Роль Назарбаев Интеллектуальных школ в подготовке квалифицированных специалистов в Казахстане является исключительной. Одно из ведущих учебных заведений, закладывающих фундамент развития науки и экономики. Реализация уникального образовательного проекта на постсоветском пространстве – идея Елбасы. Цель – повышение интеллектуального потенциала страны путем интеграции лучших казахстанских традиций и международного опыта.
Сегодня в стране функционирует 21 интеллектуальная школа, в которых обучаются 13 000 детей. В этих образовательных учреждениях преподают более 2000 лучших учителей, прошедших различные испытания и являющихся «лучшими из лучших».
Самая первая интеллектуальная школа была открыта в 2008 году в Астане, а затем они были открыты во всех областных центрах страны, а также в Алматы и Семее. Для получения теоретических и практических знаний детей в каждую школу было закуплено современное научно-лабораторное, интерактивное мультимедийное оборудование, которое используется в учебном процессе.
В указанных школах реализуются две модели обучения, сочетающие лучшие казахстанские традиции и международную систему образования. Первая – NIS-program, совместно разработанная интеллектуальными школами и их стратегическим партнером, Международным экзаменационным центром Кембриджского университета. Эту программу можно назвать «собственным детищем» Назарбаев школ. Вторая – программа Международного бакалавриата, которая преподается в интеллектуальной школе города Астаны. Программа естественно-математического направления в этом учебном заведении соответствует международным экзаменам A-level, IB, SingaporeHigher 1-2, AP и SAT, SET и имеет высокий уровень. Учащиеся в основной и старшей школе проходят аттестацию в соответствии с международными стандартами IGCSE, AS-level, A-level.
Председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова точно определила приоритетное направление уникального образовательного института, отметив: «Наша миссия – разработка и внедрение инновационной системы образования, сочетающей казахстанские традиции и международный опыт, а затем ее распространение в системе среднего образования страны». Основным ядром и направлением учебной программы являются критическое мышление, трехъязычие, IT-технологии, социальные проекты и практики. Задача обучения этим ключевым программам стоит на повестке дня с момента создания интеллектуальных школ и последовательно реализуется.
Аккредитация Советом международных школ (CIS), созданным для дальнейшего развития последних достижений и высоких стандартов в области образования во всем мире, является знаковым событием для Назарбаев Интеллектуальных школ. В настоящее время аккредитацию прошли 8 школ, а в 2017-2018 учебном году еще 7 школ получат соответствующие сертификаты. Процесс аккредитации будет полностью завершен в 2019 году.
Образование и воспитание – неразделимы. Школы не ограничиваются только образованием, но и проводят патриотические, культурные и духовные мероприятия. На элективных курсах изучаются культура, традиции казахского народа, достижения независимого Казахстана. В качестве примеров можно привести проекты «Поклонение родной земле», «История ста кюев», «Две недели в ауле», «Казахские песни». Также реализуются программы TEDx в формате «идей, достойных распространения» и «Клуб Wikipedia», направленная на развитие контента казахскоязычной онлайн-энциклопедии.
Учащиеся интеллектуальных школ достигают высоких результатов, участвуя в международных, республиканских предметных олимпиадах, конкурсах, научных проектах, соревнованиях по робототехнике. Интеллектуальные школы являются национальным координатором Всемирной олимпиады по робототехнике (WRO) в Казахстане. В состав WRO входят страны Ближнего Востока, Европы, Африки, Америки и Австралия. Основная цель проведения Всемирной олимпиады роботов с участием 12 стран мира – совместное использование благ цифровых технологий, развитие остроты ума учащихся.
Кружок «Робототехника» впервые был организован в 2009 году в Назарбаев Интеллектуальных школах Кокшетау и Семея, где дети начали изучать сборку и запуск роботов на базе LEGO. В настоящее время курс «Робототехника» работает во всех интеллектуальных школах.
В 2010-2017 годах более 100 сотрудников Назарбаев школ повысили свою квалификацию в области робототехники. Полученные знания не прошли даром и привели к хорошим результатам. В прошлом году на мировой олимпиаде по робототехнике в Нью-Дели национальная сборная роботов Казахстана заняла призовое место в категории Creativity Award. Особо стоит отметить, что в конкурсе приняли участие более 2000 команд из 54 стран мира, которые выступали в семи категориях: Regular Junior High, Regular Senior High, Open Elementary, Open Junior High, Open Senior High, Advanced Robotics Challenge, Football. Учащиеся Талдыкорганской интеллектуальной школы Талгат Бек и Анатолий Алексеев (учитель – Николай Авдюнин) представили проект «Роботизированная орбитальная система для сбора космического мусора на околоземных орбитах». По мнению авторов, роботизированный спутник доставляется на орбиту с помощью ракеты. Робот с помощью датчика определяет космический мусор и догоняет его. С помощью специального устройства он окружает и начинает собирать мусор. Затем робот медленно движется, используя маневровый двигатель, и направляет свой курс к Солнцу. С помощью светового датчика он увеличивает скорость и направляет мусор к Солнцу. Таким образом, робот очищает космос от различных отходов. Проект не только выиграл Creativity Award, но и был признан «лучшей и инновационной работой» на World Robot Olympiad.
