Детектив считается одним из отстающих жанров в казахской литературе. Этому есть разные причины. Одной из них, вероятно, является пренебрежение детективом как жанром со стороны литераторов. Распространение дешевых детективных произведений также немало влияет на формирование такой ситуации. Как бы то ни было, в итоге мы пришли к тому, что детектив стали считать газетным жанром. Вопрос в том, должно ли было так сложиться с детективом, вот что нас заставляет задуматься.
Многие считают детектив порождением западной литературы. Они склонны объяснять этим и то, что он еще не прижился в казахской литературе. К тому же, не секрет, что мы рассматриваем детектив как легкий жанр. Произведения этого направления часто воспринимаются как нечто, предназначенное лишь для того, чтобы скоротать время в свободное время или в пути. Короче говоря, сложившееся среди литераторов мнение о детективе намекает на то, что его процветание в ближайшее время маловероятно.
А по нашему мнению, детектив – это замечательный жанр. Конечно, если бы была возможность читать произведения, написанные с полным учетом особенностей жанра. К тому же, считать детектив уделом западной литературы – ошибочное суждение. Недавнее «грибное» нашествие русских детективов также может служить хорошим доказательством наших слов. Честно говоря, резкий рост преступного мира после распада такой огромной империи, как СССР, также немало повлиял на то, что детектив стал так популярен. Короче говоря, материала для детектива предостаточно. Тем не менее, почему в казахской литературе не наблюдается такого же всплеска в этом жанре, как в русской литературе? Это нас беспокоит.
Если углубиться в богатую восточную литературу, то можно обнаружить, что элементы детектива были в изобилии и в этой литературе с давних времен. Тот факт, что в китайской и японской литературах это направление уже в средние века сформировалось как отдельный жанр, является неоспоримым. Приведем один пример: в сборнике «Удивительные истории» писателя средневековья Абу-л-Фарадж есть небольшой рассказ. Его содержание следующее. Энциклопедист-ученый Абу Али ибн Сина, спасаясь от преследования местного правителя, бежит в Сирию. Прогуливаясь по улицам Дамаска (Дамшык), он встречает врача, который занимается лечением. Врач, ощупывая пульс молодой женщины, определяет ее болезнь и время от времени беседует с ней.
– Ваш муж еврей?
Женщина:
– Да, – отвечает она.
– Вы живете в квартале к югу от города?
– И это правда.
– Вчера утром ваш муж пил айран?
– И на этот раз вы угадали.
Врач дает женщине лекарство и отпускает ее. Абу Али ибн Сина поражен такой проницательностью. Он спрашивает врача:
– Как вы точно узнали, что женщина еврейка, что она живет в южном квартале города, и что ее муж вчера утром пил айран?
– Очень просто. Женщина еврейка. А евреи, если они не принадлежат к той же нации, что и их господин, не служат другим народам. Следовательно, ее муж тоже еврей. А квартал, где живут евреи, находится в южной части города. Я узнал, что муж вчера пил айран, потому что на платье женщины было пятно от айрана. Чувствовалось, что оно пролилось около дня. Я предположил, что оно могло пролиться вчера утром. Видите ли, нет ничего удивительного. А если я скажу, что вы – сам Абу Али ибн Сина, не удивляйтесь еще больше. Потому что только Абу Али ибн Сина может проявлять интерес к таким вещам.
