В роде Кокжарлы племени Найман, ветви Ергенекти, жил и действовал прославленный батыр и полководец Кокжал Барак Шурекулы. О нем было написано немало научных трудов, художественных произведений, поэм и толкований. Легенды о нашем батыре-предке передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней.
Как говорится, «вспоминая прошлое, становишься мудрее». Будучи потомком очага нашего предка Барака, я с детства слышал множество историй о батыре из уст своих бабушки и дедушки, а также от родственников, приходивших в наш дом. И вот, теперь, когда я вырос, я вспоминаю одну из этих историй. Мне смутно запомнилось, как мой покойный отец, будучи директором совхоза в Уланском районе Восточно-Казахстанской области, сидя у одного камня, сказал: «Это камень твоего предка Барака», и как он, с достоинством разрезав мясо (жал-жая), подносил его к нашим ртам, сидя у этого камня. Этот камень остался у подножия крепости калмаков возле озер Сибе. Местные жители окрестностей озера Сибе в Уланском районе рассказывают множество вариантов легенд об этом камне. Мы часто слышали истории о том, что камень был размером с автомобиль «Москвич». Самое главное, что этот камень остался на большом утесе над крепостью джунгар Аблайкит. Из-за фразы «над Аблайкитом» некоторые исследователи ошибочно выбирали и называли камень с холма над селом Аблакетка, относящимся к городу Усть-Каменогорску. Этот холм был назван в честь джунгарского тайши Абылая, и неуклюжие чиновники, не зная этого, установили здесь флаг и ошибочно назвали холм «Абылай шыккан» (где поднялся Абылай), увековечив тем самым имя джунгар. А камень, стоящий под этим флагом, конечно же, не тот камень, который поднимал наш предок Барак. Этот камень не сможет поднять ни человек, ни кран. Многие старожилы говорят, что камень, поднятый нашим предком, остался на утесе над крепостью Аблайкит, расположенной напротив нынешнего села Точка. Этот камень, стоящий на плоском утесе над крепостью, явно был кем-то поднят и установлен. Кран сюда не подъедет. Этот камень, весом примерно как верблюд, либо упал с неба, либо кто-то специально принес и установил его сюда.
Теперь давайте поговорим об истории крепости Аблайкит и о том, как этот камень оказался там. Официальная история гласит, что крепость была построена в 1654 году и разрушена джунгарами в 1671 году в ходе межродовых конфликтов под предводительством Калдан Серена, после чего осталась в запустении. Конечно, в коммунистическую эпоху информация о крепости, построенной тайшой Абылаем на глазах русского посла Федора Байкова, была неполной. Коммунистическая идеология скрывала от народа, что разрушителями этой крепости на самом деле были казахи. Поэтому эта весть дошла до последующих поколений через рассказы наших предков о «Сибинской битве». И во многих местах говорится, что главным героем Сибинской битвы был Кокжал Барак. Также говорят, что камень, поднятый Кокжал Бараком, связан с этой битвой. А теперь, по поручению акима Восточно-Казахстанской области Даниала Ахметова, после проведения археологических работ на этой крепости Аблайкит, те, кто занялся организацией туризма, опираясь только на данные, оставшиеся от коммунистов, говорят лишь о том, что крепость была сожжена Калдан Сереном. Конечно, приехав издалека, они совершенно не знают истории местного населения, и, как мы заметили, даже не хотят ее знать. В любом случае, дух ойратского тайши Абылая, несомненно, доволен этими акимами. Краеведы русского происхождения также говорят лишь о прозвищах, возникших в результате прошлой колониальной политики. Краевед А. Щербак, возможно, писавший по заказу, утверждает, что под крепостью могут скрываться золотые сокровища, оставленные джунгарами. Как говорится, не зря были выделены средства на раскопки. Когда я учился на факультете истории и участвовал в археологической экспедиции по курганам эпохи Кимакского ханства на территории Казахстана, мы слышали от русских археологов, что все исторические объекты в нашей стране были разграблены во времена Петра I. А крепость Аблайкит была разграблена бесчисленное количество раз до наших дней. Экспонаты, извлеченные из крепости, сейчас находятся в парижских музеях. Здесь не осталось ничего, кроме обломков кирпичей и черепицы. Раскопки этой крепости не принесут науке никаких новых открытий. В таком случае, зачем государству и народу нужна эта проклятая джунгарская святыня и крепость, разрушенная нашими предками? Зачем ее раскапывают и восстанавливают? Кому нужна эта ложная история крепости для нашего духовного возрождения? Вот такие вопросы волнуют местное население. Более того, местные активисты, зная, что эта местность станет туристической зоной, распространили в интернете слух о том, что крепость была разрушена батыром Жарылгапом с клеймом на лице по приказу Абылай хана в Сибинской битве. На самом деле, Сибинская битва — это одно, а штурм крепости — другое. В связи с такими обстоятельствами мы сочли нужным рассказать об истории крепости. Эта калмакская крепость станет свидетельством походов наших предков, проливших кровь за освобождение родной земли от врагов.
