Да, Семей – это Санкт-Петербург Казахстана, жила великих людей, место великих начинаний. Ныне крупный город, расположенный на двух берегах Иртыша, занимающий второе место в Восточно-Казахстанской области, вполне достоин стать духовным центром, туристической точкой независимого Казахстана. Если опираться на слова Елбасы в направлении «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»: «Современную медиакультуру формируют не красноречивые «ораторы», а реальные истории из самой жизни», то разве не Семей является источником и точкой истинной духовной модернизации?! Если бы Семей, священное место, где остались голоса великих и следы копыт батыров, был окружен заботой и превратился в самостоятельный туристический город, подобный духовно-мемориальному заповеднику, то каждый его камень и крупица земли рассказывали бы о давней истории. Доказательством тому – первые очаги культуры и духовности, основанные в городе Семей.
По сути, в 1718 году по указу Петра I о строительстве крепостей в восточных землях и на Иртыше была утверждена Семипалатская крепость. Само слово «Семей» в древнетюркском языке означает «священное место», а слово «Алаш» в тюркских языках означает братский, кровный, родственный. То есть, Семей, название Алаш – одно из древнейших названий, сформировавшихся в единую тюркскую эпоху. Возможно, потому, что моя сознательная жизнь прошла в Семее, я не могу найти покоя, видя нынешний немощный облик такого дорогого мне города. Я беру за основу слова старцев, которые часто говорили: «Святость проста», и думаю: «Мы должны ценить святыни». Если подумать, то в этом священном месте предостаточно ценных событий, стоящих на высоком историческом уровне. Перечислю:
Впервые – в 1863 году в Семее действовали два учебных заведения. Кроме того, было одно уездное училище, два церковно-приходских училища, 14 казахских и 9 частных татарских школ. В 1864 году женская школа была преобразована во второразрядное училище. В конце XIX – начале XX века в городе работали мужская и женская гимназии, учительская семинария.
Впервые – в 1873 году в Семее был проложен телеграф по всему Казахстану. Ныне в городе существует музей, состоящий из коллекции первых использовавшихся средств связи, а Семейский колледж связи является одним из исторических учебных заведений города.
Впервые – в 1878 году в городе Семей был создан Областной статистический комитет. Первым секретарем Семипалатинского статистического комитета был политический ссыльный Е.П. Михаэлис.
Впервые – в 1883 году в городе Семей, под влиянием Е.П. Михаэлиса, были открыты общественная библиотека и краеведческий музей. То есть, и библиотека, и музей были впервые открыты в Семее.
Впервые – в Семее зародилось фотографирование в казахских степях, и художники-этнографы сделали множество исторических снимков и фотодокументов. Активные деятели библиотеки и краеведческого музея, братья В.Н. Белослюдов и А.Н. Белослюдов собрали произведения казахского фольклора и опубликовали казахские сказки и другие фольклорные материалы в «Записках» Географического общества. Сейчас они хранятся в фонде библиотеки Академии наук Республики Казахстан в качестве рукописей.
Впервые – в 1906 году было официально открыто водное сообщение по Верхнему Иртышу, и начали действовать крупные промышленные предприятия.
Впервые – с 1910 года были созданы телефонная связь и первая в Казахстане система водоснабжения.
Впервые – 23 сентября 1903 года в Семее состоялось открытие учительской семинарии. В учительской семинарии учились Мухтар Ауэзов, Каныш Сатпаев, Алькей Маргулан.
Впервые – проведение литературного вечера началось в городе Семей. Учительница, этнограф, переводчица, журналистка из казахских девушек Назипа Кулжанова организовала литературный вечер 26 января 1914 года, посвященный десятилетию со дня смерти Абая.
Впервые – в 1917 году в Семее была создана партия «Алаш», собравшая вокруг себя плеяду казахских интеллигентов, таких как А. Бокейханов, А. Байтурсынов, Ж. Аймауытов. Активный член «Алаш» Алимхан Ермеков окончил Семипалатинскую мужскую гимназию с золотой медалью, а затем – Томский технологический институт.
Впервые – в 1927 году строительство Туркестано-Сибирской железной дороги было поручено специальному управлению, и было принято решение начать строительство с северной стороны, со стороны Семея, а с южной – со стороны станции Луговая. Турксиб, начинающийся из города Семей, стал одним из важнейших строительств страны.
Впервые – театральная труппа, начавшаяся с пьесы М. Ауэзова «Енлик-Кебек», была создана в октябре 1920 года как театральная труппа «Ес-Аймак» из 15 человек. Среди них были выдающиеся деятели казахской сцены – Иса Байзаков, Амире Кашаубаев, Жумат Шанин, Жусупбек Елебеков. В 1934 году в Семее был организован казахский музыкально-драматический театр.
Впервые – в 1925 году на Всемирной выставке прикладного искусства в Париже Амире Кашаубаев из Семея исполнил песни «Агаш аяк», «Канапия», «Уш дос», «Жалгыз арша», «Косбалапан» и другие, получив второе призовое место и серебряную медаль.
