Главный имам Атырауской области Батыржан кажи Берденулы выдвинул ряд предложений, касающихся обрядов похорон и погребения. Этот человек также поднял вопрос о введении практики проведения трехдневных, семидневных и сорокадневных поминальных трапез за один день. Тем не менее, в этом предложении наблюдается религиозный экстремизм. В свое время коммунистическая идеология также потерпела крах из-за подобного экстремизма.
«Если рассмотреть, то устраивать отдельные дастарханы на три дня, отдельные на семь дней, отдельные на сорок дней – все это в конечном итоге ведет к расточительству. К тому же, на эти поминальные трапезы приходят одни и те же знакомые люди. Если объединить поминальные трапезы и назначить один день, мы бы сэкономили время других людей. И это будет удобно для семьи», – сказал главный имам Батыржан кажи Берденулы на сайте atpress.kz.
Нетрудно заметить, что имамы начали мыслить в соответствии с арабской культурой и мировоззрением через религиозные представления, отдаляясь от казахских традиций. Его забота о времени и положении народа – это просто поиск предлога. Еще в XIX-XX веках, когда тюркские народы с одной стороны русифицировались, а с другой – арабизировались и персианизировались, казахи были нацией, сохранившей свое собственное мировоззрение, традиции и язык. Если считать язык показателем культурных контаминаций, то лидер Алаша Алихан Бокейхан решительно сказал о казахском языке: «Язык истинно тюркского народа – у нас, казахов». Сегодня проведение семидневных, а в некоторых местах девятидневных, сорокадневных и годовых поминальных трапез сохранилось у некоторых тюркских народов. Неужели теперь мы должны стыдиться своего происхождения, отвернуться от них и стать арабами?
У арабов нет понятия духа предков. Для них умерший человек не имеет места среди живых. А у нас, казахов, наоборот.
В древности самым большим праздником была трапеза, посвященная духам предков. Сегодня самым большим праздником стала свадьба молодежи. Почему трапезы проводились в таком грандиозном масштабе? Потому что на этой трапезе пропагандировался путь, пройденный предками. Сказители воспевали героизм предков до утра. Все самое ценное нашей нации (национальные блюда, национальные виды спорта, множество национальных видов искусства) отражалось в казахских трапезах. Через назидательные слова и подвиги, мудрые рассказы стариков, содержательные собрания биев и ораторов молодежь усваивала национальные ценности на таких трапезах.
В древности для великих каганов возводили специальные мемориальные комплексы, устанавливали каменные изваяния и готовили места для жертвоприношений. Даже поминальные песни высекали на каменных плитах. Традиция казахских поминальных песен берет начало с древних времен. Мы уже в те времена могли оставить потомкам не только облик умершего человека, но и через поминальную песню, высеченную на камне, его прожитую жизнь и достигнутые успехи…
Есть ли что-то неправильное в том, чтобы больше говорить о добрых делах покойного и подавать пример детям, даже если мы не устраиваем таких грандиозных трапез? Куда нам деть такие священные казахские слова, как «народ, почитающий духов предков, не исчезнет», «уважение к мертвым – для живых», «мертвый не будет доволен, пока живой не разбогатеет»? Казахи все больше забывают поминать духов предков. Раз уж наше имущество достается собакам и птицам, неужели мы не можем устроить трапезу в честь наших предков, которые дали нам жизнь, создали народ и защищали нашу землю ценой своих жизней?
Уничтожение традиций, национальных особенностей происходит не за один день. Это осуществляется постепенно. «Не расточительствуйте и не накрывайте стол до краев», – сказали. Мы согласились. Действительно ли мы не должны устраивать дастархан в их честь, хотя мы бесконечно обязаны нашим умершим предкам, родителям, пока мы живы? Разве поминальная трапеза устраивается не для умерших, а не для живых, чтобы «духи предков были довольны»? Мы молчали в этом вопросе. Теперь они покушаются на семидневные и сорокадневные трапезы. Если мы снова промолчим, есть вероятность, что все наши традиции будут уничтожены. Возможно, завтра найдутся те, кто с радостью поддержит предложение вообще не поминать ваших предков.
На самом деле, каждый проводит обряд прощания с покойным по своим возможностям. К тому же, народ смотрит и оказывает поддержку. Поэтому запрет религиозных служителей на мероприятия по поминанию духов предков необоснован.
Арман АУБАКИР