На почту портала «Ұлт» пришло письмо от уважаемого Максата Мухитденова, отца известного продюсера Баян Есентаевой, историка, тюрколога, культуролога. Мы публикуем полный текст письма без изменений, как отражение свободы мысли и слова. Редакция напоминает, что не придерживается позиции какой-либо стороны. Итак, пожалуйста!
от редакции
Вчера мой знакомый Султан Кадыр на Facebook привел слова Фаины Раневской, ставшие поговоркой: «Под самым красивым хвостом павлина скрывается самая обычная куриная жопа. Так что меньше пафоса, господа». На это наш брат Нурболат Хайруллаев написал: «Фаина апамыз жақсы айтқан екен, шындығында әдеміліктің шынары болып жүрген адамдардың қарапайым пенде, құдайдың құлы екендігі рас қой». Султан Кадыр ответил: «Красота есть красота… Меня удручают высокопарные слова, самонадеянные выводы».
С чего все началось…
Анар Толеухан. 31. 12. 2017.
Дорогие друзья! Молясь об исполнении 100 ваших пожеланий, я радуюсь вашим решительным действиям, подобным сжатому кулаку, против посягательства на национальный шедевр «Қозы-Көрпеш-Баян сұлу», и тысячекратно возношу хвалу Аллаху. Ерлан Карин сказал, что хикая больше не будет демонстрироваться. Хотя писать пост, лежа в постели, было непросто, я написал его, не в силах терпеть, и благодаря поддержавшим меня коллегам открытое письмо увидело свет. Разве не мы с госпожой Бакыт Жаншаевой связали Гульмарию Барманбекову, Гулекең обобщил мысль, написал текст, и мы поняли, что Омирзак Акжигит и Жолымбет Макиш разделяют наши взгляды, и добавили их, черт возьми, Шара Турмаганбетова даже не попала в первоначальный список. Но Шакен, как говорится, человек своего возраста, ярко первым поставил свою подпись. Казыбек Иса поддержал, предложив «опубликовать на сайте», народный голос усилился, и благодаря вашей поддержке кривой путь выпрямился. Это радость. Наш голос не остался неуслышанным. Респект Ерлану Карину, который нашел в себе мужество признать это!
Пусть в наступающем году наше единство, наша забота о национальных ценностях не уменьшатся, а только возрастут. С Новым годом!
Когда говорят «С чего все началось», я — Максат Зайлагиулы Мухитденов. Мне 71 год, мой ру — Киши Жуз, Маскар. Я — отец Баян, человек, которого не любят те, чьи имена будут названы позже, — люди единые, с железной волей, способные обобщать мысли и публиковать на сайте. Мать Баян, моя супруга, с которой мы прожили 51 год — Кулжамал. Ей 69 лет, ее ру — Аргын, из них — Тобыкты. Мое богатство — около 5 тысяч книг, в моей фонотеке более тысячи кюев, более тысячи песен, терме, почти вся европейская классика. Баян выросла в этой атмосфере, поэтому иногда она может быть козой, а зять — козлом, такого понятия нет. «Отец — судья своему сыну», поэтому мой уровень гораздо выше, чем у обладателя премии «Алаш». Кстати, в моей библиотеке нет произведений поэта Казыбека, но, найдя и ознакомившись с парой книг, я понял, что «Алаш» далеко. Похоже, благодаря единству, подобному тому, что было в случае с Баян, и заботе о национальных ценностях, кривой путь остановился в поселении «Алаш». Ну, а теперь перейдем к моей дочери Анар Толеухан, которая, лежа в постели, не смогла стерпеть посягательства на эпос «Қозы Көрпеш-Баян сұлу» и написала пост. Если сказать «госпожа Анар», то «госпожа» бывает только у ханов. Если сказать «бике Анар», «бикеш Анар», то вы больны, а молодые не болеют. Если сказать «бише Анар», то бише бывает только у байбише (старшей жены) (байбише/байбише). Поэтому Анар Толеуханқызы — это вы, «кто знает алиф, как палку». Я имел в виду, что все началось с вас. Да поможет Бог, госпожа Бакыт Жаншаева связала вас с Гульмарией Барманбековой, Гулекең обобщил мысль, написал текст, и вы поняли, что люди, разделяющие ваши взгляды, и добавили Омирзака Акжигита и Жолымбета Макиша, черт возьми, Шара Турмаганбетова даже не попала в первоначальный список. Но Шакен, как говорится, человек своего возраста, ярко первым поставил свою подпись. Казыбек Иса поддержал, предложив «опубликовать на сайте», народный голос усилился, и «лидерство», руководство перешло к Казыбеку Иса.
