Письмо Мейрамбеку Беспаеву или завет, беспокойство Акана
Мейрамбек!
Это письмо можно было бы адресовать и Кенжегали, и Бекжану, и Жангали. Это парни, которые в разное время говорили, писали, смело выражали свои мысли и взгляды в различных пространствах. Более того, это уже сформировавшееся поколение, познавшее разницу между добром и злом. А ты, Мейрамбек, как сам говоришь, в этом пространстве держишься в стороне. Твое вчерашнее интервью «Субботней прогулке» заставило меня укрепиться в этой мысли. К тому же я заметил твою склонность говорить обдуманно, опираясь на вкус, понимание, разум и проницательность. В эти дни, когда трудно понять человека, трудно оценить то, что имеешь, остро необходимы зрелость мысли и весомость суждений. Важно, чтобы это качество проявлялось у людей твоего поколения. Эта глубина характера, как ты правильно заметил, у твоего поколения еще не очень развита. Дальнейший разговор пойдет именно об этом.
Из твоих редких записей я заметил, что ты любишь читать книги. Особенно художественную литературу. Мы даже опубликовали отрывок из твоей записи в «Алматы ақшамы». Я этому очень рад. Кадыр ага говорил: «Если бы я не стал хорошим поэтом, я бы стал хорошим читателем». Ты, вероятно, не только хороший музыкант, но и хороший читатель. Есть причина, по которой я так подробно останавливаюсь на этой мысли.
Раньше один известный писатель подарил книгу одному известному артисту с небольшим голосом. В книге было эссе о нем. Артист спросил у дарителя: «На какой странице?». А теперь люди, которые не дочитали книгу до конца (я в этом абсолютно уверен), дают интервью, учат других. Вообще, насколько я заметил до сих пор, подавляющее большинство современных деятелей культуры не читают (если не считать сегодняшних А. Ашимұлы, С. Оразбая, то вчерашние Н. Жанторин, К. Жәкібаев много читали, были интеллектуалами. В целом, это было самое необходимое качество для этого поколения и последующих). Это главная причина быстрого застоя у талантливых из них. После этого легко остаться «незрелыми толстыми, полу-шекспирами» (М. Ауэзов), полагаясь на свой небольшой талант, и забыться (или, может быть, лучше сказать «завыть»?).
Мейрамбек!
Всевышний Аллах дал тебе сильный певческий дар, огромный музыкальный талант. К тому же оказалось, что ты много читаешь. Человек, много читающий литературу, не будет невежливым, он далеко пойдет. В этом плане я предполагаю, что ты должен быть впереди своего поколения. У некоторых есть голос, есть талант, но нет таких уникальных качеств.
Мысль рождает мысль. Бывает и такая ситуация. Недавно, будучи на одном концерте, я не особо удивился, увидев, что сценарий снова изобилует словами одного известного писателя. Откуда берутся эта неграмотность и безответственность, как ты думаешь? Сейчас большинство телеканалов, как говорил Мухтар Ауэзов, заполонили немного пронырливые, немного чиновники (участники «Жайдармана», шоумены и т.д.), то есть те, кто читал кое-как, дилетанты. Трудно ожидать от них глубины, интеллигентности, благородства. У них преобладает служение интересам толпы, сознанию, а не государственным, национальным интересам. Среда, направление, уровень другие. Поэтому от них не услышишь здравого слова, живого слова. Значит, какой телеканал, такой и народ. Разве телеканал – это не аудитория в миллионы человек? Можно сделать вывод, что уровень некоторых руководителей телеканалов, допускающих это, примерно такой же. Когда вчера Илья Жаканов, Акселеу Сейдимбек, Жанибек Карменов, Аширбек Сыгай, Сагат Ашимбай, Жаркын Шакарим вели передачи, ничего подобного не было. В памяти остались только фундаментальные, искренние поиски.
Мейрамбек!
Вывод из этого таков: теперь недостаточно быть певцом, приходится быть деятелем, борцом. За нацию. Чтобы не исчезнуть. У Жусупбека Аймауытова есть слова: «Культура – это любить свою нацию до самозабвения». Тех, кто занимается в искусстве подобными пустыми делами, нужно вывести на свет истины.
Ты, кажется, начал этот шаг в «Звездной схватке». Но нужно идти глубже. Нужно возвращаться к золотым часам, чистым источникам прошлого. Нужно возрождать имена забытых дорогих талантов. Песни тех, кто не смог найти свой путь, свой голос, а не нынешние «гой-гой» и «беу-беу», откроют путь певцам.
