ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » В мире » Кетбука в шежире

Кетбука в шежире

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
3 ноября, 2017
in В мире
0

Вспомни Домбауыл на великой горе,
Великие поколения жаждали увидеть его.
Не забывай сына Кет-Буки,
Мудреца, ставшего царем Израиля.
Алдияр Аубакиров, поэт-писатель

Всем нам известно, что Кетбука из рода Найман по-разному трактуется в шежире (родословной) Найман. Поэтому одни называют его Баганалы, другие — Теристаңбалы, Балталы. Есть и те, кто причисляет Кетбуку к потомкам знаменитого Тоныкёка. Наш соотечественник, историк из Китая Ныгмет Мынжан, утверждает, что Тата Тонгы, возглавлявший канцелярию Найманского ханства, также был потомком Тоныкёка. Однако у этой гипотезы нет ни мифологических, ни тамга (родовых знаков) доказательств. Наряду с этим, тех, кто называет Кетбуку Кетбугой, можно считать теми, кто не знает или неправильно понимает историю, шежире и генеалогический миф Найман.

Бұғы, бұға (олень, бык) — это тотем кыргызов, и он не имеет никакого отношения к генеалогическому мифу найманов. То, что титул «бука» (бык) в Найманском ханстве давался только представителям ханского рода, не вызывает сомнений. Например, названия найманских ханов Білге бұқа, Бай бұқа подтверждают это. Известные казахские историки Мамбет Койгелды, Зардыкан Кинаятулы в своей монографической работе «История казахской государственности» писали, что предками казахов были туранцы, жившие еще до саков. Известно, что туранцы были кочевыми ариями. Туран происходит от слова «тур», то есть «бык». Следовательно, уместно понимать «туран» как «страна быка». Таким образом, титул «бука» (бык) перешел к найманам со времен туранцев, кочевых ариев.

В древние времена бык был царским символом. По нашему мнению, казахское слово «торе» (знать, аристократия) произошло от названия «Тур». Поэтому мы трактуем титул «торе-найман» в шежире как «тур-найман». Наряду с этим, в древности символ быка был связан и с божеством. Например, на золотых монетах Юэчжи-Кушанского (хушьян-кыпчакского) царства, равного по могуществу Римской империи, мы видим быка с отрубленной хвостом рядом с божеством. Также ясно видно, что в руках божества (царя) находится уздечка быка. В наших предыдущих статьях «Найманское ханство» и «Чингисхан и кыпчаки» («Портал «Ұлт»») мы, опираясь на эти золотые монеты и мифологию, говорили о связи тамги-уздечки и титула «ноқта ағасы» (старший уздечки) с ханами и царями. Все правители династии Кая имели личную тамгу в виде уздечки. (См.: «Родовод кеянидов»). Тлеуберды Абенай в своих трудах также подтверждает, что этот титул принадлежал хану, говоря: «Старшим уздечки Керея был Он хан». А в шежире говорится, что Кетбука, раздавая тамги найманам, был назван «ноқта ағасы». Из истории Чингисхана мы знаем, что тамги раздавали только ханы. Например, в историческом источнике «Чингиснама дафтари» мы видим, что Чингисхан раздавал племенные тамги бекам и биям. А в Найманском шежире титул «ноқта ағасы» существует только у рода Теристаңбалы, считающегося потомками Кетбуки. И тамга теристаңбалы, которую мы называем «шумовкой», на самом деле является «уздечкой». Таким образом, было бы правильно не сомневаться в наличии у Кетбуки титула «бука» (бык), царского титула «ноқта ағасы» и тамги-уздечки, указывающей на царское происхождение. Наряду с этим, в шежире Шакарима Кажы род Теристаңбалы происходит от Окиреша, то есть от быка. Окиреш происходит от персидского слова «ukar» — крупный рогатый скот. Не от узбекского слова «окир» (бык), как утверждают некоторые исследователи. Наряду с этим, как утверждают ученые из историко-исследовательского центра «Алаш», первоначальное название найманов было не «сегіз-оғыз» (восемь огузов), а «сегіз өгіз» (восемь быков). Русский исследователь Потанин писал, что часть найманов до сих пор причисляет себя к потомкам быка. Найман по происхождению не огуз и не тюрк, а туранцы, то есть кочевые арийские сир-кыпчаки. Этнонимы Сир, Сеир в исторических источниках означают крупный рогатый скот. Крупный рогатый скот, в свою очередь, связан с названием священного черного быка египетской мифологии с правильным треугольным пятном на лбу. А личная тамга Тоныкёка на его надписи означает треугольник на лбу этого священного черного быка. Этот треугольник, направленный вершиной вниз, означает «Окиреш» (малый бык), то есть сын священной матери-коровы. Мифология гласит, что отцом этого бычка был Ай Тәңірі (Бог Луны). Например, в арийской «Вендидаде» сказано: «Взойди, вознесись месяц, ты, который порождаешь быка!». Наряду с этим, на каменных плитах с тамгами из Тамгалы, относящихся к бронзовому веку, мы видим изображение Ай Тәңірі, вступающего в половую связь с коровой. Наш полумесяц, который мы считаем мусульманским символом, на самом деле является тамгой «косай», означающей рога быка. То есть, два конца полумесяца означают два рога быка (косай). На древнеегипетских барельефах мы видим этот полумесяц, лежащий на голове быка. То есть, два конца лунницы изображены как два рога быка. Мы также видим изображения солнца над этим косаем на барельефах Сирии, Египта, Турции, Йемена. Солнце над полумесяцем является широко распространенным символом в мире. Оно означает солнце между рогами быка. Мифология даже утверждает, что Земля держится на рогах быка. Например, на флаге Казахстана орел под солнцем также изображен в виде полумесяца. Это символ того, что Казахстан является кыпчакским государством. То, что Найман и Кыпчак имеют общее происхождение, подтверждается тем, что мифологическим предком кыпчаков в шежире был Рогатый (бык). Наряду с этим, нынешний клич кыпчаков «Айбас» указывает на два рога быка, похожих на луну, на голове быка. То есть, «Айбас» означает «бык». Отсюда мы понимаем, что древние сир-кыпчаки были «бык-кыпчаками». Теперь поговорим об отношении Тоныкёка и Кетбуки к этим сир-кыпчакам.

