Многие зарубежные страны рассматривают свои имена как паспорт нации. То есть, по одним лишь суффиксам, прикрепленным к именам и фамилиям, можно понять, из какого государства человек прибыл. Нам следует осознать, что великие дела начинаются с таких маленьких шагов.
Несмотря на то, что мы возвеличиваем свою государственность и работаем сообща, мы до сих пор не можем избавиться от навязчивых суффиксов «ова», «ева», «ов», «ев» в наших фамилиях. Выдающийся деятель Алашорды, наш предок Әлихан Бөкейхан, восклицал: «Прекратить писать казахские имена и фамилии, подражая русскому народу, с окончанием «-ов, -ев»! Отныне казахские граждане пусть пишут свои имена и фамилии в соответствии с национальными традициями, как Абай Құнанбайұлы, и мы будем Ахмет Байтұрсынұлы, Әлихан Бөкейханұлы!». Это мудрое предложение до сих пор не утратило своей актуальности.
Причина в том, что мы не смогли полностью избавиться от «черной метки», признанной в наших именах и фамилиях. По правде говоря, никто нам не препятствует. Напротив, в нашем основном законе есть специальная статья, разрешающая это. То есть, каждому гражданину предоставляется свобода выбора по своему усмотрению, и национализм подвергается испытанию перед потомками. Однако наши граждане не проявляют желания избавиться от суффикса, который подобен призраку старомодности, оковам колониализма. Причин много. Времени мало.
Когда армяне сохранили свои исконные фамилии «-ян», а грузины «-дзе, -швили», почему казахская нация стремится к чужому?
Для тех, кто понимает, это очень важный вопрос. Если вы углубитесь в изменение своей фамилии, вы, несомненно, почувствуете могущественное, таинственное чувство. Сбросить оковы колониализма и стать «ұлы» и «қызы» – это словно оживляет сами прекрасные казахские имена. Не будет необходимости объяснять, из какой вы страны. Разве вы не считаете позором попирать наши родовые корни и нести знамя чужих суффиксов? Если вы еще раз внимательно изучите страницы истории, вы увидите, что даже интеллигенция давно осознала важность этого вопроса. Поэтому с самого начала они выбрали правильное направление и начали изменения в обществе с себя.
Этот вопрос неоднократно поднимался с момента обретения независимости. Пламенные речи общественных активистов, казалось, привлекли внимание общественности. Были и те, кто изменил свои фамилии, чтобы стать примером для других. Однако число бездействующих не уменьшилось.
«Писать «ұлы», «қызы» – это завет, оставленный интеллигенцией Алаша», – сказала литературовед Айгүл Ісмақова. Донести завет Алаша до будущих поколений – наша с вами обязанность.
Национальные вопросы не бывают большими или маленькими. Возможно, нужен специальный закон для упорядочения пестроты в наших именах и фамилиях. Давайте действовать в соответствии с нашей сущностью, не прикрепляя к именам наших предков «чужие» элементы других народов. Вот что такое настоящее «духовное возрождение».
Тилеген Когершин,
Национальный портал