Размышления о моменте перехода от «Айт-Ман» к «косарке»
Луна умерла, отряхнув крылья,
Такая луна больше не родится, это точно.
Она спокойно разливалась по утреннему миру,
Вместе с росой лучи превращались в пар.
Автор этих строк, каждый приходит и уходит со сцены истории по-своему. Но никто не задумывался, как человечество встретит эхо, которое защитит его разум от зарастания зеленым мхом.
То, что поэт Жумекен называет «Эхом», лишь намекает на существование силы, вызывающей потрясение в сознании, оставляя читателю мысль: «ты сам найдешь».
Неимущие не нашли того, чего лишились. Мы еще не видели, чтобы один человек, надувшись, как пузырь, брызгал пеной, говоря «вот оно». Это «Эхо» лишь изредка проявляется на протяжении веков, а затем исчезает. Следовательно, было бы ошибкой считать его обратным течением между загадочным поэтом и толпой. Вполне возможно, кто-то скажет «лицом к лицу с жизнью». Наш суд совести, несомненно, усомнится и в этом. А вердикт за вами…
Могу ли я рассказать о твоем происхождении? –
Твой род не принадлежит к племенам тюрков.
Если вглядеться в эти две строки, то, кроме лучей, исходящих из сокровищницы святых Яссауи и Фараби, которые являются предками тюркского народа и дали толчок тюркам, мы бы до сих пор считали «ата» (отцом) этого краснолицего бананоеда, покрытого шерстью. Сам АЛЛАХ уберег. А когда мы оправдаем Его?
«Эхо и совесть духа» имеют разное значение. Если мы будем блуждать в этом пространстве, мы, несомненно, не найдем никакого счастья. Достижение смысла великой книги, называемой сокровенным аятом, – это дар, предназначенный только святым. А для обычного верующего жизнь ограничивается счастьем. Осталось ли что-то, что могло бы стать явлением для вселенной? Почти все решено. Раскрыты многие тайны. Но никто не раскрыл душу поэта, не преобразовал ее в математическое выражение или химический элемент, не ускорил до часовой скорости. И не будет. Это известно только Творцу. Поэтому стихи не измеряются и не подгоняются под какую-либо формулу. Они проникают в нас своей таинственностью и обретают форму на бумаге. И здесь снова вековое вздыхание.
Это моя удивительная жизнь, о, мир!
От счастья кружится голова.
Из моего горла течет не стих, а свет,
Опьяненный магией звезд.
Пылающая кровь в моих жилах,
Стремится вслед за светом…
Слышится шепот,
Звук крыльев ангела,
Ударяющих друг о друга.
Эти две строфы создают впечатление, будто уздечка молодого духа соединяется с караваном человеческой цивилизации. Само название, данное поэтом «Удивительная жизнь, которую я прожил», – это лишь один пучок мысли, весящий как девяносто девять верблюдов.
Мы не вырвались из-под языка драконов, как гейзер, за один день, извергаясь, как вулкан. Нас терзали ремни и хомуты, оставляя на костях клеймо, и тогда одна могучая сила возродила нас. Это была священная духовность. Духовность – это слово, возникшее из сочетания духа и намерения. Буква «А» в середине – это имя Создателя. Это имя матери, начало алфавита, первая буква совести. Жители Земли, доказавшие, что потрясение сознания возникает только у тех, кто глубоко мыслит, – это только весь тюркский народ, если не считать других. Потому что в начале слова стоит «көк» (небо), оно означает возрождение весны, небес человечества, царства духа. Этот стих великого человека, о котором мы собираемся говорить, несомненно, укрепит наши слова и закрепит их основание:
Земля, согласившись с моей душой,
Говоря на небесном языке,
Я перекочевал над зеленым морем.
Бесчисленные картины,
Бесчисленные кричащие песни
Утомляли глаза,
Я присоединил свой голос.
Вот, посмотрите, в этой строфе заключено то, что наша мысль тщетно искала. Пусть никто не ищет ее в саду или в горах, изнуряя себя!
Когда владычество торжествовало, они отравили наш дух, наполнили наши ноздри желтым пламенем. Не только наполнили, но и вырвали одно звено из наших позвоночников…
Когда его сердце спряталось в келье книги?
Если бы холмы степи были живы,
Они бы стремились к своим крыльям.
От награды, которой они жаждали веками,
Сегодня – либо умрет, либо придет!..
Когда из копыт скакуна раздался звук
И ушел,
Почему холм остался вздыхать?..
О, скакун –
В стремительном путешествии мечты
Ты растоптал суету жизни!..
В этих двух строфах, кажется, живут судьбы, которые шумят. Поэтому, возможно, они стараются не упасть со своего «Скакуна», оседланного на сороковинах, на священную землю святых. О, Аллах! Давайте оживим слова «цепной пес, пятнистая грудь». В цепи, где осталось детство, привязанный пуповиной, мумин смотрит с высоты горизонта на великую степь, раскинув руки.
Поэт не убегает от смерти, он готовится к ней. Он – прекрасный образ мусульманства.
Я не копил богатства, копил мед – Влил в душу,
Без души, без света, как я буду жить?!
Когда след остался на сердце, слабый саван,
Я погас ночью в чашечке звезды…
Я верил в безграничного Всемогущего,
Кто еще распутает нить жизни?! –
…Когда придет Азраил, я не буду сожалеть
И добровольно сяду на деревянную лошадь.
Мы далеки от того, чтобы желать поэту удачи в его творчестве, мы желаем, чтобы он, не теряя своего благородного, знатного естества, продолжал ждать читателя, чтобы поговорить с теми, кто будет жить в будущем, и чтобы его грудь не горела. Сердце поэта, искренне поклоняющегося Аллаху и избегающего греха, наполнено только светом.
Письмо к Цепи
Белый голубь вылетел из моей груди,
Погруженный в путь длиной в месяц.
Хотя мысли в сердце погасли,
Осталась неразрешенность.
Три ступени были на лестнице,
Не было пролито ни капли.
Не пришло в мою грудь,
Змея-судьба напрасно обманывала.
Лишь усну – и эта змея,
Проснусь – и эта змея.
Когда погаснет братский весы,
Я буду ползать, как волк.
Та песня, царапающая мою грудь,
Заставила дрожать золотой кувшин.
Рельсами стали две струны,
Мой домбра стал желтым холмом.
Чистота, разум, моя честь,
Не отдадут мои мысли желудку.
Махамбет тянет меня,
Во сне всегда в Нарын.
Три ступени на середине моего пути,
Слово Аллаха в моей руке.
Я решил переночевать в своем мавзолее,