В научном труде выдающихся ученых-историков С. Кляшторного и Т. Султанова «Казахстан. Летопись трех тысячелетий» в отношении 630-640-х годов говорится: «В Северной Монголии появилось новое государство – Сирский каганат во главе с династией Ильтер». Конечно, эти сведения взяты из китайских источников. В этих китайских источниках правящая династия Ильтер также называлась Илиту. То есть, поскольку в китайском языке нет буквы «р», это название «ильтер» искажалось и произносилось таким образом. В свою очередь, это искаженное название вошло в казахское шежире как Елата, предок теристаңбалы. А имя Ильтер, вероятно, было искажено и стало Елтай. В шежире говорится, что Елтай, взявший в жены мать Найманского предка Белгибая, впоследствии стал называться Елата. Основное значение этого названия илиту-ильтер — «елтеріс». То есть, в значении «собери народ» — «создай государство». Это Елтеріс точно означает государство, республику, ведь, по словам Цицерона: «государство (Respublika) – это объединение множества людей (ел тер. К.З.), тесно связанных друг с другом правовыми отношениями и общностью интересов». Поэтому тех, кто трактует Елтеріс как «ел төресі» (правитель народа), можно считать проявлением «казахбайства». Таким образом, Елата, являющийся предком теристаңбалы, имеющий царский титул «ноқта ағасы» и тамгу-уздечку, символизирующую царское происхождение, также является символом царской династии, представленной в шежире в качестве скрытого смысла. Говоря научным языком, Елата — это не историческая личность, а символическая фигура, обозначающая каганскую династию теристаңбалы, названная в соответствии с методом шежире в устной истории степи. Идеологи Чингисхана, хорошо зная это, в казахских шежире, которые они контролировали и заставляли рассказывать, превратили Елата в раба, пасшего скот старого наймана. Однако, по рассказам нашего покойного отца, записанным со слов Гулама Кадыра Жазыбайулы, известного знатока шежире из рода Найман, который помнил шежире найманских ханов, Елата упоминается как внучатый племянник Шалмана, брата Наймана. Те, кто занимается найманским шежире, хорошо знают, что Шалман означает «ханский человек». Например, старый найман в шежире означает «найман хан». На самом деле, история о бедности старого наймана украдена из «Тайной истории». Там говорится, что найманский хан Таян родился от какого-то несчастного старика. Конечно, и в этой «Тайной истории» идеологи Чингисхана намеренно упомянули этого несчастного старика, чтобы унизить найманов. На самом деле, отцом хана Таяна был сын Наймана, великий хан Білгі бұқа. Этот хан Білгі (е) бұқа также носил титул иналшык. Иналшык был титулом наследника престола. Однако в эпоху династии Чингисхана, хотя титул «инал» и означал аристократию, те, кто носил этот титул, не имели права быть ханами. Конечно, в те времена титул хана могли носить только потомки Чингисхана. Следовательно, династия Чингисхана признавала иналов аристократами. На самом деле, и титул иналшык, и титул бука означают торе (тур).

