К счастью, сегодня многое из нашей истории было восстановлено. Ушедшие вернулись к жизни, потерянное было найдено. Программа «Мәдени мұра» дала возможность глубже познать нашу историю, извлечь уроки из прошлого. Мы даже посвятили один год объявлению «Годом единства народа и национальной истории», чтобы раскрыть тайны истории. Недавно, на основе программы Елбасы «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру», были запущены проекты «Туған жер», «Қасиетті Қазақстан», открывшие путь к переосмыслению истории родной земли, к возрождению священных мест в нашем родном крае. Все это – большие возможности, которые нам предоставлены. Елбасы призывает нас задуматься о происхождении названий гор и рек, передать это будущим поколениям, узнать выдающихся личностей, взращенных родной землей, вникнуть в их вклад в развитие страны, пропагандировать это среди других. Смогли ли мы использовать эту возможность в свою пользу?
Моя родная земля – Курмангазинский район Атырауской области. Этот край, который в народе называют «Жүзарал жері», – кладезь древней истории, земля, взрастившая многих выдающихся личностей. Моя родная земля буквально насыщена историей. К сожалению, кажется, мы до сих пор не смогли раскрыть это сокровище.
История Курмангазинского района напрямую связана с Золотой Ордой, а затем с Букеевским ханством (Внутренняя Орда). В основном, когда говорят о Букеевской Орде, вспоминают Западно-Казахстанскую область. Действительно, ставка Жангир хана находилась в Уральском регионе. До Жангира ставка хана Букея, правившего Внутренней Ордой, находилась примерно в 3 км от границы Казахстана, в местечке Байбек Астраханской области России. Позднее ставка султана Шыгая находилась в местности Конек Курмангазинского района. Во время летних каникул я посетил и Байбек, где остались следы предков, и более близкий Конек.
Если не считать того, что Байбек, первая столица Букеевской Орды, остался на русской земле, то сегодня там все в порядке. Там находится мавзолей хана Букея. Рядом похоронены его супруга Атан ханым и сподвижник хана Сейит баба.
Как хан Букей оказался здесь? Известно, что после смерти хана Кайыпа Казахское ханство разделилось на три жуза, каждый жуз избрал своего хана и подчинялся верховному хану. В то время первым ханом Младшего жуза был Абулхаир. После Абулхаира власть перешла к его сыну Нуралы. После Нуралы на ханский трон Младшего жуза садились ханы Ералы, Есим, Айшуак. Приход Айшуака к власти привел к тому, что султан Букей отдалился от Младшего жуза. Букей, стремясь пасти свои владения на землях от Жайыка до Волги, неоднократно обращался с прошением к царю Павлу I. В итоге, в 1801 году вышел царский указ об удовлетворении просьбы Букея, и казахи под предводительством Букея, а именно 25 тысяч человек, переселились на правый берег Жайыка. Таким образом, между Волгой и Жайыком было образовано государство Внутренняя Орда (позднее Букеевское ханство).
Букей выбрал Байбек своей ставкой в новом государстве. Однако он правил недолго. Через три года он скончался и, согласно своему завещанию, был похоронен рядом с Сейит бабой в Байбеке.
Когда хан Букей скончался, наследник престола султан Жангир был еще молод. Поэтому власть временно взял в свои руки Шыгай, другой сын Нуралы. Он управлял Ордой с 1815 по 1823 годы, то есть 8 лет. Однако официально он не получил статус хана.
В 1820 году Шыгай перенес свою ставку примерно в 2 км к северу от нынешнего села Конеу Енбекшинского округа Курмангазинского района. Если бы в рамках нынешней программы «Рухани жаңғыру» было место, которое можно было бы отнести к священным местам, то это был бы Конеу. К сожалению, здесь нет никакого знака о том, что это было место ставки Букеевской Орды.
При Шыгае положение жителей Внутренней Орды улучшилось, увеличилось поголовье скота. Именно Шыгай, до Жангира, приучал казахов к оседлому образу жизни. С этой целью он начал строительство деревянных домов на берегу Каспийского моря. Рыболовство среди казахов также получило развитие при Шыгае. Однако позже он передал власть своему законному владельцу Жангиру и провел остаток жизни среди простого народа.