Казыбек Иса: Спасибо вам, Анар Толеуханқызы, Гульмария Барманбекова, госпожа Бакыт Жаншаева! Да поможет вам Аллах, и пусть ваши звезды сияют ярче! Пусть Новый год будет годом добра!
Печально! Анар Толеуханқызы, вы же журналист, так знайте, никто не посягал на эпос «Қозы Көрпеш-Баян сұлу». У этого эпоса есть около 12-15 вариантов, не считая башкирских и алтайских. У меня самого 8 вариантов. На основе этих вариантов был снят 6-серийный телесериал «Қозы Көрпеш-Баян сұлу». А чтобы посягать на эпосы, нужно их не знать. Я не могу сказать, что человек, написавший сценарий фильма, не знал вариантов эпоса.
По-моему, чтобы не обвинять кого-то несправедливо, говорящий должен быть грамотным, а если говорить по сути, то должен читать книги. Гульмария Барманбекова, вот ваши слова: «Баян вложили в уста слова: «Не выйду за Кодара, пусть мои родители сами возьмут». А в оригинале: «Ветер открывает мой подол, я не улыбалась никому, кроме Козы. Отец, проведи обряд бракосочетания и возьми сам, я не верблюдица, которую запрягают в табун. Отец, проведи обряд бракосочетания и возьми сам, я не кобылица, которую запрягают в табун». Слово предков. «Қозы Көрпеш – Баян сұлу». Вариант Моллы Рахыма. Страница 127. Где же правда — знает ли ветеран журналистики эпос, или сценарист?! «Лучшее из куырдака увидишь, когда будешь резать верблюда». Эти выводы принадлежат журналистке Анар Толеуханқызы. Но, как сказал мой знакомый Султан Кадыр, «высокопарные слова, самонадеянные выводы»: «Перед Карабаем стоят 3 мужчины, спотыкаясь о свои длинные халаты, кричат «ойбай». Украдено 5-6 овец из табуна. Богач, разозлившись, бьет всех троих и говорит, что если не возместят ущерб, то он взыщет его. В те времена, в эти времена, кто слышал, чтобы 3 человека пасли один табун овец и теряли овец? А здесь Баян говорит отцу: «Какое имущество ты хочешь взять у этих нищих бедняков, которые сами на грани смерти?» Это не слова девушки, говорящей отцу, а слова матери, мудрой байбише, которая первой думает о спокойствии окружающих, когда богач, имеющий множество скота, говорит ей. Нельзя слушать это как слова Баян. Более того, она говорит: «Нужно догнать воров и отобрать», не слушая отца, садится на коня, мчится, сметая все на своем пути, не разбирая ни старших, ни младших, дерзкая Баян, которая говорит отцу так же грубо, как будто свалилась с верблюда, и сравнивать ее с Баян из эпоса — это уже грех».
Уважаемая Анар Толеуханқызы, нет необходимости говорить о том, какой жестокий человек Карабай, а то, что три человека пасли один табун овец, — это не из жанра фантастики, и не в те, и не в эти времена, разве не пасла один табун овец одна семья еще вчера! А вы говорите: «Сравнивать дерзкую Баян из фильма, которая не слушает отца, не разбирает ни старших, ни младших, грубую, непочтительную, с Баян из эпоса — это уже грех». Давайте сравним, чтобы не было «греха».
Во-первых, Баян — единственная дочь богача (детский сад окончен).
«Баян называют избалованной, имя — Еркеш, Вожак овец, ведущий большой табун. «Қозы Көрпеш – Баян сұлу”. Вариант Бекмурата Маканова. Слово предков. Том 55. Страница 214.
«Баян называют Еркеш, ласково, Одета — в соболию шапку, серебряные сапоги». «Қозы Көрпеш – Баян сұлу”. Вариант Бекмурата Маканова. Слово предков. Том 55. Страница 223.