Наряду с этим, каган Сирского каганата, о котором мы говорим, в китайских источниках называется Иенчу Бильге-каган (С. Кляшторный). Здесь «иенчу» также является искаженным названием «иналшык» в языке немых китайцев. Отсюда мы можем заключить, что великий хан Наймана Білге бұқа взял имя кагана Сирского каганата Иналшык Білге кагана. Это также свидетельствует о том, что Найман по происхождению не каракитай, как говорят невежды, а древние сир-кыпчаки. Елата, предок теристаңбалы, как говорилось выше, в шежире указан как внучатый племянник старого наймана, то есть, по-русски, «двоюродный брат». В чем его смысл. Когда-то Мухтар Ауэзов в своих литературных исследованиях называл род Кият, считающийся родом Чингисхана, кият-кыпчаками. Поскольку кият является кыпчаком, это было доказано в предыдущей статье «Чингисхан и кыпчаки», мы не будем останавливаться на этом. Что мы хотим сказать здесь. Наш предок Алкей Маргулан назвал Дубун-Баяна из рода Кият в «Тайной истории» Домбауыл мергеном (метким охотником). По нашему мнению, он сказал это под влиянием Мухтара Ауэзова. Ведь Мухтар ага, будучи зятем рода Кунанбая, хорошо знал, что род Тообыкты происходит от киятов. «Назову ли я кия?» — сказал он, выстрелил из лука, разрезал плывущий по реке сундук и женился на девушке Лебедь, вышедшей из него. Казахстанец, которого мы знаем, первым рассказал, что ребенка, рожденного от них, назвали Кият (киа ат). (Алдияр Аубакиров). Девушка Лебедь в этой легенде является символом ханского рода (С. Кондыбай), а во-вторых, символом кыпчаков. Известно, что европейское название кыпчаков — «куман», то есть «человек-лебедь». Наряду с этим, в шежире также говорится, что первоначальным названием рода Теристаңбалы было Домбауыл. Конечно, все это сказанное не случайно. Здесь есть намек на то, что Теристаңбалы, и вообще Найман, по происхождению являются кият-кыпчаками. Далее в шежире говорится, что от Терристаңбалы-Домбауыл произошли Кетбука и Келбука. От Келбуки — Шырсейит (шуршеит). То, что эти шуршеиты и теристаңбалы до сих пор идут вместе, как близнецы-ягнята, подтверждает родство этих двоих в шежире. А в «Тайной истории» у Дубун-Баяна мергена из рода Кият-кыпчак было два сына: старший Белгимтай и младший Богентай. После смерти мергена, по словам доктора монголоведения Зардыкана Кинаятулы, его вдова Алан ана родила трех сыновей без брака от юноши из рода баяут-магалык в «Тайной истории»: Бугы-Катага, Букат-Салжы, Боданжар-манка. То есть, «магалык» означает «из рода магал». Этноним «монгол», искаженный русскими, происходит от названия рода баяут-магал. (магал-мугал-могол-монгол). Младший из этих трех сыновей, Боданжар-манка, является девятым предком Чингисхана. А от сыновей Домбауыл мергена, Белгимтая и Богентая, произошли Белгунут и Богенут, упомянутые в китайских источниках. Здесь окончания «ут» означают огонь, очаг, род. Таким образом, часть найманов, происходящая от Белгибая в найманском шежире, является этими Белгунутами, а каганский род теристаңбалы, вероятно, является потомками Богентая, младшего брата Белгимтая, который назван «внучатым племянником старого наймана». Поэтому шежире разделило мифологических старого наймана и Елата от двух сыновей одного отца. Если первоначальный вариант этнонима Кият был кай+ут, то есть название царской династии Кай, то это причина наличия у теристаңбалы царского титула и царской тамги. О династии Кай вы можете узнать подробнее в статье «Династия Кай и Чингисхан» в интернете. Найманы приняли тамгу быка, означающую ханскую степень, — «рог». Мы назвали эту тамгу «виват», то есть тамгой победы.