От Шыгая произошел выдающийся кюйши Даулеткерей. Место рождения Даулеткерея – окрестности Конеу. В 2006 году село Кобяково Енбекшинского округа было переименовано в честь Даулеткерея. В честь Шыгая нет даже села или улицы. Говоря о Шыгае, кажется, что наш народ относится к его брату, хану Букею, как к чужому. Дело в том, что именно хан Букей, после Золотой Орды, когда здесь жили ногайцы и калмыки, а затем и русско-казачьи поселения, сделал эту степь казахским ата-конысом и превратил ее в прочное государство. Однако предложение народа о переименовании Ганюшкино в честь Букея до сих пор не находит поддержки.
Недавно в районе вновь был поднят вопрос о переименовании Ганюшкино, центра Курмангазинского района. Были предложения о переименовании села в «Букей», «Курмангазы», «Жетыарал». Таким образом, большинство членов общественного совета одобрили название «Курмангазы». Название целого района носит имя нашего предка Курмангазы. Теперь, что ли, и районный центр хотят сделать Курмангазы? В районе и так достаточно учреждений и организаций, носящих имя Курмангазы. Мы не жадничаем и не скупимся на название села Курмангазы. Почему мы не учитываем Букея, который сделал этот район страной, защитил его от врагов? У Букея нет даже названия села, школы, улицы. Разве здравомыслящий человек, давая название земле, воде, не вникает в корни, в историю? Разве он не вспоминает героя, который был защитой этой земле, принес ей процветание? Чем заслужил Букей такое пренебрежение?!
О присвоении имени хана Букея селу ранее писали уважаемые ветераны-писатели, покойный Рахмет Имангалиев, затем писатель Омирзак Кажыгалиев. Мы также два года назад посвятили статье в «Айкыне» «Неужели Букей хану не достанется ни одного названия?» и сделали предложение. Хоть бы кто-нибудь откликнулся…
К счастью, Морское сельское округ в районе сегодня носит имя Макаша Бекмухамедова. Как сказал Абиш Кекилбаев, «на берегах Атырау и Жайыка нет человека, который не знал бы его имени». Мавзолей Макаша сегодня находится в этом селе.
После смерти Жангир хана ханское правление в Букеевской Орде было упразднено, и в 1848 году вместо него был создан Временный совет по управлению Букеевской Ордой, подчинявшийся напрямую Астраханской губернии. Таким образом, на территории Букеевской Орды были образованы Первый и Второй Приморские (Прибрежные) округа, а также Таргын, Таловка (Талөкпе), Нарын, Калмык и Камыс-Самарские волости. Макаш был правителем (акимом) Первого и Второго Приморских регионов. Неоднократно в составе казахских делегаций он ездил в Санкт-Петербург, поднимал перед царем вопросы, касающиеся судьбы народа, требовал прекратить крещение казахов. Под руководством Макаша в регионе Второго Приморья было открыто около двадцати мусульманских школ. На его прямые средства была построена русско-казахская школа в Ганюшкино. Именно Макаш оказал поддержку великому кюйши Курмангазы и добился от правителя Временного совета Лазаревского получения для него «белого билета».
Почему мы об этом говорим? Наш народ до сих пор не отдал должное племяннику Макаша, взращенному на этой земле (рожденному от его сестры Сары) Бактыгерею Кульманову. Макаш воспитал осиротевшего в юности Бактыгерея. Позже Бактыгерей стал депутатом Думы. Он стал выдающимся сыном Алаша. Вождь Алашорды Алихан Бокейхан говорил: «Без Кульманова мы не начнем съезд», и заставил весь Казахстан ждать два дня в Оренбурге. Насколько Бактыгерей был влиятельным, можно судить по этому.
При создании правительства Алашорды, одним из 3 казахов, предложенных на пост председателя, был именно Бактыгерей. В городе Атырау в его честь названа улица. Разве не подошло бы и село? Впереди, 22 декабря, исполнится 160 лет со дня рождения Бактыгерея Кульманова. Более того, в этом году – 100-летие Алашорды. Похоже, настало время «открыть судьбу» Бактыгерея.