Ты – парень, который, помимо учебы, «запряг песню, оседлал кюй» (Жарылгапберди). В одном из интервью ты говорил о скакуне и осле. Хоть и сказано грубовато, но мысль правильная. Лучше сказать скакун и ишак. Если уж совсем углубляться, то это время и ученых, и злодеев, и сливок, и маймылов, и хромых, и косноязычных.
В современном обществе господствуют средние «таланты», которые ни туда, ни сюда. Они выгодны власти и другим во всех отношениях. Потому что они никогда не плывут по течению. Они всем угождают, гибки. Следовательно, не говоря уже о других, это самая опасная группа в искусстве. Они превратили искусство в средство к существованию. Почему так? Давайте разберемся в причинах. Сейчас появилось множество групп певцов. На вид красивые, статные молодые люди. Куда ни пойдешь, они танцуют, кричат, поют, особенно на свадьбах не уступают. Однажды мой брат Сабит Оразбай сказал: «Эх, сколько среди них нужных стране строителей, философов, математиков». Действительно так. Занятие каждого своим делом у нас давно прекратилось. Потому что нужно зарабатывать деньги. А сейчас место, где можно легко, без напряжения души, не проливая крови заработать деньги – это свадьбы и торжества.
Изящное, торжественное, благородное, изысканное, аристократическое искусство таким образом отдаляется от своей сути. Это означает отдаление нас самих от себя. Телевидение превратилось в банкетный зал. Певцы, которые выступают на свадьбах, заполонили и телевидение.
Мейрамбек!
Ты правильно сказал, что ты ходишь на все приглашения. Умный казах не выпустит скакового коня на кокпар. Многие таланты, которыми мы с детства восхищались за их искусство и широту взглядов, были поглощены этими свадьбами, торжествами, развлечениями, похвалами. Их судьбу решали свадьбы. Похвала подобна камнепаду, падающему с горы, легко попасть под нее, но трудно выбраться. Поэтому, если вы не начнете сейчас очищать духовное пространство нации от «авгиевых конюшен» (Г. Мусрепов), не усиливая борьбу со средними талантами, с откровенными болтунами, достигшими предела, то завтра сами увидите «плоды» этого. Сегодня борьба с экономическими преступлениями налажена. А почему борьба с духовными преступлениями не приходит нам на ум. Народ, чье искусство не развивается, сам не развивается. Вы должны объединить парней с таким же духом, создать независимый, мощный художественный совет. Художественный совет должен объединить представителей различных областей (музыка, литература, изобразительное искусство, балет, архитектура, журналистика и т.д.). Не следует допускать туда «бородачей» и «седовласых». Необходимо разработать программу, глубоко осмысливающую духовные и культурные корни нации, ее самобытную сущность, и представить ее в соответствующее министерство в качестве альтернативы. Основа «казахстанской культуры», о которой говорил Елбасы, должна быть взята отсюда.
Сегодня ваши сверстники достигли определенной высоты в искусстве. Это называется уровнем. Ваш уровень является в некоторой степени мерилом для современной эстрады. Теперь этот уровень необходимо полностью посвятить служению нации, духовной борьбе. Мы не пророки, не святые, которые поведут людей по верному пути. Их время прошло. Но сама личность, известность (я говорю об известности, пользующейся искренней любовью народа) может оказать влияние на выполнение значительной работы на этом пути. Теперь известность должна служить национальным интересам, а не ограничиваться помощью в самолете или больнице.
Шерага говорил: «Прежде всего думай о пользе, которую ты принесешь своему народу, твоя польза будет в этом». Если не единицы, то современная пресса сама превращается в пустую болтовню. Поэтому слова отдельных личностей имеют вес. Слово одного человека – хорошо, слово двух – совет. Некоторые из нынешней молодежи страдают «болезнью «аға» (старший брат)» и превратились в «шнурки для ботинок». Не все, что говорит «аға», является мудростью. Учась на ошибках других, нужно верить в себя. Жить чужим мнением – очень опасное явление. Пришло время служить не роду, а духу, не старшим братьям, а Алашу. Магжан верил в молодежь – это вы.
Темы новостей на современном телевидении – горящие дома, плачущие дети, повесившиеся, застрелившиеся, бездомные люди, наркомания, проституция, коррупция и т.д.
