«Я пишу стихи для души, а зарабатываю деньги печатанием», — сказал когда-то великий русский поэт А.С. Пушкин. Стихи — это тайна сердца, сосуд чувств. Чтобы высказать мнение о молодых поэтах, нужно хотя бы немного знать творчество одного-двух молодых людей. Правильнее, чтобы критиковать или хвалить, лучше знать «объект».
В противном случае, как вы и я хорошо знаем, одностороннее мнение не будет справедливым.
Недавно я наткнулся на последний пост Бакытжана Букарбая, который когда-то выпустил книгу под названием «Серебряная книга» и пытался призвать молодежь читать книги. Тема была «Молодые поэты должны быть как доставщики пиццы». В целом, видно, что этот человек мастер в выборе тем. Но я не был доволен тем, что он написал.
«Один из часто задаваемых мне вопросов во время встреч с читателями: «Кого из современных поэтов вы читаете?» Сначала я немного смущался и стеснялся, но потом стал отвечать «никого». Хоть и горькая, но правда. Я не стыжусь этого».
Чтобы категорично заявить «никого», нужна уверенность. Это означает отрицание известных молодых поэтов, которые пишут сейчас. Золотая нить живой казахской литературы не оборвалась и не оборвется. Есть продолжающее поколение, и они не слабы. Если хотите, мы готовы их перечислить.
Автор пишет: «Тогда я понял, что мастера слова, сформировавшиеся в годы независимости, параллельно с нашей независимостью, не могут превзойти поэтов, выросших в советское время, по уровню слов и мышления».
В литературе есть разные течения и направления, которые сменяют друг друга в разные периоды. Модернизм, постмодернизм, захватившие мировую литературу, не обошли стороной и нашу литературу.
Но утверждение, что современные молодые поэты не могут превзойти поэтов советской эпохи, — большая ошибка. Поэты советской эпохи, несомненно, являются путеводной звездой для сегодняшней молодежи. Как можно отрицать стихи, написанные Жумекеном, Мукагали, Кадыром, а также Магжаном, Касымом? Нынешние молодые поэты, выросшие на их стихах, тоже трудятся по мере сил. Но это не означает повторение написанного ими или становление как Магжан. Достаточно молодых людей, которые нашли свой собственный путь, соединив прошлое и настоящее с новым духом.
Затем автор коснулся вопроса издания книг молодыми поэтами. Он обобщенно передает крики поэтов, прозвучавшие на одном собрании. Любой человек имеет право высказать свое мнение. Это слова, идущие из глубины души. Но чтобы сделать предложение всему обществу, нужно перейти от общего к частному. Потому что каждый поэт — это личность. Нужно познакомиться поближе, узнать о них.
«У нас много поэтов. Я, наверное, еще не встречал казаха, который не пишет стихи. Почему наше молодое поколение поэтов не вступает в конкуренцию друг с другом? Почему их произведения не прорываются сквозь конкуренцию и не находят путь к читателю?» — говорит он в одном месте.
Кто сказал, что среди молодого поколения нет конкуренции? Поэты, стекающиеся со всех уголков казахской степи, соревнуются в Алматы. Алматы — город поэтов. Здесь они совершенствуются, соревнуются и достигают определенного уровня поэзии.
«Я живу в потребительском обществе. Хочу я того или нет, потребительское сознание управляет моим разумом, у меня нет другого выхода. Проще говоря, если я хочу съесть пиццу, я не стою в пробке, не выхожу из себя и не бегаю в поисках, где ее купить. Я захожу в интернет и легко нахожу предложения пяти-шести предпринимателей, готовых доставить товар на дом за двадцать минут. Я начинаю привыкать к этому, так формируется мое сознание. Стихи — тоже товар».
Стихи — не товар. В тот день, когда духовность перейдет в материальное понятие, вся культура умрет. Сейчас все — потребители. Поэт — тоже человек. Он тоже ест пиццу. Но стихи — это не пицца. Разница между ними как между небом и землей.
Поэт вынашивает стихотворение девять дней, девять месяцев. Никто не знает, какие трудности, какие чувства он переживает. Он борется сам с собой и работает не ради казахской поэзии, а прежде всего ради себя.
Автор продолжает свою мысль так: «Поддержка чиновника и издание вашей книги не добавят достоинств вашему произведению, не принесут благодати вашей поэзии. Вы пришли просить, да еще и наглые, а застенчивый поэт на такое не пойдет. Значит ли это, что его поэзия недостойна чтения? Если считаете достойным — докажите. Если хотите, чтобы ваше творчество жило — бегайте сами. Сейчас есть несколько онлайн-сервисов, которые быстро доставляют заказанную вами книгу. Вы договорились с ними? Не говоря уже о другом, можно ли там заказать сборник? Вы все еще ждете? Тогда подумайте. Похоже, ваша поэзия не нужна даже вам самим, не говоря уже о читателе».
Говорить, что нынешние поэты отстали от времени, — это как богохульство. Нынешние молодые поэты тоже живут в информационную эпоху, в которой вы живете. Они используют все возможности сегодняшнего дня. Их книги издаются в современном формате. У них есть несколько видеопоэзий. Есть аудиоверсии, сборники зарегистрированы на сайтах. Я не видел поэта, который бы умолял: «Прочти мое стихотворение, брат». Читатель найдет то, что ему нужно.
В заключение он сказал, что знает Макпал Жумабай и считает достойной только ее поэзию. Конечно, она тоже хороший поэт. Но поэт не виноват в том, что знает одного поэта, а другого не знает, не читает его произведения. Простите, но после Макпал, которой около тридцати, уже успело прийти еще одно поколение.
В итоге, у молодежной поэзии формируется свой читатель. Формируется фильтр, растет спрос на настоящую поэзию. Не все, что имеет рифму, является стихом. Стихи тоже меняются, преображаются, формируют новый стиль в соответствии с течением. Эти стили уже сформировались среди молодых поэтов, и на этом пути труд и талант сочетаются. Если вдуматься в этот пост, пишет ли поэт стихи или занимается рекламой? Является ли поэт «производителем», «творцом» или торговцем, посредником?
Сейчас очень трудно заработать деньги на литературе. Все это знают. Но все же есть много молодых людей, которые не отходят от пера. Они хотят писать о желаниях души, о волнениях сердца. Литература тоже хочет оставить свой след.
У Абая есть стихотворение: «Стихи — царь слов, слово — мерило». Так зачем же царю опускаться до уровня доставщика пиццы? У каждого свое дело. Но вес каждого дела, которым занимается человек, разный.
Из записи Маргулана Акана в Facebook