Во-вторых, рассмотрите диалог непочтительной Баян с отцом. «Когда они сгружали груз и ставили юрту, Баян прибежала к Карабаю. Отец, меня постигла болезнь, — сказала она, Я пришла к тебе, чтобы ты помог мне, — сказала она. Мое сердце переполнено горем и болезнью, Найди мне лекарство от болезни, — сказала она. Дитя мое, что с тобой случилось, — сказал он, Говорить о болезни — это плохо, — сказал он. Девушка, возможно, не сможет вынести этого, Расскажи мне суть твоей болезни, — сказал он. Тазша был найден в киуа, Овцы паслись в низине. Овца ущипнула меня за бедро, Что значит ущипок Тазши? «Қозы Көрпеш-Баян сұлу» Вариант Дэныбая Айтбаева. Слово предков. Том 55. Страница 41.
В-третьих, это превзошло даже кино. Баян — убийца. «Баян узнала, что сделала черная служанка, Сонная — проснулась в испуге. «Скажет ли она моему отцу и матери?» Подозрев, она убивает эту служанку. Вариант Конкабая Мейирманулы. Слово предков. Том 55. Страница 172.
Уважаемая Анар Толеуханқызы, после этих доказательств у меня возникает плохое предчувствие, что вы попросите прощения у создателей телесериала «Қозы-Көрпеш» за то, что перепутали Баян из эпоса с Баян из фильма. Вам было бы лучше взять с собой Ису (мир ему) и Барманбекову.
Хорошо. Теперь перейдем к ветерану журналистики Барманбековой: — «Или обратите внимание на следующий отрывок: «Какой ты парень, что отказываешься от девушки, которая сама пришла к тебе в объятия?» Слова девушки, которая сама бросилась на парня в сериале… Ветеран Барманбекова, неужели и эта страница эпоса для вас тайна, вы удивлены? Слова Баян, сказанные у спящего Козы: «Мой единственный, я пришла к тебе, Я искренне отдаю тебе свое сердце. Ты — единственный чинар, выросший в пустыне, Я не могу насытиться, не борясь, как жеребенок с жеребенком». Слово предков. «Қозы Көрпеш – Баян сұлу» Вариант Дэныбая Айтбаева. Страница 58. Мы снова видим, что сценарист знает эпос лучше, чем журналисты (Эй, мои братья-журналисты, я говорю не обо всех, а только о тех, чьи имена названы и чьи лица показаны М.Б.)!
От Барманбековой: «Ты должна быть счастлива», — говорит мать, провожая Баян. В те времена, в эти времена, казахская мать не говорила так уходящей дочери, она говорила: «Я отдаю тебя на волю Всевышнего», «Да поможет тебе Создатель», «Пусть твое счастье раскроется там, куда ты идешь». А это слова матери с недостаточным воспитанием, которая не делает счастливой место, куда идет, а ищет счастья там, куда идет. В те времена, в эти времена, вы сами говорите: «Пусть твое счастье раскроется там, куда ты идешь». Так что же, эта «мать с недостаточным воспитанием» из фильма должна была сказать уходящей дочери: «Ты не должна быть счастлива там, куда идешь»?! Нужно быть другом логики, ветеран, журналист. И еще скажу, что понятие «бақ», «бақыт» (удача, счастье) распространено во всех алтайских языках, оно есть даже в корейском языке, где они говорят «пак». Считайте это свидетельством того, что такое понятие существовало и тогда: — «Эй, мой муж, ты получил от меня скот и удачу, Единый Всевышний создал нас всех». Слово предков «Қозы Көрпеш – Баян сұлу». Вариант Дэныбая Айтбаева. Том 55. Страница 58.
Максат Байлы. V век до нашей эры. Существуют предположения, что история Козы-Корпеш-Баян Сулу была изображена. (Академик Граков, Академик Маргулан).
От Барманбековой: «Язык произведения скуден, лишен этики, не передает словарный запас и психологию того времени, наоборот, есть множество моментов, отрицающих национальные обычаи и традиции». Я скажу вам так: покажите мне тот момент, «лишенный этики», вы также обязаны показать «психологию и словарный запас того времени» (это очень сложно. Базар жырау сказал: «Каждое время имеет свою соответствующую мелодию». М.Б.), «множество моментов, отрицающих национальные обычаи и традиции» — только если вы скажете «вот — враг», указывая на него, некоторые могут поверить, а для обретения непоколебимой веры нужно приложить усилия, а иначе это «высокопарные слова, самонадеянные выводы», как сказал тот же Султан Кадыр.