Вот и весь рассказ. Но разве в выводах героя, основанных на отдельных деталях, не прослеживается система мышления, наблюдательность и логика знаменитого Шерлока Холмса Конан Дойля? Можно привести множество подобных примеров о восточных Шерлоках Холмсах. Рассказ казаха о внимательном путнике, который чуть не стал вором, пытаясь определить, что у потерянной верблюдицы один глаз слепой, а хвост короткий, также является одним из лучших образцов детективного жанра в народном творчестве. Также из этих рассказов нельзя не заметить одно из главных требований к детективному жанру. То есть, герой детектива обязательно должен быть наблюдательным. Основными инструментами сыщика должны стать главные методы мышления, такие как индукция и дедукция. Следует помнить, что читательское удовольствие заключается в удовлетворении от таких мыслительных способностей героя детектива, который находит выход из сложных ситуаций. Точнее говоря, претендент, желающий писать в детективном жанре, должен быть знатоком логики. То, что произведения Эдгара Аллана По, Артура Конан Дойля, Агаты Кристи стали классическими образцами детективного жанра и литературы в целом, обусловлено тем, что они построены на такой системе мышления с математической точностью. В этой связи слова Аллана По, также известного своим поэтическим талантом, заставляют задуматься: «При написании «Ворона» я не прибегал ни к каким случайным оборотам и эмоциональным порывам. Я был хладнокровен, как при решении математической задачи, опираясь на логику от начала до конца».
Если обратиться к истории литературы, то станет ясно, что детектив – это не такой уж легкий жанр, как думают некоторые. Например, трудно точно сказать, насколько знакомство Оноре де Бальзака, создавшего около пяти тысяч персонажей за свою творческую жизнь, с его современником, знаменитым парижским сыщиком Видоком, и получение им материалов от него, повлияло на творчество писателя. Но очевидно, что это знакомство не было бесплодным. Одним из доказательств этого является образ Вотрена, который переходит из одного произведения писателя в другое.
Также никто не может отрицать, что в романах Достоевского часто встречаются детективные элементы. Превратить небольшое сообщение из газетной рубрики «Хроника преступлений» в такой чудесный психологический роман, как «Преступление и наказание», – это, вероятно, образец высшего мастерства. По нашему мнению, детектив требует этого мастерства не меньше, чем другие жанры. Вопрос в том, как автор владеет материалом, с какой стороны он к нему подходит. Чтобы наши слова не были голословными, аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес написал рассказ «Три версии предательства Иуды». В одной из этих версий автор утверждает, что предателем был не Иуда, а сам Иисус Христос. По рассуждениям автора, действительно так и есть. Автор считает, что Иисус Христос сам подтолкнул Иуду на путь греха, потому что это было необходимо ему самому. Он считает, что частые слова Иисуса своим ученикам: «Один из вас предаст меня», и то, что при этих словах он всегда смотрел на Иуду, как бы подозревая его, закономерно привели к возникновению обиды на Иисуса в душе Иуды. Иначе, как объяснить, что Иисус Христос, зная, кто его предаст, не пытался удержать его от неправильного пути? Читая рассказ Борхеса, невозможно не удивляться смелым предположениям автора. Невольно приходишь к мысли, что такая версия предательства Иуды имеет право на существование. Вот это – мастерство.
С развитием цивилизации закономерно усложняется и преступность, появляются ее новые виды. В то же время, истина заключается в том, что появляются и новые методы борьбы с ней. Если обратиться к истории криминалистики, то можно увидеть, какие трудные этапы прошло это развитие. Осознав, что такие разделы криминалистики, как идентификация, дактилоскопия, баллистика, токсикология, каждый по себе являются сложными областями, которые в полной мере используют достижения последних научных исследований, станет очевидно, что детективный жанр не может быть второстепенным для большой литературы. Например, мы не всегда знаем, что во Франции XIX века для учета опасных преступников использовались такие простые методы, как измерение роста и регистрация размера обуви. А какие преступления вы могли бы раскрыть с помощью этих методов сегодня? Никакие. Сколько преступников ростом 180 см и размером обуви 42 существует в одном большом городе. Вы наверняка окажетесь в безвыходном положении, пытаясь выяснить, кто из них совершил преступление, которое вы расследуете. А если вы начнете с неопровержимого доказательства, такого как отпечатки пальцев человека, то ваше дело значительно упростится, что не требует доказательств. Но криминалистика не достигла тайны пальца, рисунок которого у каждого человека уникален, за один день. Точно так же не секрет, что собрать все виды пистолетов и ружей прошлого и настоящего и составить характеристики их пуль и особенностей стрельбы не пришло в голову человеку за один день. Сейчас баллистическая экспертиза может мгновенно определить, из какого типа оружия была произведена пуля, найденная на месте преступления. На первый взгляд кажется очень просто. Вот почему человек, пишущий детектив, должен быть хорошо знаком с такими новшествами и особенностями криминалистики. А это требует от детектива серьезной научной подготовки. По нашему мнению, только детектив, построенный на такой острой логике и научном фундаменте, переплетенный с психологией, может быть настоящим детективом.
