Как обычный человек становится радикалом? Как салафиты выделяют их из множества прихожан и каким методом изолируют? Какая сила уводит казахскую молодежь вплоть до Сирии? Мы побеседовали об этом и других вопросах с исламоведом, ученым Кайратом Жолдыбайулы.
– Кайрат Жолдыбайулы, наш разговор может пойти в уже обсуждаемом направлении, но давайте систематизируем и разберем их. Как простой человек становится радикалом? Каким методом салафиты выделяют их из множества прихожан и изолируют?
– Основа салафизма, его идеология основана на буквализме. Буквализм – это попытка поверхностно, не вникая глубоко в смысл аятов и хадисов, не учитывая божественную цель, пользу для человека, изменения и условия, происходящие в обществе, понять их в прямом смысле. Их идеология – это буквализм. Там, где это происходит, есть ограничение разума. Потому что салафиты придумали различные принципы, такие как «Нельзя так думать, это философия, неправильно понимать религию разумом», не позволяя иначе мыслить о религии. Таким образом, не давая человеку думать, они приводят его к догматическому состоянию. Вследствие этого молодежь, следующая за деструктивными течениями, впадает в состояние неразмышления.
А человек, новопринявший религию, немощен вникать в глубину аятов и хадисов, у него нет таких знаний. Он понимает аят и хадис, но боится наказания за противодействие. Поэтому он принимает аят и хадис в том виде, как их усвоили и разъяснили салафиты, и верит, что иное мышление – «адское». После этого он приходит к выводу: «Путь салафитов правильный, ясный». Некоторые вопросы, имеющие объяснение в обществе, они представляют как явления без объяснения, ошибочные, и утверждают свое как правильное, подкрепляя аятами и хадисами. После «уточнения» аятами и хадисами, многие наши молодые люди, не отступая от усвоенного мнения, становятся салафитами.
Ханафитский мазхаб, как и другие мазхабы, поскольку они широко смотрят на религию, передают ее толкование, привязывая к определенным правилам, кажутся более сложными, требуют некоторого размышления. Требуют осмысления, формулирования выводов. Пока мы пытаемся осмыслить, сформулировать выводы, проанализировать, их путь оказывается прямым. Из-за такого прямого подхода многие наши молодые люди, не в силах противостоять аятам и хадисам, не отступают от своих первоначальных мнений и позиций, боясь.
«Кого выбирают салафиты?»
Среди салафитов есть разные течения. Например, умеренные салафиты – глубоко погружаясь в понятие таухида и бид’ата, они считают многие действия ширком, неверием, и им неважно, какой человек попал в их сети, главное, чтобы он не знал религию. Если он не понимает ханафитский мазхаб, не понимает обычаи, традиции, смысл своего народа, они сразу же начинают ограничивать его разум и вести проповеди. Их не волнует его социально-бытовое положение, деятельность, должность, находится ли он в мечети или где-то еще.
Есть другая группа, они примыкают к певцам, поэтам, богачам, «звездам», за которыми могут следовать люди. Они внедряют свою идеологию разными способами: решают их социальные проблемы, помогают в других вопросах, в общем, пытаются привязать их к себе.
А группа, призывающая к джихаду, уводящая в Сирию, вооружающая, ищет, в первую очередь, людей, разочарованных в жизни или «уставших» от нее. К этой категории попадают и те, кто не может смириться с некоторыми ситуациями в обществе, кто имеет деньги, но презирает жизнь, чьи характеры «непонятны».
Легко вовлечь в джихад человека, впавшего в депрессию
– Какая сила уводит обычную казахскую молодежь вплоть до Сирии?
– Салафиты первой группы, из-за ограниченности их разума, через некоторое время разочаровываются в этом обществе. Ведь сама идеология салафизма, говорящая «то запретно, это бид’ат, это ширк, все это заблуждение», ведет к этому. Через некоторое время они не могут ужиться с обществом, в первую очередь, начинают презирать своих друзей и знакомых. Вскоре они отрекаются от своих родных. Таким образом, они остаются одни, изолируются, отдаляются. Через некоторое время они увольняются с работы, разводятся с женами, не могут найти общий язык с детьми. И тогда эта жизнь превращается в кромешную тьму, широкий мир становится тесной клеткой. Они хотят избавиться от этого общества, считают все вокруг грешниками, приверженцами бид’ата, ширка. Отсюда они решают: «Нужно куда-то уйти». «Куда?» «В рай?» «Каков путь туда?» «В Сирию!» Одному призыву к джихаду достаточно для человека, впавшего в такую депрессию. «Вот чего я искал», – говорит он. Ведь его настроение, его состояние требуют этого.
А некоторые люди, идя по пути салафизма, изолируют себя от общества, в котором живут. Например, открывают точку на базаре, занимаются мелким бизнесом. Общаются только друг с другом, поздравляют друг друга в праздники, отмечают торжества. Те, кто создал такое общество внутри общества, могут не уйти в джихад от нужды, но уходят из-за идеологической поддержки, отравления сознания. Есть и другие причины, конечно.
