С тех пор, как наше государство обрело независимость, я служу рядом с Елбасы. Я был свидетелем и находился в центре исторических событий, укрепивших наш суверенитет. Я много раз писал о своих наблюдениях и показывал их в различных документальных фильмах, участвуя во встречах Президента с главами могущественных держав мира, чьи зубы были наточены. Если на то будет воля Аллаха, придет время, когда я смогу широко изложить свои сокровенные мысли.
У казахов есть пословица: «Несказанное слово умирает». Я считаю своим гражданским долгом высказаться по поводу щекотливой проблемы, которая все больше разделяет казахов и кыргызов, издревле связанных кровными узами, имеющих общие корни и родственные связи.
Казах, что ни скажет, то в точку. В нашем народе есть крылатое выражение, автор и время которого неизвестны: «Слово – одно из имен Бога». То, что я уточняю «кто», «когда», заключается в том, что именно это слово встречается и в «Евангелии», одной из четырех священных книг, ниспосланных Великим Творцом. В одном из его отрывков, переданных от Иоанна, говорится: «В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог». Казахская мудрость уместила три предложения «Евангелия» в одно слово.
Слово – очень мощное оружие. Иначе, разве сказали бы наши предки: «Ветер разрушает горы и камни, а слово разрушает человека»?
Сейчас, если открыть любую социальную сеть или нажать кнопку компьютера, ветер слов Атамбаева, брошенных между казахами и кыргызами, разносится повсюду. Оскорбительные слова, постоянно слетающие с уст Президента, управляющего таким большим государством, сеют раздор между двумя странами и разрушают их, как будто разразилась буря. Ни один гражданин, обладающий национальным достоинством, не может этого вынести. Что же взбесило Атамбаева в такой ясный день?
Мы своими глазами видели и своими ушами слышали, как он говорил иначе. Теперь и вы обратите на это внимание.
Атамбаев начал свой официальный визит в Казахстан в ноябре 2014 года с похвалы: «Я признался в узком кругу, что я всегда жалел о том, что не у нас первый президент был Назарбаев. Вы все-таки цените, берегите своего Президента», и завершил его словами: «Я мало кого хвалю, Вы на самом деле, Нурсултан Абишевич, великий человек с щедрой душой, и, наверное, Бог поэтому Вас любит, и, наверное поэтому Бог так много дает Вам и Казахстану. И не зря за эти годы такой рывок сделан в Казахстане» (цитата приведена без изменений на языке оригинала). Он не просто сказал, а говорил, размахивая руками, с энтузиазмом.
Мы тогда, конечно, не знали, что кыргызский Президент, выразивший такую «искреннюю» похвалу, как говорил мудрый Абай, «крутится вокруг холма, клянется, а за ним скрывается и тлеет».
Мы и раньше замечали, что Атамбаев малообразованный человек, когда он во время своего визита в Казахстан сказал: «Данные о казахах до революции всегда приводились в исследованиях о кыргызах».
Я защитил кандидатскую диссертацию по теме «История казахов в русских энциклопедиях». До революции казахи упоминались под названиями «киргизы» или «киргиз-кайсаки», а кыргызы – как «кара киргизы», «буруты», «дикокаменные киргизы» (Энциклопедический словарь «Брокгауз — Ефрон», 1895 год, том 15, стр. 101). Даже Казахская автономная республика в 1920-25 годах называлась Кыргызской АССР, и только после административно-территориального деления в Средней Азии в 1924 году, автономия кыргызов в составе РСФСР была официально названа «Кара-киргизской автономной областью». А Атамбаев, не читая исследований под названием «киргизы», приписал все кыргызам.
Этим летом, включив телевизор, я услышал, как Атамбаев сказал: «Для нас, киргизов, Россия – это наша историческая прародина». Я схватился за голову. В известном нам «Манасе» говорится, что когда кыргызы переселялись с Алтая на Алатау, на золотой колыбели тюркского народа – Алтае – не было даже следа русского человека, не говоря уже о нем самом.
А в 2015 году во время визита в Турцию он сказал: «…каждый кыргыз знает, что для кыргызов Турция – путеводная звезда, Родина-мать, указывающая нам дорогу».
У любящего свой народ гражданина есть только одна мать, одна Родина. Эти два священных понятия мы объединяем в одно и называем «Отан-Ана» (Родина-Мать). Это – место, где для каждого пролилась кровь его предков. Можно говорить многое ради политики, но пока страна в мире и народ спокоен, менять «Отан-Ана» совершенно немыслимо.
