«Народ или человек, не верящий в свою борцовскую силу,
никогда не сможет достичь своей жизненной победы».
Алихан Бокейхан.
Не скажешь – умрет отец слова.
Казахская нация пережила множество судеб на пути к тому, чтобы стать конкурентоспособной, то есть обрести принадлежащую ей национальную победу, вечное наследие. В те времена наша нация черпала особую силу в крылатых словах Алихана: «Без конкурентной борьбы жизнь превратилась бы в тюрьму». А мы, казахское сообщество, сегодня подобны птенцам, выжившим, но находящимся в беззащитном состоянии…
Без нации, без корней, бессильные, слабые, безработные, бездомные, без крова, самые бедные… мы живем только с мыслью «не покидай меня, душа моя, не покидай».
Мы не можем выйти за рамки того, чтобы ставить казахскую молодежь на колени перед другими нациями и народностями, не давая возродиться ее национальному духу, подавляя ее разум рабством.
Это – исторический факт. Это – известно всему миру. Это – истина, ясная как день.
Например, за 26 лет после провозглашения Независимости мы, вчерашние птенцы, остро нуждающиеся в поддержке и защите, должны были бы уже превратиться не в ласточек, а в стремительных орлов, в отважных борцов, готовых отдать жизнь за нацию, народ, поколение, учеников.
Казахскому народу остро необходимо было стать светильником и путеводной звездой нравственности.
Только тогда в XXI веке светлый рассвет нашей независимой государственности и героической нации мог бы безмятежно наступить.
Пока, к сожалению, этот рассвет, полный могущественных благ и добродетелей, далек…
Наша власть не считается с интересами казахов.
Потому что мы создали государство из безжалостных грабителей и унижающих хищников, подобных калмыкам, которые грабят свой собственный народ.
Без нации, без образования, без знаний, без воспитания, без корней, без чести и достоинства… невозможно укрепить казахскую республику.
Не открывается путь к созданию и формированию прочной национальной мастерской на передовом уровне.
Тем не менее, рано или поздно, мы хотим верить, что будущие разумные и благородные, зрелые и дальновидные национальные орлы глубоко поймут истинный смысл и значение великих слов вождя Алихана: «Служить нации, народу – не от образования, а от характера» и безупречно воплотят их в жизнь.
Государство-борец сильно только своим великим национальным Героем.
Государство ценится за неустанный, стойкий, образцовый труд, проделанный для нации.
Поэтому сегодня мы добились того, что средства массовой информации наперебой публикуют около тридцати острых Открытых писем и Тревожных Обращений, касающихся судьбы нашей так называемой независимой государственности, судьбы наших сыновей и дочерей, учеников, а также самых насущных, самых болезненных, актуальных и острых вопросов, решающих судьбу.
Воистину, борьба началась в 1959 году, с борьбы за прекращение порочной политики, направленной на то, чтобы казахские дети, окончившие среднюю школу в прошлой красной империи, не отрывались от скотоводства, чтобы их не погружали в манкуртизм и невежество, не превращали в скот.
Затем масштаб и жизненное значение национальной борьбы сместились к острым национальным проблемам, и ее влияние в обществе усилилось.
Например, не будет ничего предосудительного, если мы назовем лишь некоторые из них.
Итак, они:
– Открытое письмо, касающееся увеличения числа детей-сирот и брошенных детей: «Нет ребенка без матери, нет общества без ребенка», а также многих других острых и актуальных проблем, касающихся судьбы нации, особенно судьбы женщин;
– «Аральская трагедия – трагедия человечества»;
– Открытое письмо, касающееся закрытия пяти областей: «Не попадем под проклятие Старого Воробья!»;
– «Продажа земли – продажа Родины» или «Земля четко определяет, кто есть кто»;
– «Как казахский народ умирает от туберкулеза?», «Туберкулез проглотит казахов, разъедая как червь»;
– «Кому выгоден вечный манкурт-учитель? или Когда появится настоящий народный учитель, готовый отдать жизнь?»;
– «Мир, тюрки, объединяйтесь!»;
– «Воспитание девушки – воспитание нации»;
– «О, казахи, будьте благородными!»;
– «Если мы перестанем читать книги, мы перестанем и мыслить»…
И другие Открытые письма, Обращения, всесторонне и полно освещающие актуальные национальные вопросы, были опубликованы на страницах средств массовой информации.
Однако, публикация Открытых писем и Тревожных Обращений, раскрывающих суть около 30 судьбоносных национальных стратегических проблем, подобных этим, – дело нелегкое.
Это – поистине апокалиптическая проблема.
Это – легко сказать…
Но…
Тем не менее, мы установили рекордные, злокачественные тенденции в превосходстве над всеми в умении власти претворять в жизнь показной патриотизм, хвастовство, кампанейщину.
Придет ли время, когда будущий казахский народ излечится от лжи, освободится от обмана и будет создана честная и чистая, справедливая и милосердная, общенародная общественная структура?.. Кто ее создаст? Когда?
Конечно, в нашем тогдашнем жестком обществе было совершенно невозможно так легко и беспрепятственно публиковать столько национальных народных мероприятий через средства массовой информации.
Было огромное унизительное зло. Было правдой, что за каждым вашим шагом, каждым словом следили, вас необоснованно очерняли, создавали врагов из ничего и записывали в отчеты, поэтому вы находились под наблюдением и подвергались пыткам.
Поэтому мы пережили множество различных апокалиптических зол.
Реальная жизненная правда подобна ореху: скорлупа твердая, ядро сладкое.
Следовательно, когда речь идет о священной земле, священном народе, а также о нации и поколении, несомненно, что истинные таланты, рожденные честными, готовые отдать жизнь, не выбирают между тяжелым и легким положением, не смотрят на наличие или отсутствие богатства в руках, не ждут подходящего момента.
В связи с этим Юсуф Баласагуни говорил: «Не думай о своей выгоде, думай о выгоде народа, твоя выгода будет в ней», а мудрый Абай хаким говорил: «Не хвастайся своим богатством перед другими, думая превзойти их».
Разве эти образцовые, великие жизненные истины не являются величайшей философией для каждого?
Да, по правде говоря, для разумного, здравомыслящего, благородного, зрелого человека это действительно так.
Молдагали МАТКАН
Обладатель золотой медали имени Мустафы Кемала Ататюрка,
общественный деятель,
публицист-писатель, академик.