Китайские правители, опасаясь сир-кыпчаков, объединившись с уйгурами, разрушили Сирский каганат в 646 году. Далее С. Кляшторный пишет: «Дальнейшая история сиров – это история «племенного союза тюрков и сиров», указывая, что тюрки и кыпчаки являются двумя отдельными массивами. Теперь на историческую арену выходит Тоныкёк с правильной треугольной тамгой, имеющий титул бык-тархан иналшык. Осознав, что тагбачи не дадут покоя сир-кыпчакам, Тоныкёк, хотя и мог, отказался от титула кагана и возвел на престол в качестве марионеточного кагана Ашина-тюрка (полукитайца) Кутлуга. Ему они дали титул Елтеріс, принадлежащий их ханскому роду, то есть сир-кыпчаков. Известный казахстанский ученый, тюрколог, синолог Ю. Зуев так интерпретирует надписи на надгробных плитах Тоныкёка: «Не заставить ли (его стать) каганом?» — говорил я. Я думал: «ведь говорят, что издали и видят жирных быков и тощих быков, то не знают, какой (именно) жирный бык, и (какой из них) тощий бык. Так Небо даровало мне знамение, я заставил его стать каганом».

То есть, здесь говорится о том, что Тоныкёк, получив откровение от Неба, возвел Кутлуга на престол в качестве марионеточного кагана. Рассказ о жирном и тощем быке является скрытым смыслом того, что Тоныкёк не хотел, чтобы посторонние знали, кто на самом деле управляет этим каганатом (он сам). Наряду с этим, из надгробной плиты Тоныкёка мы узнаем, что Ашина-тюрк Кутлуг вместе со своим народом, придя в упадок, обратился к Тоныкёку: «объединимся». Отсюда, как говорят выдающиеся ученые, можно понять, что тюрки и кыпчаки являются отдельными массивами. Второй Тюркский каганат был союзом тюркско-сирских, то есть тюркско-кыпчакских племен. Тюрк по происхождению, вероятно, означает «туркут», «тюркют», то есть «потомок тура» — в значении мать-сир-кыпчак. Эти монголоязычные народы пришли в долину реки Тарим в древние времена (3-4 вв.), вступили в родственные связи с туранцами, а затем, придя на Алтай, стали называться туркутами. По нашему мнению, из слов «гуту», «кут», «год» древнего кыпчакского языка произошло название «катын» (женщина, мать). Например, Ашина-тюрк Бильге каган в своей надгробной плите называет свою мать «мать-катын». Таким образом, туркут означает «от катын». Позже, когда коварный Кюльтегин, уничтожив дуалистическое (парное) государственное управление для установления единоличной власти, обесценил труд Тоныкёка и истребил его род Ашидэ, как и в случае с казахами, у которых есть понятие «жиен ел болмас!» (родственник по материнской линии не может быть правителем страны!), связанное с их матерью-кыпчаками. И казахи сравнивали жиена с семью волками, которые были тотемом канглы-кыпчаков. То есть, осталось выражение «Когда говорят, что пришел жиен, скажите, что пришли семь волков». И казахи, и канглы-кыпчаки по происхождению не тюрки, а туранцы, то есть страна быка. Подробнее об этом вы можете узнать в статьях в интернете «Рашид-ад-дин, сделавший Чингисхана тюрком», «Бык-тархан иналшык Тоныкёк». Из-за влияния тотема быка и сильной веры в быка в древности, Аллах ниспослал суру «Бакара» (крупный рогатый скот), являющуюся вершиной Священного Корана. Бакара, вероятно, означает священного черного быка, которого пас Воху ман из зороастризма. Мы считаем, что на лбу этого священного черного быка, которого пас Воху ман, была тамга «тумар» (амулет). То есть, форма казахского тумара также является знаком Окиреша. Наряду с этим, эта треугольная тамга также называется «ошак» (очаг), «муңалошак», «ием еней» (Умай ана). Прозвище рода Жеменей из Адая — Бузау (теленок) также указывает на Окиреша. Причина того, что эта тамга называется «ием еней», связана с правильным треугольным венцом на голове Умай (ием) ана. Поэтому Ашина-тюрк Бильге каган также называл свою мать «мать Умайского происхождения» (мать тюркского происхождения). Ю. Зуев не зря назвал равносторонний треугольник «символом женского начала». На барельефах древних шумеров, хурритов-хореев на изображении обнаженной женщины этот треугольник показан вместо лона. И.А. Бунин также описывает женское лоно как «черный треугольник». Именно из-за этой тамги на голове Умай ана в казахском языке появилось ругательное слово, созвучное Умай, обозначающее лоно. Первоначальное название Умай было арийским Ием. Говорят, что этот Ием построил правильный треугольный дом, чтобы спастись от потопа, и таким образом спас человечество. То, что мы сейчас используем треугольный тумар как оберег, осталось с тех времен. («Чингисхан и кыпчаки». К.З.)

