Что такое банк? На улицах города, куда ни глянь, везде здания с вывесками «Альфа банк», «Каспий банк», «Евразийский банк», а в общественном транспорте и торговых точках уши закладывает от рекламы «Кто молодец? АТФ банк молодец!». Глядя на привлекательную девушку с баннеров и экранов, зазывающую взять кредит, невольно хочется пойти в банк и оформить его. Нам банк знаком как место, где оформляют кредиты и выдают зарплату. А каков его реальный уровень развития в стране сегодня? Каково состояние банковской системы ЗКО? Остановимся на этом.
История банка
Банк – это, говоря простым языком, финансовое учреждение, которое осуществляет такие виды деятельности, как накопление денежных средств и фондов, выдача кредитов, посредничество во взаимных платежах и денежных расчетах между государствами, предприятиями, учреждениями и частными лицами, введение в оборот определенного вида денег, выпуск денег и ценных бумаг, проведение различных операций с золотом и иностранной валютой. Если же говорить о понятии «банк», то слово «банк» в переводе с английского означает «banko» – «стол для обмена». Если углубиться в историю, то первый банк в истории Казахстана был открыт в 1871 году в Петропавловске. Позже банки работали в Семипалатинске (1907 г.), Актобе (1910 г.), Павлодаре (1914 г.), Верном (1912 г.), Усть-Каменогорске и Зайсане (1914 г.). В районах, где не было отделений Государственного банка, функции казначейского банка выполняли местные органы. А во времена Советской власти у Казахстана не было собственной банковской системы, поскольку на территории республики действовали филиалы и отделения централизованной кредитной системы СССР. Поэтому становление и развитие банковской системы в Казахстане тесно связано с историей банковской системы царской России и СССР до Октябрьской революции. Второй этап становления банков в Казахстане начался с обретением независимости. Пришел рынок, суровый, как хмурый старик. Именно тогда появление банков произвело эффект, подобный грибам после дождя. По историческим данным, их количество в 1991 году составляло 72, а в 1992 году – около 150. Понятия кредита и депозита, о которых сейчас слышишь из каждого утюга, тогда еще никому не приходили в голову. Причина в другом. Проблема не в количестве банков, а в их способности качественно и эффективно выполнять свою работу. В 1993 году в стране было 240 банков. Однако большинство из них были неспособны выполнять свои функции. Ситуация была неважной даже в крупнейших банках страны – «Туранбанк» и «Алем банк Казахстан». Поскольку их деятельность оказывала некоторое влияние на экономическое положение в стране, по предложению Национального банка государство выкупило оба банка. В 1997 году в результате объединения двух организаций появился «ТуранАлемБанк». В целом, НБ, установив строгие требования, «очистил» банковский сектор путем объединения банков, не имеющих возможности проводить финансовые операции. То есть начался новый этап банковских услуг, соответствующих международным стандартам с высоким капиталом. Период активного развития банков в стране начался с 2000 года. Банки постепенно выходили на рынок и начали тесно работать с населением.
История банков в Западно-Казахстанской области берет начало еще с XVIII века. В 1867 году для развития торгового рынка и стабилизации финансовой политики в стране Жангир хан открыл в Букеевском ханстве учреждение «Казначейство» для населения, проживавшего между Волгой и Уралом.
В настоящее время в стране действуют 33 банка второго уровня, а в Западно-Казахстанской области 14 банков второго уровня ведут свою деятельность через филиалы. Мы ознакомились с работой банковских филиалов в регионе.
Национальный банк – гарант стабильности
Регулятором, объединяющим банковские организации региона, является филиал Национального Банка по ЗКО. Он обеспечивает стабильность финансового сектора в регионе. По словам директора филиала Национального Банка по ЗКО К. Кулбаракова, на территории области действуют 14 филиалов банков второго уровня, 68 отдельных помещений банковских филиалов, 20 филиалов страховых компаний, 34 юридических лица, имеющих лицензии на организацию операций по обмену наличной иностранной валюты, 119 обменных пунктов, из них 68 – пунктов банков второго уровня, 49 – уполномоченных организаций, 2 – пунктов организаций почтовой связи, 9 микрофинансовых организаций, прошедших учетную регистрацию в филиале. 83% специалистов филиала имеют высшее образование, пять человек окончили магистратуру по финансовой и экономической специальности. Семь сотрудников филиала имеют статус «Заслуженный работник Национального Банка Республики Казахстан». Л. Рогова, Н. Рыскалиев, М. Солдатова, Д. Шуиншалиева, А. Ергалиева, Б. Алиева, М. Дуйсенгалиев, Л. Истомина, работающие в филиале более 20 лет, активно трудятся и вносят вклад в развитие банковской сферы области. В ноябре 1998 года работает музей, открытый к 5-летию введения в обращение национальной валюты – тенге. В музее представлены экспонаты, рассказывающие об истории становления и развития банковской системы региона, этапах введения национальной валюты независимого государства, проводимой Национальным банком денежно-кредитной политике, ценных монетах, выпускаемых Казахстанским монетным двором.