– А кто дает им самое первое религиозное образование?
– Насколько мне известно, люди, которые раньше заразились вирусом салафизма, через различные сети связи в интернете, через книги, даже при личной встрече ведут свою пропаганду. Некоторые могут случайно наткнуться на это, «бродя» по интернету. Некоторые, съездив в Умру или Хадж, считая увиденное там правильным, начинают самостоятельно искать и в итоге попадают под влияние салафизма.
«Возвращающихся из заблуждения можно пересчитать по пальцам»
– Специалисты говорят: «столько-то наших соотечественников вернулись из-под влияния чуждых течений, вернулись к традиционному исламу». Возможно ли вообще отвратить от заблуждения тех, кто находится в тисках салафизма?
– Хидая, прямой путь – в руках Аллаха. Некоторые люди могут вернуться. Но их немного, их можно пересчитать по пальцам. Только те, у кого развита способность мыслить, кто имеет фундаментальные, сформировавшиеся взгляды, собственное мнение, кто может отличать черное от белого, могут вернуться. Даже если они сильно погрузились в это течение, те люди, которые могут проанализировать себя: «Куда я иду, почему я отделился от общества?», могут изменить свои позиции, изучая и анализируя другие книги, управляя своими мыслями. На самом деле, таких людей в нашем обществе мало.
А то, что эти специалисты, некоторые салафиты, намеревавшиеся взять в руки оружие, отказываются от своих намерений, об этом можно говорить. На самом деле, они не уходят из салафитского течения, а эта статистика ошибочно сообщает, что «они вернулись к нашей родной религии». Переход группы, берущей в руки оружие, в группу, не берущую оружие, или видимость такого перехода – это не означает возвращение к ханафитскому мазхабу. Например, некоторые люди, сидящие в тюрьме, могут сказать: «Мы отказались от своих убеждений». Конечно, откажутся, сидя в четырех стенах, имея возможность думать. Если они скажут: «Я вернулся к ханафитскому мазхабу», им могут смягчить наказание. Возможно, они вынуждены так говорить, чтобы выглядеть хорошо. Ведь из последних событий мы видели, что осужденные склонны повторять свои деструктивные действия.
«Салафитов нужно поместить на карантин…»
– А какие меры вы бы предложили для сдерживания радикализации в нашем обществе, для остановки салафизма?
– Я много где об этом говорю, во-первых, к салафитам, у которых болезнь «обострилась», нужно применить «карантин» с точки зрения закона, чтобы они не заразили других своим вирусом. Ведь перед лечением любой болезни делают карантин, чтобы она не распространилась в обществе, нужен такой же карантин. Это – условие. Тем не менее, это не означает тюремное заключение и уничтожение их до седьмого колена, как во время репрессий 1937-38 годов. В первую очередь, необходимо пресечь их проповеди и литературу. Если законом будет установлен такой запрет, то и предприниматели не смогут свободно оказывать им поддержку.
Во-вторых, просветительский путь. То есть, хорошо подготовить специалистов, чтобы они могли глубоко и содержательно отвечать на каждый их довод, на каждое их утверждение. Центр углубления знаний по подготовке имамов к борьбе с экстремизмом и терроризмом, открывающийся при университете «Нур-Мубарак», по моему мнению, своевременно взят в руки. Его нужно развивать дальше, и не ограничиваться этим, а готовить специалистов в религиозных медресе и школах в течение четырех лет.
Затем, необходимо активизировать центр Абу Ханифы при университете «Нур-Мубарак». Исследование и изучение наследия наших Абу Ханифы и Матуруди в этом центре, публикация их трудов – неотложная задача. Через этот центр необходимо давать обоснованные ответы на каждое слово чуждых течений, и это должно быть своего рода фетвой для всех. Если центр сказал, то нужно остановиться на этом.
Еще хочу сказать, нужен один религиозный интернет-портал. Там должны быть четкие ответы на различные искаженные вопросы и мнения салафитов-ваххабитов в интернете. В случае сомнений нужно дойти до того, чтобы обращаться на этот портал. В том центре желательно создать студию, которая будет качественно снимать короткометражные фильмы, ролики в соответствии с запросами зрителей. Там должны собраться профессиональные религиозные специалисты, эксперты, операторы. Если государство также будет снимать документальные и художественные фильмы с целью предотвращения радикализации и чуждых течений, это будет очень хорошо. Если они будут основаны на захватывающих сюжетах, чтобы народ массово смотрел их с интересом, это будет просто замечательно.
Если мы будем обучать нашим традициям, начиная с детских садов и школ, научим признакам чуждых течений, это будет большим достижением. Только так мы сможем дистанцироваться от салафизма и других чуждых организаций.
– Большое спасибо за беседу!
Беседовала Данагуль Алкожа
sputniknews.kz