Доктринальная идеология течения салафизма была заложена в XIII веке Ибн Таймией. Доктринальные взгляды Ибн Таймии во многом расходились с позицией ученых Ахли Сунна валь Джамаа. Поэтому ученые Ахли Сунна валь Джамаа при жизни Ибн Таймии предостерегали его и отвергали некоторые его взгляды. Доктринальное учение Ибн Таймии в XVIII веке проповедовал и развивал Мухаммед Абдулвахаб, живший в Саудовской Аравии. Если обратиться к истории, то ваххабитская идеология в основном обрела свою независимость в начале XX века, после Первой мировой войны. Однако, поскольку ваххабитская идеология не нашла поддержки во многих мусульманских странах, в целях создания благоприятного имиджа они сегодня известны под названием «салафизм» под лозунгом «мы — салафиты» (последователи предков).
В настоящее время некоторые отечественные религиоведы, поддерживающие их, пытаются разделить салафитское течение на «умеренных салафитов» и «опасных салафитов». Их взгляды, такие как «умеренные салафиты не представляют опасности для нашей страны», как бы оправдывают это течение. Ведь салафитское течение нельзя делить на «умеренных салафитов» и «опасных салафитов». Какое бы направление они ни выбрали, их доктринальная литература едина. То есть, все они не могут обойти труды Ибн Таймии и Мухаммеда Абдулвахаба.
Основная идеология салафитского деструктивного течения — это буквализм. То есть, одурманивание. Можно сказать, что они используют следующие методы для внедрения своей буквалистской идеологии.
Ограничение понимания аятов Корана и хадисов их внешним смыслом: Они формируют представление о том, что «религия не может быть понята разумом, это философия, то есть заблуждение». Для достижения своих целей они запрещают слушать проповеди и читать книги имамов мечетей, известных исламоведов и теологов. Они объясняют, что человек, слушающий их проповеди и читающий их книги, испортит свою чистую веру и заблудится. Таким образом, они внушают новообращенному человеку недоверие к другим, отношение к ним как к врагам, и доводят его до состояния, когда он не может отклониться от сказанного ими. Кроме того, человек, не сумевший проникнуть в смысл аятов и хадисов и проанализировать дух религии с точки зрения разума, несомненно, превратится в зомби. Могут ли ученые салафит