По состоянию на 1 октября 2017 года количество платежных карточек в обращении в области составило 500,6 тыс. штук (на 2,2% больше по сравнению с аналогичным днем 2016 года), количество держателей карточек составило 455,9 тыс. человек (увеличилось на 2,2%). В области работают 365 банкоматов (на 1,4% больше), 3951 POS-терминал (увеличился на 17,9%), 49 банковских киосков (снизился на 31,0%).
Филиал осуществляет продажу инвестиционных и коллекционных монет из золота и серебра. За январь-сентябрь 2017 года было продано 371 монета из драгоценных металлов. В 2017 году Национальный Банк выпустил монеты из серии «Флора и фауна Казахстана» – «Тюльпан Грейга», из серии «Восточный календарь» – «Год Собаки», из серии «Сказки народов Казахстана» – «Немецкая сказка» (Бременские музыканты), из серии «Достояние Республики» – «Золотое зерно степи», из серии «Изобразительное искусство Казахстана» – «Ы. Алтынсарин», а также монету «Монета благополучия» («Черепаха»).
Реализуется программа продажи и покупки населению аффинажных золотых слитков. Золотые слитки изготовлены Казахстанским монетным двором и представлены в четырех видах: 10, 20, 50 и 100 грамм. В настоящее время в городе Уральск золотые слитки можно приобрести в филиалах Народного банка Казахстана, Евразийского банка и Цеснабанка.
«Каспий банк» пользуется доверием
Следующим банком, который мы посетили, стал «Каспий банк», признанный лучшим по спектру и качеству предоставляемых услуг среди населения. Сотрудник банка в единой форме одежды в ходе интервью предоставил полную информацию о деятельности банка. В целом, этот банк отличается консервативностью, всегда стремясь повысить качество обслуживания и обеспечить стабильное развитие. Команда «Каспий банка», не покоряя соседние рынки, уделяет особое внимание казахстанцам и казахстанскому бизнесу внутри страны. Причина такого решения проста. Население нуждается в качественном банковском обслуживании и надежном финансовом партнере. Более 1 миллиона человек сегодня являются клиентами «Каспий банка», из них более 8 тысяч – малые и средние компании. Банк создал одну из крупнейших сетей филиалов, и вы можете встретить сотрудников «Каспий банка» в любом крупном магазине, где совершается много покупок. Банк осуществляет кассовое обслуживание, кредитование, депозиты и ряд других услуг. Среди них банк уделяет особое внимание качеству и скорости обслуживания клиентов. В Западно-Казахстанской области имеется более 50 отделений АО «Каспий банк». Здесь работают более 200 человек. В крупных и мелких торговых точках работают более 500 терминалов.
Меня в первую очередь заинтересовала депозитная система банка. Открытие депозита в этом банке имеет множество преимуществ. Условия депозита позволяют вносить и снимать средства по вашему депозиту в любое время: без комиссии, без штрафов и без потери процентов. «Каспий банк» является участником системы обязательного гарантирования депозитов с 31 октября 2008 года. Открыть депозит в банке очень просто. Для этого достаточно взять удостоверение личности и прийти в любой день недели, даже в выходные, и поставить подписи в трех местах. Кстати, депозит можно пополнять в любое время, через любой терминал. Для этого созданы все условия.
«Банк ЦентрКредит» – один из первых коммерческих банков
Акционерное общество «Банк ЦентрКредит», основанное 19 января 1988 года, является одним из первых коммерческих банков в Казахстане. Основная цель банка – предоставление качественных услуг клиентам, предлагая им новые продукты и виды финансовых услуг. Широко распространенная в Казахстане сеть банка состоит из 20 филиалов, 180 отделений, 541 банкомата и 1350 POS-терминалов, что позволяет клиентам иметь свободный доступ ко всем необходимым услугам и продуктам.
Банк имеет брокерско-дилерскую деятельность по управлению активами через АО «BS Invest», ТОО «Центр Лизинг» и АО «Накопительный пенсионный фонд», а также банк-дочернюю компанию «Банк БЦК-Москва» с Российской Федерацией и представительства в Кыргызстане и Украине.
По словам руководителя отдела кассовых операций филиала АО «Банк ЦентрКредит» в городе Уральск Акмарал Ергалиевой, филиал был открыт в ноябре 1991 года. Первое отделение банка располагалось в здании по проспекту Достык. В этой небольшой комнате площадью 100 квадратных метров работали всего 10 сотрудников. Клиентская база состояла всего из 10 организаций и 25 частных лиц. В то время кредитный и депозитный портфель банка был практически нулевым. Это был трудный и интересный период.
