XXI век — это эпоха непрерывного развития культуры и цивилизации, технологий, воплощающих мечты и фантазии человека. Многие государства, существующие в этот период, выбирают принципы демократии и светскости в своей политике, стремясь к дальнейшему развитию в новом потоке жизни.
Демократия означает «власть народа», а светскость — свободу вероисповедания. В социологии светскость определяется двумя типологиями. Первая предусматривает партнерство между государством и религиозными объединениями, вторая определяет степень влияния религии на правовую систему государства. Эти критерии позволяют выделить четыре типа светского государства. А именно: преференциальный, эквипотенциальный, контаминационный, идентификационный. Первые два из них предполагают максимальную изоляцию государства от религии, последние два поддерживают сотрудничество государства с религиозными объединениями.
Четверть государств мира придерживается принципа светскости (Международная комиссия США по свободе вероисповедания (USCIRF) 2013 год). Тем не менее, в каждом государстве существует своя модель светскости. Некоторые путают светскость с атеизмом, однако это два разных понятия. Атеизм полностью запрещает религию, а светскость дает свободу выбора — придерживаться религии или нет.
Казахстан по историческим причинам сформировался как многонациональное и многоконфессиональное государство. Поэтому для нашей Родины принцип светскости является необходимым инструментом для дальнейшего развития и сохранения стабильности в обществе. Для Казахстана характерны последние два типа светскости, упомянутые выше.
Государственная политика в сфере религии формируется в рамках, определенных Стратегией «Казахстан-2050» Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаева, а также Посланием народу Казахстана «Путь в будущее: к общей цели, общему будущему, общему будущему».
В Послании Елбасы особо отметил: «Казахстан — светское государство. Обеспечивая свободу совести граждан, государство, тем не менее, будет очень жестко противостоять попыткам навязать обществу самостоятельно, вразрез с нашими традициями и законами, какие-либо общественные нормы».
Религиозная ситуация в Казахстане регулируется Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» и другим законодательством.
Нельзя злоупотреблять свободой. Религиозные объединения, оказывающие негативное влияние на целостность и безопасность Казахстана, запрещаются. Сегодня на территории Казахстана запрещены 23 религиозных объединения, признанных экстремистскими и террористическими, оккультно-мистическими.
Религиозный экстремизм и терроризм ведут к упадку культуры и цивилизации. Известно, что сегодняшний экстремизм и терроризм порождены религиозным фанатизмом. Религиозный фанатик принципиально выступает против государственной политики, общего светского общественного мнения. Кроме того, он коренным образом не признает национальные ценности, даже выступает против них и готов их «уничтожить».
По мнению отечественного религиоведа Е. Буровой, люди с чуждыми убеждениями распространяют призывы отказаться от культурных традиций, сложившихся в семье, разорвать общепринятые ценности и приоритеты в отношениях с родственниками.
В свою очередь, религиозный фанатизм несет огромную угрозу нарушению мира и стабильности, сложившихся в стране. Мы не можем стать теократическим государством, как того желают представители деструктивных религиозных течений. Для сохранения стабильности в многоэтнической и многоконфессиональной стране мы должны сделать светскость вечным знаменем.
Вопрос религии требует очень деликатных решений, недопустимы просчеты и ошибки. Религиозные объединения в стране должны учитывать в своей деятельности такие важные аспекты, как стабильность и межнациональное согласие в стране, казахстанский патриотизм, воспитание молодежи в духовно-нравственном духе.
Казахский народ — молодое, независимое государство, стремящееся к светлому будущему. Казахстан — страна, придерживающаяся демократических, светских ценностей, и в стране созданы все условия для сохранения и развития этносами своей культуры, обычаев и традиций.
Светскость — залог стабильности и мира, поэтому мы можем уверенно говорить о правильном выборе казахстанцев.
Иманбаева А.К.,
Ведущий эксперт отдела анализа Центра по изучению межконфессиональных и межрелигиозных отношений Министерства информации и общественного развития РК
Национальный портал