После падения Тюркских каганатов на историческую арену выходят найманские ханы, создавшие союз «восемь быков». Вчерашние тюрки превратились в татар, истребленных Чингисханом. Китайцы по их названию теперь называли всех кочевников, в том числе и кият-кыпчаков. Слово «татар», вероятно, происходит от тюркского «тата» (в китайском да-да). Ю. Зуев утверждает, что тюрки и татары — это одно понятие. Не зря говорят: «Нет тюрка без тата». И Рашид в своем «Сборнике летописей» пишет, что эти татары, истребленные Чингисханом, когда-то покорили многие народы. Конечно, здесь говорится о Тюркских каганатах, которые враждовали между собой. Ни один из их тотемов не имеет отношения к казахам, потомкам канглы-кыпчаков. Священными животными канглы-кыпчаков были бык, Луна и Солнце, Млечный Путь, байтерек, птица Самрук. Эти священные животные относятся к первоначальному генеалогическому мифу казахов. Найманские ханы, основавшие ханство, придерживались этого тотема быка кият-кыпчаков. А то, что основатели Найманского ханства имели отношение и к Тоныкёку, и к Кетбуке, является фактом. Теперь перейдем к истории Кетбуки.

По сути, в шежире Кетбука баба указывается как предок родов Балталы, Баганалы, Теристаңбалы. Причина этого в том, что Кетбука руководил этими племенами как сардар (полководец). Например, племена Каракерей, Тортуыл, Садыр, Матай, которыми он командовал, записаны в шежире как его дети и внуки. История племени Каракерей как «хархарей» восходит к хуррито-хорейским временам (5 тысяч лет назад). Садыр — это одно из восьми племен быков в китайских источниках, Ядыр. Тортуыл происходит от четырех сыновей старшего брата Домбауыл мергена, Тоба сокыра, и по происхождению является кият-кыпчаком. Матай — это не Мёдэ, тангутский правитель гуннов, о котором говорил Кайрат Закирянов, а, вероятно, Мёдей из генеалогии человечества, или Маада из арабских источников. Его тамга — не «волк», как говорят невежды, а борзая, считавшаяся священным животным ариев. Это видно и по изображению борзой на тамге. А Мёдей в шежире считается предком ариев. Точно так же племя Баганалы не является прямыми потомками Кетбуки. И в шежире написано: «От Кетбуки нет потомства» (З.Б. Даукеев). Здесь, возможно, говорится о том, что потомков Кетбуки среди казахов нет. Есть также упоминания о том, что его потомки остались в Иране. Баганалы — это племя салжойыт-салжиут, которое когда-то выступило против Чингисхана. Оно происходит от Букат-Салжы, старшего брата предка Чингисхана Боданжара. Поэтому одна из тамг Баганалы совпадает с трехзубой тамгой Чингисхана. Часть из них ушла к башкирам. У современных башкир есть три тамги Баганалы: Y, Z, Ш. В свое время эти салжиуты, образовавшие союз с найманами против Чингисхана под предводительством Джамухи, включают в себя Баганалы. Племя Баганалы не имеет никакого отношения к тотему быка. Поэтому в историческом документе XV века «История Абулхаира хана» найманы разделены на «Окиреш найман» и «найман». Известно, что Баганалы и по сей день живут отдельно от Окирешей. Не нужно говорить, что древние восемь быков — это Окиреш найман (настоящие). В конечном итоге, происхождение Чингисхана и прародители племени Баганалы — это древние баяуты. Эти баяуты, под названием «баят», являются частью современных Баиулы, влившихся в нынешних халха-монголов. Например, исследователи связывают род барлас Аскака Темира с Баганалы. («Национальная энциклопедия»). Потому что барласы также происходят от баяут-магалыков. (Происходят от Боданжара). Стоит отметить, что нынешние халха-монголы, называемые в китайских источниках «дикими татарами», не имеют никакого отношения к бауятам, баганалы и Чингисхану. Первоначальный вариант этнонима монгол — муңал-мугул-мугал. Как пишет Рашид-ад-дин в «Огузнаме», он означает «будь горем», «возьми печаль». Абылгази в «Шежире тюрков» также пишет, что первоначальным вариантом названия «мугул» было «муңол», и что «муң» означает печаль. То есть, это название происходит не из халха-монгольского языка, а осталось от кыпчакского языка. Поэтому утверждения поздних исследователей, пытающихся опровергнуть слова таких мудрецов, что это название означает «тысяча кол», «тысяча кул», «вечный народ», являются пустыми разговорами.