Обычно мы говорим о национальном менталитете, национальном мировоззрении. Мы добавляем, что у казахов есть то, а другого нет. Иногда в число отсутствующих попадает и детектив. Это печально. По нашему мнению, одна из ярких сторон национального менталитета – это именно детективный жанр. Например, преступность не выбирает людей. Но есть преступления, которые выбирают нацию. То есть, существуют редкие виды преступлений, присущие только отдельным нациям. Наука говорит так. И это не беспочвенно. Об этом говорят специалисты, много лет проработавшие в сфере борьбы с преступностью. Однажды я прочитал в книге, которая была постоянным спутником сотрудников милиции, следующий рассказ. Разбойники ночью взламывают замок склада и совершают кражу. Прибывший на место преступления руководитель оперативной группы сразу же заподозрил, что эту кражу совершили представители цыганской национальности. Поиски преступников также ведутся в этом направлении. И они успешно завершаются. Вы спросите, на каком основании действовал этот сыщик. Он всего лишь обратил внимание на способ взлома замка. А замки таким образом чаще всего взламывают представители цыганской национальности. Предположение оказывается верным. Вот такие моменты существуют, когда преступность и национальный менталитет пересекаются. Можно ли таким образом определить национальность старухи-процентщицы из «Преступления и наказания» Достоевского, можно подумать.
Есть и те, кто объясняет отставание казахского детектива тем, что наш народ поздно пришел в города, а в сельской местности, кроме барымты и похищения девушек, других видов преступлений не было. И в этих словах есть доля правды. Ведь не секрет, что такие заболевания, как суицид, нарушения психики, ведущие к маньячеству, в основном порождаются большими городами. Точнее говоря, уместно назвать их порождениями цивилизации. Причины того, что казахский детектив остается еще в зачаточном состоянии, можно объяснить и такими факторами. Однако это не означает, что казахский детектив не должен развиваться, расти. Мы не сомневаемся, что у него есть сильное будущее. Мы уверены, что придет время, когда он заявит о себе, учась на лучших образцах мирового детективного жанра. Что мы хотели сказать этой статьей, так это то, что детектив – не падчерица литературы, а ее родной ребенок, и что он относится к числу ведущих жанров. Учитывая, что болезни общества, его теневые стороны проявляются через преступные деяния, именно детектив является тем жанром, который выявляет эти болезни. Следовательно, наше пренебрежение им неуместно.
Теперь позвольте вкратце поделиться своими мыслями о сегодняшнем состоянии казахского детектива. Если говорить откровенно, ситуация неутешительная. Не будем называть имена авторов, но практически все произведения, предлагаемые читателям на казахском языке в этом жанре, являются лишь посредственными. Многие из них похожи на ежедневные газетные статьи на тему преступности. У некоторых проглядывается отношение к литературе как к «дойной корове». Это, возможно, закономерное явление, но опасный признак. Также произведения пронизаны холодом устоявшихся стереотипов мышления. Например, мы не знаем, насколько произведения, часто начинающиеся в стиле «Около двух часов ночи телефон в доме начальника районного отдела уголовного розыска капитана Садыханова зазвонил, нарушив тишину», имеют отношение к детективному жанру. Именно поэтому мы говорим, что светлое будущее казахского детектива впереди. Главное, чтобы требования были правильными.