Сейчас зима. Известно, что в холодное время года люди отдают предпочтение сытным блюдам. Мы, казахи, в это время едим больше мяса. Его где-то называют «ет ауқат», а где-то – «қамыр тамақ». Наиболее распространенное название – бесбармак. (У нас даже есть телепередача «Бесбармак – шоу»). Тем не менее, известно, что это название некорректно, об этом говорят и пишут.
А как насчет того, чтобы назвать это национальное блюдо нашего народа «Атадәм»? Разве в нашем словарном запасе не часто встречаются такие благозвучные названия, как «атажұрт», «атамекен», «Ата заң», «ата салт», «ата мұра», «ата-баба», «Қамбар ата», «Шопан ата», «Сексек ата»? Точно так же, если назвать наше национальное блюдо, передающееся от предков, «Атадәм», на наш взгляд, оно бы хорошо подошло. Сами по себе слова «Алдымызға атадәм тартылды», «атадәмнен алып отырыңыз» звучали бы приятно для слуха. Ведь это правда, что это блюдо досталось нам от наших предков, передается из поколения в поколение.
Недавно нам попал в руки 2-й том энциклопедического труда «Традиционная система этнографических категорий, понятий и названий казахов», изданного в Алматы в 2012 году издательством «Слон». Читая его, мы столкнулись со многими данными, касающимися нашего национального блюда, которые сегодня стали архаизмами. Например, там говорится, что тесто, которое варится вместе с мясом, на юге называют «қамыр», «күлшетай», в Кокшетау – «құлақ нан», на западе – «ет нан», на севере – «жұқа нан», в Западно-Казахстанской области – «іңкәп», у казахов восточного региона страны, в Китае, Монголии – «шелпек», у казахов Каракалпакстана и Туркменистана – «күртік». Также говорится о том, что слово «бесбармак» вошло в наш язык как уничижительное название русских колонизаторов. То есть, его придумали русские чиновники.
Так почему же мы до сих пор не хотим избавиться от этого названия нашего отцовского блюда? Что нам жалко?
Давайте называть наше национальное блюдо «Атадәм», соотечественники! Мы уверены, что среди казахов найдется много сторонников нашего предложения-инициативы.
Бекен ЕЛУБАЙҰЛЫ,
газета «Замана»