Гульмария Барманбекова. По поводу критики в социальных сетях, касающейся внешности девушки, сыгравшей роль Баян в сериале «Қозы Көрпеш-Баян сұлу», один наш брат по имени Ереке оставил следующий комментарий: «…никто не имеет права устанавливать стандарты красоты. Опускать внешность девушки, снявшейся в фильме, ниже плинтуса, писать такие посты — отвратительно! Говорить так, будто вы видели Баян сұлу своими глазами — что это такое… Не будем говорить об устыжении перед иностранцами, иностранцы, не говоря уже о наших эпосах, только сейчас узнают о существовании казахской земли». Гульмария Барманбекова, это был не общий критика большинства, а мнение Ереке, высказанное в ответ на вашу личную критику, и это было справедливое мнение. Вы — журналист, ветеран журналистики, кто дал вам право снова и снова оскорблять актрису, сыгравшую роль Баян? Разве не существует понятие журналистской этики? Приведу цитату: «…Девушка из сериала — Баян, с обнаженным разумом, бездумным взглядом, лишенная этики, говорящая без стыда и совести, болтливая, с накладными искусственными ресницами, с раскосыми глазами — такая».
О, мой господин! Спасите! Это слова ветерана! «Мы видели, как били отца, но это как если бы его привязали к арбе и били!» Приведу еще раз, это в ответ на ваше предыдущее высказывание парню по имени Ереке, который выразил сочувствие актрисе: «Но пусть ваш заграничный знает, что вкус казахского народа в отношении красоты очень высок! Казахских джигитов, достойных восхищения, не привлекали девушки с раскосыми глазами и приплюснутыми носами». Ваши сравнения, ветеран журналистики Гульмария Барманбекова, могут быть расценены как оскорбление личности и подлежать юридической экспертизе. Имейте в виду, что я готов и на это.
Хорошо, теперь перейдем к господину Казыбеку, который уверен, что все беды из-за моей дочери Баян. Я не могу назвать вас «братом», причин много, даже по вашему виду видно, что мы не братья. Не обижайтесь, мы из рода тех, кто говорит правду в лицо, не размениваясь на пустые слова. Что вам сделала Баян? Ваша газета «Қазақ үні» не жалеет сил для популяризации/пиара Баян, «каша Баян» или под другими красивыми, трогательными названиями. А в этот раз вы превзошли себя! Нелегко собрать триста сторонников, крича «Мы не позволим Баян унижать Баян, Баян уничтожает нашу духовность», удачи вам! Но позвольте выразить благодарность, сегодня у Баян было два миллиона девятьсот тысяч подписчиков, благодаря вашему самоотверженному и неустанному посредничеству во имя казахской духовности, я уверен, завтра их станет три миллиона пятьсот тысяч.
Хорошо, теперь перейдем к чистой лжи и клевете наших так называемых экспертов. «Глядя на такую бедную одежду…» Откуда вы, Г. Барманбекова, увидели «такую бедную одежду», на ком из персонажей. На Баян, Козы, Карабае, байбише Карабая, Талшын, Кодаре, разбойниках… Можно продолжать так бесконечно. Держите свой карандаш, Г. Барманбекова. Вы сказали: «грубые сцены, поднимающие пыль». Фильм снимался на Асы жайлауы, какая «пыль, поднимающаяся», какие «грубые сцены» могут быть, белоснежные юрты, интерьер дома богача, резные сундуки, диваны, ковры и войлоки, настенные ковры, аул расположен на берегу реки, высокий водопад. Г. Барманбекова: «Когда-то на земле жил казахский народ, скитавшийся за скотом, кочевой, лишенный эстетического и этического воспитания, и если бы не создатели этого сериала, мы бы не узнали об этом «открытии». Г. Барманбекова, где вы увидели в этом фильме «казахский народ, скитавшийся за скотом, кочевой, лишенный эстетического и этического воспитания». Я удивлена, почему те, кто заказал «экспертизу» этого фильма, не имеют никакого представления о сценарии, режиссуре, о том, что в фильме было задействовано 200 массовщиков, заказано 100 лошадей, 500 овец, приглашено 20 каскадеров, лошади каскадеров специально привезены из цирка, о кинопроизводстве, работе видеооператора, о вариантах эпоса, игре актеров, дикции, киномузыке?!
Устал, все…
Максат Мухитденов,
историк, тюрколог, культуролог
04.01.2018 г.
Похожие записи: Кёпен Амирбек высказался о скандальном сериале
Состояние Баян Есентаевой доказало незащищенность казахских женщин