Постепенно клиентская база росла. Среди первых клиентов банка были компании «№1 КСК», агентство «Аэрофлот», страховая компания «Помощь». Благодаря этим клиентам филиал увеличивал свои доходы и начал завоевывать доверие и уважение среди своих вкладчиков и заемщиков. По мере роста клиентской базы филиал рос и расширялся. Филиал получил возможность переехать в новое здание. Новый офис расположился на пересечении улиц Пролетарская и Достык. В 1998 году в связи с объединением АО «Банк ЦентрКредит» с АО «Жилстройсбербанк» филиал переехал в просторное и уютное здание «Дома Союзов», расположенное в центре города. Здесь банковская деятельность расширилась, а штат филиала удвоился. Клиенты, помимо банковских услуг, начали получать консультации по пенсионному обеспечению в региональном офисе вновь созданного АО «НПФ «Капитал». В 2008 году АО «Банк ЦентрКредит» вышло на новый мировой уровень после внесения в уставный капитал южнокорейского «Кукмин» банка. Филиал предоставил удобные операционные залы для обслуживания населения и бизнес-клиентов. В 2009 году центральный офис филиала переехал в новое, современное 4-этажное здание, расположенное в центре города.
Сегодня банк предлагает полный спектр финансовых услуг, проводит семинары и тренинги для своих сотрудников и клиентов. Банк создает все условия для удобного обслуживания как коммерческих компаний, так и обычных граждан. Сотрудники банка – это в основном молодежь. В Уральском городском филиале работают около 160 менеджеров, каждый из которых является квалифицированным специалистом в своей области. В филиале 7 структурных подразделений, одно из которых обслуживает жителей города Аксай. В настоящее время Уральский филиал предоставляет полный спектр услуг по открытию банковских счетов для физических лиц, индивидуальных предпринимателей, глав крестьянских хозяйств, получению тендерных гарантий, регистрации внешнеэкономических контрактов и проведению валютных платежей. На территории области круглосуточно работают 41 банкомат.
В 2011 году Уральский филиал отметил свое 20-летие. Собственная репутация банка, качество предоставляемых услуг и принципы работы банка позволяют филиалу удерживать свою позицию на финансовом рынке Западно-Казахстанской области. Филиал АО «Банк ЦентрКредит» на протяжении многих лет является надежным партнером для клиентов региона.
Сегодня Уральский филиал банка является одним из ведущих среди 20 филиалов в республике. Его рыночная доля в регионе достигла 40% по кредитованию бизнес-клиентов, 12% по платежным картам, 14% по вкладам населения. Также Уральский филиал добился успехов и по другим банковским продуктам. Развитие банка напрямую связано с клиентской базой. Банк до сих пор сотрудничает со своими первыми клиентами – ТОО «Универтекс», ЗАО «Орда», ТОО «Батыс Болашак», ТОО «Пэтформ», КХ «Акас». Также в настоящее время филиал обслуживает несколько крупных компаний ЗКО. Среди них ТОО «Уральск-терминал», ТОО «Гидромаш-Орион», ГК «Хладоленд» ТОО, ТОО «Уралметаллинвест».
Банк известен не только своими сотрудниками, но и, прежде всего, клиентами. Если на начальном этапе развития филиал обслуживал 10 юридических и 25 физических лиц, то сегодня их число достигло 2600 юридических и 69542 физических лиц. Соответственно, выросли и другие показатели отрасли. АО «Банк ЦентрКредит» участвует в финансировании малого и среднего бизнеса, сельскохозяйственных проектов Фонда «Даму». Банк сегодня стал надежным партнером Фонда развития предпринимательства «Даму». Банк заключил договоры с данным фондом по 10 программам и работает в сотрудничестве. Банк профинансировал 11 проектов по программе «Дорожная карта-2020», способствуя реализации крупных инвестиционных проектов в регионе. В частности, профинансировал газотурбинную электростанцию мощностью 54 МВт для ТОО «Уральская газотурбинная электростанция», строительство спортивно-оздоровительного комплекса для ТОО «Поддержка предпринимательства», строительство фитнес-центра для ТОО «Талап-строй», а также способствовал открытию учебного центра по изучению языков «Болашак» ИП «Болашак» и производству кондитерских изделий ИП Евгениевой.
Да, в рыночную эпоху развитие каждого банка различно. В любом случае, банковская система у нас имеет определенный авторитет в Центральной Азии, хотя и не покорила европейский рынок. Среди них можно назвать такие банки, как «Сбербанк», «Народный банк». А нас в ЗКО особенно поразило развитие банков в новых технологиях и высокое качество обслуживания. Еще одна особенность, которую стоит отметить, – это обслуживание на государственном языке соотечественниками в банковской сфере.
– Развитие банковской системы в Республике Казахстан оказывает огромное влияние на процветание нашего народа, развитие экономики, расцвет финансового рынка в стране. В последние несколько лет, особенно с 2000 года, банковская система активно развивается. Тем не менее, государственная поддержка банковской системы все еще недостаточна, – говорят специалисты банковской сферы. Для устранения таких недостатков необходимо внедрение новых программ и реформ в банковской системе. Только тогда банк станет местом обслуживания народа, а не рынка.
Надежда ЕСЕТОВА,
Западно-Казахстанская область