Наша страна, стремящаяся войти в число развитых держав-гигантов, за четверть века достигла высоких рубежей, уделяя особое внимание обеспечению стабильности мира и спокойствия. Республика Казахстан приняла и принимает под свое крыло множество наций, сохраняя их язык, религию, историю и самобытность как заветное наследие. Однако прискорбно, что имели место действия террористических групп, нарушивших наше бесценное спокойствие.
Первый террористический акт произошел в нашей стране в 2011 году в городе Актобе, когда 25-летний молодой человек совершил самоподрыв возле здания департамента Комитета национальной безопасности. После этого случая в стране произошло 8 террористических актов. Тогда мы убедились, что теракты, происходящие в мире, дошли и до нашей страны. По мнению экспертов и ученых, в основе этих террористических актов лежит течение «салафизм». Основная цель этой группы – разрушение мира в нашем государстве, отрицание светских ценностей, обеспечивающих свободу национальных и религиозных убеждений, уничтожение стабильности, согласия и толерантности, существовавших веками между представителями различных этносов и конфессий.
В исламе под «ас-Салаф ас-Салих» подразумеваются благочестивые и праведные предки, жившие до нашей эры, совершавшие искренние деяния. Слово «салафизм» происходит от арабского слова «салаф», что означает «предшествующие, первые». Первые три поколения в истории ислама – сподвижники пророка Мухаммеда, табиины и их последователи. Путь, которым следовали эти три поколения, считается истинным и самым правильным. Они были личностями, которые сохранили религию в ее чистом виде и обеспечили ее передачу из поколения в поколение через науку и знания.
А нынешние, называющие себя «салафитами», – это религиозное течение, которое является «продолжателем дела предков», «приверженцем чистой религии», не признает мазхабы, отрицает традиции и следует чуждой идеологии, в которой сам не разбирается. Может возникнуть закономерный вопрос, как мы позволили этому течению распространиться в нашей стране. Под этим вопросом скрывается несколько факторов:
Во-первых, в годы обретения Независимости страна сосредоточила основное внимание на экономическом потенциале. Интерес к религии среди населения возрос, и каждый самостоятельно получал информацию и проповеди о религии от представителей различных религиозных течений.
Во-вторых, в первом законе о религии была предоставлена полная свобода деятельности религиозным объединениям, то есть в 1992 году был принят закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». В рамках этого закона в нашу страну проникло множество международных религиозных организаций, в том числе деструктивных религиозных течений с чуждыми намерениями.
В-третьих, у нас есть проблемы с подготовкой религиозных специалистов. Молодые люди, желающие получить религиозное образование, бесконтрольно отправлялись за границу, в том числе в такие страны, как Саудовская Аравия, ОАЭ, Пакистан. Вопросы «Какое течение они исповедуют?», «У каких религиозных учебных заведений позиция соответствует нашим традиционным религиозным убеждениям?» не получили должного внимания.
В-четвертых, имеет место миграция и трудовая миграция. Увеличение числа представителей религиозных течений с чуждыми намерениями, представляющих угрозу политике и единству нашего государства.
Главная опасность, исходящая от этого течения, – это стремление привлечь молодежь в свои ряды. Лишить молодежь ценностей, таких как «национальная основа», «патриотизм», «традиции», сделать их бездумными и настроить друг против друга. Согласно выводам в сфере религии, основными факторами, способствующими тому, что молодежь попадает под влияние идеологии деструктивных течений, являются: наличие социально-экономических проблем, чувство социальной несправедливости, отсутствие жизненного опыта, низкая способность к критическому восприятию.
Они отрицают историю ислама на казахской земле с VIII века. На основе этой идеологии многие женщины остались вдовами, а дети – сиротами после тайных браков и последующих разводов («талак»), не получая никакой поддержки от бывших мужей. Разве это религия?! Ислам ниспослан человечеству для установления мира, спокойствия и мягкости. Пророк Мухаммед в одном из своих хадисов, касающихся передачи религии, сказал: «Не усложняйте религию – облегчайте ее, не пугайте – радуйте», «Ислам – это благой нрав». Неужели те, кто считает себя «шейхами», сами выносят решения и попирают слова Пророка? Они используют религию как оружие для своих грязных дел.
Исламская религия никогда не призывала и не призывает к уничтожению национальных особенностей, к отрицанию естественных законов каждого языка. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев отметил: «Мы мусульмане, сунниты, придерживающиеся мазхаба Абу Ханифы. Этот путь, которому следовали наши предки, основан на уважении национальных традиций и родителей. Поэтому нынешнему поколению также следует чтить традиции предков, уважая ислам – самую благородную религию в мире». Мы можем противостоять чуждой идеологии только через наши национальные ценности. Национальное воспитание – это не изоляция, а наоборот, возможность воспитывать граждан с широким кругозором и мировоззрением, способных принимать мировые идеи через образцы национального воспитания и различать, что является передовым, а что устаревшим.
М. Кудайберген