О вреде и последствиях деструктивных течений для общества говорят наши отечественные ученые и специалисты. Мы и сами видим это в повседневной жизни.
Все они поначалу стараются выглядеть хорошо, тепло улыбаясь человеку, много говоря о гуманистических, благих, человеческих идеях. Важно помнить, что это всего лишь завуалированный прием, используемый для того, чтобы сбить с толку граждан и привлечь их в свои ряды. Добившись своего и завербовав намеченного человека, они начинают внушать ему другую идеологию, говоря «мы». Они отрывают его от родных и близких, от родителей, друзей, а иногда и от супруги, и присоединяют к группе единомышленников, к общине. В будущем, с целью сделать его полностью зависимым от себя, они женят его на ком-то из своих. Вот после этого человек, попавший под влияние чужого течения, живет только ради идеологии этого течения и борется за нее. Его не интересует жизнь вокруг, общество. Для него теряют ценность такие важные вещи, как государственные интересы, межнациональные отношения, межконфессиональное единство, природные богатства, патриотизм, долг перед Родиной, обязанности перед родителями, традиции. После этого он работает на эту чужую религиозную организацию или течение. Продает свою машину, квартиру, переводит деньги им, начинает привлекать в эту организацию или течение членов своей семьи и коллег по работе.
Почему, как вы думаете? Потому что его «духовный наставник», руководящий течением (сектой), вероятно, дает ему другое направление. Обычно такие «наставники» находятся в зарубежных странах. Сюда приезжают их простые миссионеры-посланники. Хорошо зная демократическую, светскую обстановку в стране, они эффективно используют статьи, касающиеся прав человека, свободы вероисповедания, в своих целях, открывают религиозные организации, объединения. Таким образом, они начинают сеять раздор в мирной и спокойной жизни страны. Для граждан, вступивших в религиозную организацию или объединение, общество отныне делится на «нас» и «других». «Нас» — это члены организации, разделяющие их взгляды, а «другие» — это вы и мы, то есть граждане Казахстана, не поддерживающие их идеологию. Поэтому они против государственной идеологии, политики единства. Гражданин, который до недавнего времени рос, учился, работал, ел и жил на земле Казахстана, сегодня начинает переживать за чужую страну, за деструктивное течение. Наверное, казахи говорили о таких людях: «Я буду есть твою еду, но переверну твою посуду». Эти признаки являются общими для почти всех деструктивных течений.
На самом деле, насколько такое пришлое течение, чуждая идеология поможет процветанию Казахстана, улучшению общественной жизни? Если они действительно хотят облагодетельствовать людей, почему они не делают этого в своих странах? Или в этих странах развитая экономика, а члены общества духовно совершенны? Не осталось ли там людей, нуждающихся в материальной и духовной помощи? Вряд ли…
Как бы то ни было, к сожалению, в современном обществе есть те, кто поддался влиянию деструктивных течений. Они есть, это горькая правда. Один из таких граждан — наш знакомый, другой — сосед, третий — брат, четвертый — коллега.
Именно такие два случая побудили меня взять в руки перо. Расскажу их для иллюстрации статьи. Все признаки, описанные выше в отношении членов чужих течений, четко проявились в этих случаях. Первый случай произошел в Актюбинской области. Мы совершили рабочую поездку в Актобе в рамках мероприятий по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Мы провели различные встречи со студентами высших учебных заведений и средних специальных учебных заведений, а также со школьниками общеобразовательных школ. На одной из таких встреч мы посетили школу в пригороде. Не буду называть номер школы. Встреча проходила с учениками 9-го класса. В одном из таких классов было 29 учеников. Мы говорили о вреде деструктивных, деструктивных течений для общества, о последствиях современного терроризма и экстремизма, о борьбе с ними, о профилактике и т.д. Затем я просто спросил, есть ли среди присутствующих члены каких-либо религиозных организаций, течений. Как говорится, «в порядочном доме воровства не бывает», один худенький мальчик поднял руку и встал. Я начал беседовать с ним, задал несколько вопросов, чтобы узнать его мировоззрение, позицию. Например, какова твоя жизненная позиция? Что ты думаешь о Казахстане, о родной земле? Что ты скажешь о долге перед Родиной, о любви? Правильно ли уважать государственные символы и т.д. В ходе беседы я понял, что юноша является не просто членом какого-то чужого течения, а активным миссионером среди молодежи.
Один ребенок спорил с 28 учениками в классе, пытаясь доказать, что его путь — истина. Мальчик не испугался даже присутствия в классе вместе с учителем религиозных деятелей с рогами, как у барана. Он сказал, что патриотизма нет. Национальные символы — это просто знаки. Почитать их — заблуждение. А защищать Родину, нести воинскую службу — категорически против. На вопрос: «Что ты будешь делать, если вдруг возникнет ситуация защиты границ страны?» — ответил: «Я не возьму в руки оружие, не буду защищать Родину. Нам категорически нельзя брать в руки оружие, мы только пропагандируем мир. Пусть враг вторгается».
Это ребенок, чья личность еще не сформировалась. Тем не менее, миссионеры успели уничтожить в нем такие духовные ценности, как совесть, честь, любовь к Родине, долг перед народом, и изменить его сознание. Сколько юношей и девушек он успеет привлечь в свои ряды, пока вырастет? Известно, что этот ребенок попал в это течение вместе с семьей. Это произошло в казахском классе.
А теперь мой знакомый, проживающий в городе Талгар Алматинской области, рассказал такую историю. Он стал свидетелем этого случая, когда присутствовал на открытом уроке своего сына. Звучал государственный Гимн. Тогда он увидел двух детей, которые не встали и не приложили руки к сердцу. Когда учитель спросил их о причине, они ответили: «А нам так нельзя». То есть им нельзя было проявлять уважение к государственным символам.
Известно, что подобные случаи происходят не только в Актюбинской и Алматинской областях, но и во всех регионах Казахстана. Возможно, вы тоже были свидетелями таких ситуаций. Как я уже говорил в начале статьи, человек, последовавший за чужим течением, не уважает свою страну, землю, государство, в котором живет, символы, Конституцию, обычаи и традиции. Он живет по идеологии чужого, пришлого течения.
Нет необходимости искать виновного в ком-то извне. Как говорил Ахмет Байтурсынулы: «Если нет народа, который любит своего ребенка, откуда возьмется ребенок, который любит свой народ?!». Если родители с детства будут учить ребенка религии предков, окутывать его любовью и давать правильное воспитание, то наша молодежь не пойдет за каким-либо чужим течением. Ведь наша традиционная религия учит: «Любовь к Родине — от веры». Ребенок, выросший, держась за мягкие ладони дедушки и бабушки, слушая их советы, становится духовно богатым. А духовно богатый человек не предаст свою Родину. Только человек без чести и совести не будет любить свою землю, где он родился.
Мы видим, что семьи, пренебрегающие воспитанием детей, не дающие им достаточно родительской любви и заботы, не могут принести должной пользы обществу. Если мы не будем уделять внимание воспитанию детей, то им займутся чужие миссионеры. Поэтому я хочу сказать: дети — наши, не отдадим их в чужие руки.
Жалгас САДУАХАСУЛЫ. Кандидат философских наук, религиовед.