Впервые – в августе 1949 года в Семее произошел всемирно известный атомный взрыв.
Впервые – Гусман Косанов из Семея в 1960 году стал первым казахским легкоатлетом, участвовавшим в Олимпийских играх Советского Союза, и завоевал серебряную медаль.
С момента своего основания город Семей сразу стал областным центром для контроля торговых операций азиатских купцов. Великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский прожил в Семее более пяти лет (1854-1859) и написал свои бессмертные произведения. В этом городе оставили свой исторический след Ф.М. Достоевский, П.П. Семенов Тянь-Шанский, Шокан Валиханов, Г. Потанин. В Семей прибыл в политическую ссылку студент Петербургского университета Е.П. Михаэлис, который вместе с Н. Долгополовым, С. Гроссом, П. Лобановским, А. Леонтьевым, Н. Коншиным и другими вел большую научную и культурно-просветительскую работу, поддерживая дружеские отношения с великим казахским поэтом Абаем (Ибрагимом) Кунанбаевым. Они изучали историю, культуру и быт казахского народа, были очень хорошо знакомы с культурой и бытом казахского народа, ознакомились с казахскими обычаями и традициями, древними законами, генеалогией, легендами и этнографией. В Семее работали и другие выдающиеся ученые, такие как Г.Н. Потанин, В.А. Обручев, Г.Д. Гребенщиков.
С июня 1917 года в городе Семей начала выходить газета «Сарыарка» под руководством Р. Марсекова, К. Габбасова. В ней были опубликованы статьи А. Бокейханова, М. Дулатова, Ш. Кудайбердиева, М. Ауэзова, Ж. Аймауытова, А. Ермекова, М. Молдыбаева, Ж. Акпаева и других видных деятелей движения «Алаш».
Семей был центром крупного животноводческого региона с мощной производственной базой. В предвоенные годы в городе были построены крупные промышленные предприятия, открыт мясоконсервный комбинат – крупная стройка пятилетки, который стал одним из мощных предприятий пищевой промышленности страны. В годы Великой Отечественной войны на территории области более 13 тысяч солдат 238-й и 8-й стрелковых дивизий проявили героизм, в том числе 238-я стрелковая дивизия.
Это и есть священная сила, данная самим Творцом. Обычно, когда говорят о хороших людях, говорят «из священной земли». Возможно, это правда, говорят, что святость нисходит на землю, а через землю передается детям. Поэтому Семей – это земля, где жили Асет, Актамберды и Дулат Бабатайулы, талантливые ученики Абая. Это историческая родина Козы и Баян, Енлик и Кебек, произведений Абая, Мухтара, Шакарима, ставших символами любви. Здесь покоится прах знаменитого певца Кемпирбая, Сабита Донентаева, и даже национального деятеля последних лет Кайрата Рыскулбекова.
И сегодня потомки этой священной земли радуют свою страну во всех сферах Казахстана, находясь в разных уголках. В области литературы подрастает молодежь, продолжающая дело таких известных личностей и деятелей, как Шакир Абенов, Каюм Мухамедханов, Калихан Алтынбаев, Мухтар Магауин, Кабдеш Жумадилов, Несипбек Айтов, Дамеш Омарбаева, Тыныштыкбек Абдикакимов, Медеу Сарсеккеев, Токен Ибрагимов, Азильхан Нуршаиков. В Семее также находится центр поэтов, который готовит и воспитывает сильных акынов-импровизаторов. Больше половины тех, кто находится в авангарде, начиная с Даулеткерея, Серикзата, Айнур, Рината, Сары, Карлыгаш, Нуржана, Жалгаса, Мерея, и Журсуна Ерманова, являются выпускниками этого центра поэтов.
«Ахау, Семей, язык и гортань» – эти два слова стали основой песни. Язык Семея – это поэты, гортань – это певцы. Бибигул Толегенова, Мадениет Ешекеев, Болат Сыбанов, Турсынгазы Рахимов, Санак Абеуов, Роза Рымбаева, Толкын Забирова, Бакыт Удербаева, Баян Сагымбаева, Майра Ильясова, Клара Толенбаева, Ерлан Рыскали, Ерлан Кужыманов, Гульмира Сарина и другие. Если начать перечислять куиши, начиная с Секена Турысбекова, и танцоров, начиная с Болата Аюханова (балет), то можно любоваться бесконечно.
В заключение хочу сказать, что во все времена мы склонны перенимать западное. Например, из-за наличия Арбата на Западе мы стали называть места отдыха во всех крупных городах Казахстана Арбатом. Но почему мы не можем поставить Семей Казахстана в один ряд с Санкт-Петербургом?! В любом случае, Семей, полный духовности, вполне достоин быть очагом казахской культуры.
Алмахан Мухаметкаликызы,
Астана