Декан журфака Темирбек Кожакеев говорил студенту, у которого начало проявляться самолюбие: «Неродившийся Толстой, несостоявшийся Бальзак!» — и отчитывал его перед всем курсом. Это было сделано для того, чтобы «поставить на место» студента, чьи пара стихотворений или какая-то статья уже начали вызывать у него завышенную самооценку. Правда, после этого слова профессора разлетались по факультету и становились предметом обсуждений, а тот «толстой-бальзак» становился посмешищем.
Неужели Торегали тоже стал таким «выпекающим» самолюбивым человеком, как «неродившийся Токтар, несостоявшийся Бесбаев»? Судя по записям и видеосюжетам, которые распространяются в сети со скоростью ветра, именно так и кажется. К счастью, общественность также встала на защиту Торегали…
Однако, как бы то ни было, Торегали не имел права выгонять аксакала с концерта. Его возраст и положение совершенно иные, чем его недовольство. Самое главное – этот аксакал является потребителем: человеком, который заплатил деньги из своего кармана и купил билет на концерт. Торегали не приглашал его на свой день рождения или свадьбу, чтобы требовать его ухода из зала. Он – потребитель услуги в обществе: как человек, который платит за стрижку в парикмахерской, посещение бани или даже платного туалета.
А ведь существует неписаное правило: «Покупатель всегда прав». С этой точки зрения, потребитель имеет право обратиться в суд (на основании Закона РК «О защите прав потребителей»). У аксакала, которого публично выгнали с концерта, а затем опозорили в интернете, теперь «золотые серьги в ушах»…
Если же говорить о моральной стороне этого скандала, то кто же «раскачал лодку» для ребенка, который еще не вышел из колыбели? Кто заставил этого «сопляка», который еще не разобрался в добре и зле, опираясь на тысячелетнюю историю казахов, шуметь, как стая журавлей, и называть себя «сыном великой степи»? Кто не мог жить спокойно, если не слышал песню Торегали по многочисленным программам пожеланий на Казахском радио?
Да, вы внутренне чувствуете, кто это, и молчите, да?! Кто такая Роза, прославившая казахов в Сопоте, и кто эта? Не будем говорить о Димаше… Тореш, который распевал свадебные песни, или кто-то другой, кто его раскрутил?
…В этой связи вспоминается мой уважаемый покойный брат Узбекали Жанибеков. Начало 1980-х годов. Когда брат был министром культуры КазССР или заместителем министра (точно не помню). Однажды в те годы в Алматы, во Дворце имени Ленина (ныне Дворец Республики), состоялось два концерта Аллы Пугачевой, ставшей известной во всем мире благодаря «Арлекино». Ближе к концу второго концерта, устав от оваций зрителей, требовавших «бис-бис», Алла Пугачева, не заметив, что акустический микрофон за сценой включен, произнесла: «Ох, как надоели мне эти бараны!». (Точную информацию об этом можно найти в подшивке газеты «Вечерняя Алма-Ата»). Передняя часть зала загудела, а затем затихла. Однако казахи, будучи более «толерантными», чем грузины и армяне, дослушали концерт до конца.
На следующее утро (или в ту же ночь) какой-то «баран» донес о словах Пугачевой министру. Узага, получив запись концерта с Казахского ТВ (или Казахского радио), узнал о словах Аллы.
С этого дня дорога Аллы в Казахстан для концертов была закрыта. На следующее утро Министерство культуры СССР и отдел культуры ЦК КПСС были уведомлены об этой ситуации.
И до 1991 года – до ухода Узбекали Жанибекова на пенсию с должности секретаря ЦК – Алла не могла ступить на землю Казахстана. В гастрольной программе «Союзконцерта» для Казахстана Пугачева была исключена. Исключало ее Министерство культуры КазССР, которое давало согласие на программу. А требовал исключения – Узбекали Жанибеков, пока не ушел с должности.
«Служить народу – от характера». Алихан Бокейхан.
Из записи Ермурата Бапи в Facebook