А теперь, название тамги Баганалы «бакан» на самом деле называется «шек». Название рода Шекті из Младшего жуза связано с этой тамгой-шек. Русское название «шек» — «рогатина». Оно названо так по инструменту, останавливающему нападение льва. Эта тамга-шек связана с трехзубой тамгой Чингисхана. Трехзубая тамга Чингисхана является тамгой бога молнии древних хурритов-хореев. Поэтому монголы Чингисхана боялись молнии. То есть, в их генетической памяти, вероятно, сохранился Бог Молнии со времен шумеро-хурритов. А тамга-шек также изображена на барельефах хуррито-хорейских времен. Правители, гулявшие с прирученными львами, для безопасности брали с собой этот инструмент-шек. На охоту на львов также ходили с этим инструментом. Например, тамга Шымыра из рода Дулат также является этой тамгой-шек. Связь рода Шымыр с древними шумерами мы видим в том, что шумерский царь Гильгамеш держал прирученного льва. Следовательно, Гильгамеш также знал этот инструмент-шек. Ученые говорят, что тамги — это не просто хозяйственные инструменты для клеймения скота, а сакральные понятия, обозначающие происхождение рода, его тотем, которые не могут понять чужие народы. Утверждения о том, что тамги казахских племен появились во времена Тюркских каганатов, являются ложью. На сохранившихся барельефах хурритов-хореев (кереит-керей), достигших Междуречья Тигра и Евфрата из Средней Азии и основавших Митанское царство, мы видим и крестообразную тамгу кереев, и изображение шанырака (купола юрты). Подобно тому, как тамга-уздечка из-за невежества стала называться «шумовкой», так и название «бакан» для тамги-шек, берущей начало с хурритских времен, также произошло из-за невежества.