Команда Алматинской интеллектуальной школы со своими работами заняла 8-е место среди 160 стран на соревнованиях по робототехнике в Вашингтоне в 2017 году. Также они заняли I и II места на Всероссийском фестивале робототехники. На Международной олимпиаде по физике в Индонезии алматинский школьник Акназар Кажымурат, а на Международной олимпиаде по химии в Таиланде талдыкорганский школьник Антон Моргунов вернулись с золотыми медалями. На конкурсе Technovation Challenge в США победителями стали Дияра Бейсембекова и Аружан Кошкарова.
В этом году школьники также добились ряда успехов на олимпиаде WRO – 2017 в Коста-Рике на тему «Устойчивое развитие».
Учащиеся интеллектуальных школ сотрудничают с ведущими учебными заведениями мира для дальнейшего углубления своих знаний. В частности, налажены партнерские отношения с такими крупными образовательными организациями, как Кембриджский, Пенсильванский университеты, Назарбаев Университет, Совет международных школ, Центр для одаренных детей Университета Джонса Хопкинса, специализированный учебно-научный центр МГУ им. М.В. Ломоносова, Институт педагогических измерений. Кроме того, Назарбаев школы сотрудничают с программами ЮНЕСКО и ПРООН. Выпускники школ пользуются большим авторитетом в Назарбаев Университете, а также в Принстонском, Стэнфордском, Колумбийском, Массачусетском технологическом, Гонконгском политехническом, Пусанском национальном, Российском национальном исследовательском университете Высшей школы экономики.
Назарбаев Университет, открытый по инициативе Елбасы, является закономерным продолжением интеллектуальных школ. Этот ведущий университет, открытый по инициативе Президента «Мы создадим авторитетный университет международного уровня для формирования уникальной академической среды в нашей столице», готовит инженеров, ученых, исследователей, будущую политическую элиту страны. В 2010 году решением Правительства Астанинский новый университет был переименован в Назарбаев Университет. В подготовительный центр университета Foundation были приняты студенты. Позже были открыты Центры энергетических исследований, образовательной политики, наук о жизни. Ректор – Шигео Катсу. Сегодня здесь обучаются более четырех тысяч студентов. Ежегодно 500 абитуриентов получают образовательные гранты. Цель Главы государства, «Открытие нового университета – это важный национальный проект, который окажет значительное влияние на развитие нашей страны и создание глобальной системы для казахстанцев» – формирование в Казахстане лучшей в мире системы образования. Через это – совершенствование академического образования и развитие науки. Собирая опыт ведущих университетов мира в различных областях в Астане, сформировать передовую модель здравоохранения, образования, науки, государственного управления, характерную для Казахстана. Использовать новые инновационные технологии для оживления работы производственных предприятий. Прямой путь к развитию экономики страны – подготовка собственных кадров. Превращение из сырьевой страны в развитую, производящую готовую продукцию. В этом направлении Назарбаев Университет сотрудничает с Кембриджским, Университетом горного дела Колорадо, Университетом Дьюка, Национальным университетом Сингапура, Лондонским, Пенсильванским, Питтсбургским, Висконсин-Мэдисонским университетами, а также с Лоуренсовской национальной лабораторией в Беркли для развития научных исследований, академическим медицинским центром Университета Дьюка, японским Национальным онкологическим институтом. В результате формируется лучшее поколение отечественных кадров. Будет устранена нехватка специалистов в области медицины, производства, фармацевтики, инноваций. Зависимость от иностранных специалистов уменьшится.
Достижений у Назарбаев Университета, который уже стал лучшим научным центром, немало. В двух научных центрах и одном технопарке университета работают казахстанские ученые. Они совершают открытия и реализуют новые проекты в области химии, биологии, физики и нанотехнологий. Например, в медицине разработан препарат, действующий на различные виды раковых заболеваний. Изобретена водоотталкивающая песочная смесь, представленная на ЭКСПО. Создан аккумулятор, в десять раз мощнее обычного. Достижения в области сборки роботов впечатляют. Например, в этом году на международном конкурсе по генной инженерии в США, где соревновались 300 студенческих команд, студенты Назарбаев Университета заняли I место. На конкурсе International Genetically Engineered Machine (IGEM) команда Назарбаев Университета из 15 студентов годами упорно трудилась над проектом «Биоремедиация воды от шестивалентного хрома». Еркежан Калиханова, Вальдемир Ким и Мариям Акижанова представили свой проект в Бостоне. По итогам конкурса команда Назарбаев Университета обошла Кембриджский, Гарвардский, Массачусетский университеты. Это результат труда, который, учась у ведущих мировых учебных заведений, превзошел их.
Студенты обучаются в Высшей школе гуманитарных и социальных наук, инженерии, горного дела и наук о Земле, наук и технологий, медицины, бизнеса, высшего образования, государственной политики.
«Я вижу, как растет новое поколение управленцев, государственных служащих, предпринимателей, лидеров. Вскоре казахстанские специалисты, в первую очередь выпускники этого университета, продемонстрируют всему миру свою инновационность, конкурентоспособность и востребованность», – с уверенностью говорит Елбасы. Ранее учебное заведение окончили 1805 выпускников, в том числе 1309 бакалавров, 487 магистров, 9 докторов.
XXI век – это эпоха биотехнологий, нанотехнологий. Мы надеемся, что выпускники, в которых Елбасы видит будущее, оправдают доверие страны и будут развивать казахстанскую науку.
Майра ЖАНЫСБАЙ