Одним из тех, кто написал книгу об этой крепости, был наш старший брат, полковник Совет Жанбосынов, ветеран разведывательной службы КГБ, историк по профессии, потомок сына батыра Барака по имени Бостан. Наш покойный брат Совет рассказывал о походах своего предка Барака, начиная от этой калмакской крепости и до «Джайылского побоища» в Кыргызстане. Говорят, что штурм крепости казахами произошел, когда нашему предку, вступившему в войну с 16 лет, было около 25-30 лет. То есть, казахи пришли в эти края после Булантинской битвы (1726 г.). Мы так говорим, потому что после Булантинской битвы начался период освобождения казахских земель, захваченных джунгарами. Для освобождения родной земли от джунгар, войско под предводительством Кокжал Барака сначала встречается с Кабанбай батыром у пещеры прорицателей возле родника Сатый батыра на склоне Айыртау, называемого сопкой дозора Кокжал Барака. Сестра Барака, Калампыр ана, войдя в пещеру прорицателей, предсказывает, что казахи нападут на крепость сверху. Через несколько дней вдоль Иртыша приходят Кабанбай батыр, керей Жанибек и султан Барак. В то время султан Барак, как представитель рода торе, подчинял себе найманов. Однако наш предок Барак не одобрил этого султана Барака и вступил в спор с султаном, считая Кабанбая торе найманов. В этот конфликт вмешался сам Кабанбай батыр. После этого большое войско казахов подошло к подножию крепости. Кабанбай батыр отправил в крепость в качестве посла Кокжал Барака и керея Жанибека. Они вошли в крепость пешком и встретились с сардаром крепости. Они сказали, что если джунгары добровольно покинут крепость и уйдут, чтобы избежать кровопролития, им не будут препятствовать. Тогда, осознав, что они в осаде, или чтобы выиграть время, сардар крепости прибег к хитрости и предложил пари, указав на огромный камень, лежащий перед святилищем. Если калмакский батыр поднимет этот камень и поставит его на тот утес, то казахи уйдут без боя. Если же калмак не сможет поднять, и казахский батыр унесет камень, то калмаки освободят крепость и уйдут. Первыми были калмаки, и их батыр, войдя под камень, поднял его и сделал четыре-пять шагов, после чего осел. Именно тогда наш предок Кокжал Барак поднял камень, поставил его на тот утес и выиграл пари. После этого джунгары решили покинуть крепость на следующее утро. Однако на следующее утро лама крепости крикнул сверху: «Это не крепость, а святилище, сардар не имеет права вести переговоры о крепости, я не заключал пари с вами, поэтому не покину святилище, не освобожу крепость!» Только после этого казахи штурмовали крепость, изготовив лестницы из сосен и, как сказала Калампыр ана, напали на крепость сверху. Кокжал Барак поймал ламу, бежавшего к горам, на самом высоком утесе и отрубил ему голову. Вопли джунгарского ламы перед смертью были ужасающими. Хотя казахи и сожгли святилище, как говорится, «не бери плевелы из сорняков», они, вероятно, не взяли буддийских идолов ойратов. Поэтому русские путешественники, прибывшие позже, нашли в этой заброшенной крепости бронзовых идолов и документы. Если бы Калдан Серен разрушил эту крепость, он, несомненно, забрал бы бронзовых буддийских идолов.
То, что Калдан Серен также напал на эту крепость, является исторической правдой, однако Калдан Серен, будучи ламой буддийского вероисповедания, не сжигал святилище, как утверждают современные историки. Он всего лишь изгнал из крепости тайшу Абылая, прозванного «Алтайским князем». Святилище было сожжено казахами после этого нападения, назвав его «логовом неверных». А после нападения Калдан Серена на эту крепость, в этих краях поселился род Кокжарлы из племени Найман. По данным шежире, батыр Жарке из рода Кокжарлы совершил нападение на построен