Как говорится, «присмотрелся – оказалась лягушка», оказывается, Атамбаева вполне можно простить?! Ведь он оказался совершенно не знает, откуда он родом?! Здесь многие, наверное, скажут, что я «слишком перегнул». Тогда послушайте доказательства и аргументы моих слов из уст самого Атамбаева. В одном из своих интервью от 21 мая 2011 года он сказал: «Я плохо знаю свою родословную. Знаю, что в моем роду были революционеры, но откуда мы родом неизвестно».
Когда Атамбаев в свое время выдвинул в качестве претензии общеизвестную даже пятикласснику аксиому о том, что «казахов правили потомки Чингисхана», разве он не знал, что один из потомков Чингисхана – Хубилай – правил Китаем, потомок Джучи – русскими, казахами, династия Чагатая – кыргызами, узбеками, туркменами, потомки Хулагу – народами Кавказа, Аравии, Персии? Мы были удивлены, что он не знал, что когда казахи отделились как самостоятельное ханство с XV века, кыргызы до русского колониального владычества находились под властью Кокандского ханства. Оказывается, он не знал не только историю своего народа, но и откуда происходят его предки.
В последнее время из уст Атамбаева стали исходить слова, которые не сказал бы не только глава государства, но и здравомыслящий человек.
Он стал без разбора употреблять слова «шестерка», «козел», «мангурт», «идиоты», «вонючие», «уроды», «дерьмо», «бараны», которые свойственны человеку, сидящему не на президентском троне, а в тюрьме или больнице. Это только те слова, которые можно записать. Сколько же тех, которые нельзя.
Я человек, который всегда тщательно подбирает каждое свое слово. Я привел слово «больница» не из-за эмоций. Когда-то WikiLeaks опубликовал мнение Стивена Янга, посла США в Кыргызстане: «Атамбаев страдает серьезными психическими расстройствами, от которых он периодически лечился в одном турецком военном госпитале. Заболевание характеризуется резкими сменами настроения, периодами неадекватного поведения, вспышками необоснованного гнева и параноидальным синдромом, выражающимся в бреде пациента, что его хотят убить. Так, 22 мая 2007 г. он заявил о «покушении» на свою персону: «Меня отравили в моем рабочем кабинете. Дали стакан воды, я выпил, после чего два дня находился без сознания». Злоупотребления алкоголем только усугубляют состояние психики пациента».
Вот после такой оценки опытного дипломата слова и сам Атамбаев встают на свои места.
Поначалу я думал, что это хитрость со стороны Атамбаева. Мудрый Абай давно дал диагноз таким людям: «Это не хитрость – это болезнь, непостоянная, изменчивая». Что тут можно добавить?
Чем Атамбаев останется в кыргызской истории? Не будем углубляться, приведем всего два показателя, которые четко отражают уровень развития любой страны. В 2012 году, после его прихода к власти, валовой внутренний продукт Кыргызстана составил 6,6 миллиарда долларов, а в прошлом году он снизился до 6,5 миллиарда. Да, он не вырос, как мы привыкли говорить и писать, а наоборот, упал. Не думайте, глядя на это, что в стране вообще нет роста?! Он есть. Государственный долг страны в 2012 году составлял 156 миллиардов сомов, а в 2016 году он вырос до 284 миллиардов сомов, то есть почти в два раза.
Вот таков облик труда и наследия, оставленного Атамбаевым перед кыргызским народом, которое вызвало шум в двух странах.
В Древней Греции храм Артемиды, считавшийся чудом архитектуры, был сожжен неким глупцом по имени Герострат, который на допросе признался, что сделал это ради «славы». С тех пор в истории «слава Герострата» воспринимается только как признак глупости. Осталось ли слово от казахов, наш народ называет такое «если не прославишься, то сожги землю». Атамбаев, не сумевший прославиться ни в экономике, ни в политике, запомнится народу только своей провокацией.
Казахи и кыргызы – очень близкие, родные, братские народы. Когда-то старейшина казахской поэзии, белый верблюд Абдильда Тажибаев сказал: «На моей голове белая шапка, с узорами по краю. Лицо мое широкое, чем я отличаюсь от кыргыза?» Поэтому пусть неудобная ситуация, обеспокоившая общественность между казахами и кыргызами, окончательно уйдет вместе с Атамбаевым, и в будущем мы станем свидетелями единой, мирной и дружной жизни двух братских народов, дорогие братья.
Мухтар Кул-Мухаммед