Мы не были уверены, что будет иначе. Ведь казах сейчас и сам не особо понимает, что ищет. Не думает ясно, где утолить свою страсть. Ясно одно: казах сейчас находится в процессе перемен…
Говорю так, потому что, когда приезжаю в аул, не вижу творога на сыре. И не найдешь снохи, которая бы готовила творог. Число пастухов сокращается. Количество скота выросло, мы говорим о тех, кто ухаживает за скотом. Уменьшилось число тех, кто пьет чай со сливками. Чайников на плите стало больше, чем чайников на углях. Наши матери предлагали разнообразные национальные блюда. Сейчас сушеное мясо можно найти не в каждом доме.
Есть много оснований так думать. Казах стал слушать музыку, в которой уже нет той изюминки. Слушая, стал танцевать, танцуя, слушать. Глобализация? Возможно. Прогресс культуры? Нет, наоборот, регресс.
Казах близок к сплетням. Копает не то, что нужно. Пишет не то, что нужно. В фильме Таласбека Биржану говорят: «Казах состарился». Какое суровое решение! Идем туда по принуждению, по необходимости. Мы сами заставили!
Казах искал не мудреца, а ребенка в степи.
Казах перестает узнавать казаха. Казах перестает признавать казаха.
Это стало интересно. Не интересно, а мучительно. Мне предложили преподавать в университете. Мы старались быть похожими на учителей, которых видели сами, и готовились, насколько могли. Робко вошли в аудиторию и начали рассказывать студентам то, что знали. Они смотрели настороженно. Связи нет. Наши слова будто улетали в пустоту. Не усваиваются. Мы не можем их усвоить. Это наша слабость. Но и их способность к восприятию снизилась.
Вот что мучительно: «Назовите десять лучших журналистов Казахстана». Кто не скажет. Есть Артур Платонов, Айгуль. Кажется, я видел и Азамата Сурпабаева. Думали, дойдет ли до Шер-ага, Сейдана, или ограничится ли предыдущим поколением… Наши мысли разрушились. Их «сливки» оказались другими. «Хоть бы Кайнара Олжая и Нуртёре Жусипа добавили». «А, брат, напишем твоего отца». Вспомнился Тезекбаев. Он преподавал. Он как-то странно смеялся. В моменты, когда ответ был не очень удачным. Он щипал и смеялся. Смехом он щипал.
«Казах, кто твой духовный лидер?», — такой вопрос мы задали… Количество лайков – шесть, комментариев – два… Разве это не духовный возрожденный народ? Зачем нужен духовный лидер, да?
Из записи Амангельды Сейтхана в Facebook