человечества, что многие народы отмечают Новый год весной. В Древней Руси до принятия христианства Новый год встречали 1 марта. В праздничные дни русские вешали на вишневые деревья светильники в честь бога Кут. С верой в то, что это «защитит от различных болезней и бедствий», перед каждым собравшимся за дастарханом крестьянином ставили три головки чеснока, а в центр стола – 12 луковиц, прикрытых травой. А англичане до начала XVIII века отмечали Новый год 26 марта. В календаре, используемом с середины VIII века до нашей эры, римляне начинали Новый год с марта, что до сих пор сохранилось в их современных календарях. Римляне назвали первый месяц года «март» в честь бога Мартиуса, запрещавшего войну.
Что касается событий, произошедших в нашей стране с тех пор, то Совнарком ввел «Декрет о введении западноевропейского календаря в Советской России» 24 января 1918 года. К этому времени разница между двумя календарями достигла 13 дней. Старый календарь был закрыт 31 января 1918 года, и следующий день начали отсчитывать с 14 февраля.
В любом случае, первый признак весны в нашем крае появляется 14 марта. Они считали этот день началом года. Перед этим днем (за два-три дня до 14 марта) идет «мартовский снег». Но он быстро тает. Иногда его называют «птичьим крылом». То есть, последний снег перед прилетом птиц. Даже если снег не идет, ощущается прохлада. Думаем, любой человек заметил, что в дни Амала (марта) в Мангистау бывают такие признаки. Во второй декаде марта, точнее с 16 по 21 число, бывают «Пять гостей». В эти дни происходят изменения в природе, идут бури, дожди или мокрый снег. Жители Мангистау начинали окот скота и поднимались на плато Устюрт только после того, как эти «Пять гостей» проходили.
Для казахов Наурыз считался «Великим днем народа». Потому что это время первого окота скота, когда появляется белое молоко. Уходит зимний холод, скот начинает есть зеленую траву. В народе говорят: «Даже самаркандский синий камень тает». То есть, теплый пар поднимается из семи слоев земли, свет нисходит с семи слоев неба. Также существует поверье, что в этот день птицы, высиживающие яйца, звери в норах и рыбы в воде поднимают головы и на мгновение замирают, отдавая дань уважения Наурызу.
Кроме того, в одной из легенд, связанных с великим днем народа, говорится, что в день Наурыза идет дождь. В народе его называют «дождем милости». От этого дождя растения наполняются жизненной силой, и все живое на земле радуется. В это время рыба под названием «садап», проводящая дни на дне глубокой реки, поднимается на поверхность воды и говорит: «О, Создатель, не оставь меня без моей доли, дай мне мою часть?!» – и подставляет рот под идущий дождь. Тогда, довольная одной каплей, упавшей в рот, она говорит: «Спасибо за Твою милость, я насытилась», – и снова уходит на дно и замирает. Вскоре из этой единственной капли, упавшей в рот, образуется алмаз. Говорят, что алмаз – это явление, возникающее от первого дождя в марте. Также говорят, что от этого алмаза распространяются семена для растений и животных, живущих на земле.
В этот день готовится «Наурыз коже» (в некоторых местах его называют «Тілеу көже»). Жители Мангистау разделывали мясо, специально оставленное на Наурыз с зимнего забоя. Это знак уважения к тому, что «мы дожили до этого дня».
Конечно, существует множество обрядов, связанных с Наурызом. Кочевой народ верил в эти обряды и почитал их.
— Смотрели на новый день и гладили лицо. Это означало пожелание счастья и изобилия.
— Снег, выпавший в день Наурыза, не гребут и не сметают. Потому что он, в отличие от другого снега, необычайно белый, необычайно чистый и скоро тает.
— В день Наурыза стараются не греметь посудой, не поднимать необоснованный шум под шаныраком. Считается, что женская удача, мужская удача, домашняя удача – в посуде.
— Ребенка, пришедшего в гости, не отпускают из дома с пустыми руками. Потому что ребенок – это счастье, ребенок – ангел. Если ребенок уйдет из дома обиженным, счастье уйдет из дома раньше ребенка.
— Путешественнику, уехавшему до Наурыза, оставляют угощение. Это исходит из пожелания, чтобы он благополучно вернулся в свой очаг.
— Младшие по возрасту в день Наурыза считали своим долгом прийти к старшим в ауле, поздороваться, пожать руку и получить благословение. Также считали своим долгом читать Коран у могил усопших. Это знак уважения.
В день Наурыза мангистаусцы вывешивали на керме (жердь) в доме самые дорогие ткани и одежду из сундука. Это, во-первых, исходило из мысли, что спрятанные вещи могут завладеть духи, а во-вторых, выражало белоснежное настроение нашего народа, подобное расколотой кукурузе. Короче говоря, наш народ всегда с нетерпением ждал Наурыза и почитал его как начало добра, главный праздник года.
Отыншы КОШБАЙУЛЫ,
краевед. Член Союза писателей Казахстана,
заведующий отделом Мангистауского областного историко-краеведческого музея.