Когда Найманское ханство пало и Кючлюк хан был убит, Кетбука баба собрал оставшихся найманов и подчинил их Чингисхану. Кетбука также возглавлял гвардию хана, называемую в исторических источниках «охранной гвардией», рядом с Джучи. Поэтому в шежире говорится, что глава дворца сообщил хану Джучи о смерти хана. Говорят, что этот гвардейский отряд из четырех тысяч человек был сформирован для Джучи его матерью, ханшей Борте, из сыновей Кок из рода Конырат. После смерти Джучи эти коныраты остались в составе Найман как род Карауыл-Жасак. Поэтому в шежире Бошая Китапбаева Карауыл-Жасак как десятый род выделен в составе девяти тамгалы найманов. И в их происхождении есть Акболат, Токболат из рода Конырат. Алдияр Аубакиров, потомок Теристаңбалы Жарылгап батыра, утверждал, что Домбауыл был руководителем гвардии. В этом есть доля правды. Тюрколог Имангазы Нурахметулы утверждает, что значение слова «домбауыл» в древнетюркском языке — «заднее село». Однако это слово не имеет никакого смысла. По моему мнению, настоящее название Домбауыл, как утверждают некоторые исследователи, было Домбагул. То есть, в значении «задний, младший сын». Тогда становится понятно, что Домбауыл, упомянутый Шакаримом Кажы из рода Теристаңбалы, означает младшего сына Богентая. Титул быка нашего предка, титул «ноқта ағасы», тамга-уздечка, все это указывает на его происхождение из рода Теристаңбалы. И Балталы, считающийся потомками Кетбуки, также по происхождению является теристаңбалы. В шежире говорится: «В Найман три брата — Балталы, Актана, Актокыс, старший — Балталы». Балталы остались на берегу Сырдарьи, а Актана и Актокыс являются главными предками нынешних теристаңбалы на Востоке. То, что Балталы, как и Теристаңбалы, является храбрым племенем, подтверждают слова из шежире Актайлак би: «Пятьдесят домов Баганалы, пять домов Балталы боятся». По моему мнению, основной вариант названия Теристаңбалы был Елтерістаңбалы. То есть, в значении тамги правящей каганской династии. Например, у табынцев из рода Жетиру эта тамга-уздечка также называется теристаңба. Утверждения из шежире, такие как «клеймо нанесено на изнанку шкуры лошади», мы считаем следствием невежества поздних поколений. Пример выдуманной лжи, связанной с тамгами, мы видим в труде Казыбека бека Таузарулы: «Шапырашты получил свое название, потому что Доспамбет родился с косоглазием (косоглазый)». На самом деле, наши предки назвали его «чапразлы», сравнив тамгу-тумар Шапырашты с пуговицей «чапраз» на персидском языке. Эта тамга также указывает на бычье (торе) происхождение рода.

Из слов в шежире: «Раздал тамги всему Найманскому роду» мы понимаем, что Кетбука после смерти Кючлюк хана был в статусе хана Найманского рода. Поэтому, когда мы увековечиваем Байдыбека, собиравшего лошадей у уйсуней, как хана, почему бы не увековечить Кетбуку, истинного торе, как «Кетбука кагана»? Есть также утверждение: «Был царем Израиля десять лет». И у Кетбуки есть историческая основа для царского происхождения. Когда Кетбука находился в Средней Азии, Иране, Сирии, Палестине, Израиле, Египте, он был великой исторической личностью, чье имя вызывало трепет. Поэтому мы можем поставить его в один ряд с великими полководцами Чингисхана — Субэдэй бахадуром из рода уранхай (кайы-кыпчак) и генералиссимусом Мухали из рода жалайыр. Будучи полководцем, он не мог просто наблюдать за битвой сверху, и, будучи найманом, из-за горячности сам вступил в бой и погиб в результате несчастного случая. Арабский историк Кутбуддин Аль-Юнини приводит слова сына, оплакивающего Кетбуку: «Кетбука был счастьем татар, с его смертью их удача покинула». Да, как говорится в шежире, наш предок Кетбука, который служил достойно, вновь собрал храбрый народ, разрушенный в двадцатилетнем противостоянии с Чингисханом, и стал «ноқта ағасы» для всего Найманского рода, раздав тамги, происходил из рода Теристаңбалы. Эту нашу историю мы завершаем словами Актайлак би: «Теристаңбалы – ноқта ағасы, Никто не может оспорить его путь».

Кайрат Зарыпхан,
Исследователь шежире

Previous Post

Бакытжан Сагинтаев принял участие в заседании Совета глав правительств СНГ в Ташкенте

Next Post

Сагинтаев: Казахстан на границе с Кыргызстаном защищает экономические интересы и безопасность ЕАЭС

Next Post

Сагинтаев: Казахстан на границе с Кыргызстаном защищает экономические интересы и безопасность ЕАЭС

Свежие записи

  • Певец Торегали Тореали может вернуться испольнять айтыс 19 декабря, 2025
  • В Актобе скончались мать и младенец: родственники обвиняют сотрудников скорой помощи 19 декабря, 2025
  • В области Жетысу похищено более 212 млн тенге, выделенных на ремонт Дома культуры 19 декабря, 2025
  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.