Есть еще одна личность, напрямую связанная с Макашем и Алашордой. Это Уалихан Танашев. Макаш и Уалихан – кровные родственники. Если от бия Еспембета произошло пять сыновей, то от Шалабая – Танаш, от Бекпембета – Шолтыр. Макаш – внук Бекпембета. А Уалихан – правнук Танаша.
Уалихан был послом Алашорды в Уфимской дирекции, правительствах Сибири, Комуча. Вместе с А. Бокейханом, А. Турлыбаевым он вел переговоры с правительством Колчака. В этом году исполняется 135 лет со дня рождения Уалихана Танашева. Об этом тоже стоит помнить.
На недавней пресс-конференции, организованной Атырауской региональной службой коммуникаций, аким Курмангазинского района Бибоз Шаяхметов сказал: «Переименование Ганюшкино – это первая из работ по обновлению названий населенных пунктов. В дальнейшем будет рассмотрен вопрос о переименовании сел Сафон, Кудряшово, Котяевка». Конечно, время для переименования этих названий давно пришло. Например, почему бы не присвоить Сафону имя Бактыгерея Кульманова, а Кудряшово – имя Уалихана Танашева?! Кстати, наряду с Сафоном, Кудряшово, Котяевкой, упомянутыми акимом района, необходимо переименовать и села Киров, Кадырка в районе. Селу Кадырка вполне можно присвоить имя султана Шыгая. Не подошло бы ли селу Котяевка присвоить имя известного кюйши этого края, нашего земляка Смагула Кошекбаева?!
Действительно, в Ганюшкино есть Дом культуры имени С. Кошекбаева, и в нескольких других селах есть улицы. Однако, разве не было бы излишним присвоить имя нашему предку Смагулу, который прославил на весь мир великую Дину Нурпеисову, и чьи останки покоятся на земле алманцев, имя села?
Кировский сельский округ собираются переименовать в Жанаталап, а подчиненное ему село Дашин – в село Хиуаз Доспановой. Такое предложение на собрании в Кировском сельском округе выдвинул аким округа Олжас Тажибаев. Дашин – название, оставшееся от калмыков. Второго тайши волжских калмыков звали Дайчин. На казахской земле очень много калмыцких названий. Их можно не трогать. Однако, если необходимо переименование, то присвоение селу Дашин имени народного героя Казахстана, первой казахской летчицы Хиуаз апа – похвальное дело.
Только переименование Киров в Жанаталап не кажется мне приемлемым. Жанаталап – одно из четырех колхозов, образованных в 1936 году. Какой бы новаторской казахской идеей это название ни было, оно пропитано духом настоящего советского времени. Есть ли необходимость возрождать его? Почему бы не присвоить Кировскому сельскому округу имя Мерали Каратаулы, внука Абулхаир хана?
Мы знаем, что Макаш Бекмухамбетов руководил Вторым Приморским регионом 26 лет. После Макаша правителем Второго Приморья стал султан Мерали. Мерали построил свою ставку именно на земле Дашин. От Мерали произошел знаменитый кюйши Мухит. Второй Приморский регион с 1928 года был преобразован в Тенизский район. С 1993 года он называется Курмангазинским районом. Так почему же «второй аким» Курмангазинского района остается без внимания?
После статьи Елбасы «Болашаққа бағдар: рухани жаңғыру» в казахской степи началось движение. Познание выдающихся личностей родной земли, выделение священных мест, прославление их имен – главная цель этой программы. Поэтому мы надеемся, что жители Атырау, в том числе руководители Курмангазинского района, откликнутся на инициативу Елбасы, предпримут действия и не забудут прославить и увековечить имена ханов и султанов Букея Нуралыулы, Шыгая Нуралыулы, Мерали Каратаулы, деятелей Алашорды Бактыгерея Кульманова, Уалихана Танашева.
Серикбол ХАСАН,
газета «Айқын»