А зрители устали искать в этом хоть какой-то просвет. Кроме того, заполонили шоу, сериалы. Ради Бога, ни один из них, если не все, не удовлетворяет. В сериалах нет искусства. Передачи на телеканалах, посвященные певцам, песням, заканчиваются взаимными комплиментами и восхищением. Мы не стесняемся говорить «великолепно, чудесно». Ценность редких добрых слов утеряна. Кроме того, нет ни одного простого певца. Все – звезды, и обсуждается их богатство, сказочная жизнь, многоэтажные дома, количество их собак, кошек, даже количество порванных джинсов. Нужно ли это народу?! Несколько человек, которым едва за тридцать, с небольшим голосом, еще не познавшие разницу между добром и злом, у которых слова еще не слетели с губ, а грудь еще не расстегнулась, говорят с больших каналов, по радио, называя себя «мой народ». Вот наш уровень. Причина, по которой я говорю об этом, заключается в том, что ты считаешь себя только артистом, хорошим музыкантом.
Несмотря на такую известность, ты ограничиваешься таким удовлетворением. В этом и заключается скромность, человечность. А если бы у тех был твой талант, они бы взорвали наши головы. Следовательно, вы (С. Майгазиев, Ж. Жексенулы, Т. Сериков, Р. Алкожа, Е. Нуржан, группа «Қоңыр» и др.) знаете цену имеющемуся, духовное удовлетворение. Следовательно, вам, им, теперь придется нести наряду с артистизмом и духовную борьбу, как два крыла птицы.
Бывает широкий талант, бывает ограниченный талант. Широкий талант не беспокоится о своем будущем. А у ограниченного таланта силен страх потерять свою известность. Поэтому они суетятся, мелькая повсюду. Суета приводит к подхалимству, угодничеству. Это – враг искусства. Вот и некоторые талантливые люди сейчас выбирают такой путь. А ваша известность теперь не под угрозой, наоборот, она должна перейти в деятельность, просвещение и служение народу. Как сказал сам Елбасы в своей программной статье, «если возрождение не питается от национально-духовных корней народа, оно приведет к заблуждению». Поэтому ваша священная работа – борьба с этим заблуждением.
Мне вспоминается один случай. В 1995 году я был в Японии. Я посетил четырнадцать городов. Однажды, проезжая по Токио, я увидел дом необычной формы. Я спросил у проводника: «Что это за дом?», он ответил: «Зайдем, потом поймете». Везде сидели молодые люди. Шла оживленная дискуссия. Молодые люди, видимо, в возрасте 25-35 лет. Я думаю: «О чем они так горячо спорят?». Их мысли сводились к тому: «Как нам продвинуть Японию вперед, эта традиция разрушена, эта новинка устарела, нужно придумать что-то новое». А что происходит в наших клубах, вы хорошо знаете. Видите ли, молодые люди думают о будущем страны, переживают. А наши люди этого возраста, говоря «мой народ», блуждают. Разве это не пример воспитания казахстанского патриотизма, интеллектуальной нации, о которых часто говорит глава государства? Конечно, вы, возможно, уже переросли этот возраст, но должны понимать, что это ваш возраст. Для этого не нужно просить помощи у кого-то, у компетентных органов, нужно формировать общественную среду, не сдерживая свои мысли, свое мнение. Пусть мысль будет глубокой. Интеллектуальная высота должна быть главной целью, мерилом. Как говорил Кадыр, «духовно высокий человек – это стержень нации». Потому что мы сыты по горло разговорами о семье, домашнем очаге. Разве не стремление к достижению высокого уровня культуры, духовной зрелости нашего народа является основной целью знаменитой программной статьи Елбасы?!
Для журналиста не бывает закрытых тем, если не считать каких-то особенностей. Среди них искусство стало моей основной стихией. Следовательно, я чувствую его запах. У казахов есть известное выражение: «Если пастухов много, овцы умирают напрасно». А теперь приходится делать отступление и говорить: «Если певцов много, песни умирают напрасно». Петь – это хорошо, но сейчас все они вышли в эфир. Даже если поставить некоторых, которые сочиняют музыку кое-как, занимаются воровством, рядом с Шамши, вам станет стыдно. Конечно, халтура никогда не умрет, но ее можно остановить, вытеснить. Для этого должны объединиться молодые люди вашего высокого уровня. Это означает заниматься своим делом, конкретным делом, а не гнаться за должностью, славой, карьерой, политикой или непонятными делами. Целью должно быть только состояние национальной духовности. Желательно создавать специальные клубы, расширяющие духовный кругозор, приносящие благодать, открывать песенные театры, издательства и т.д., чтобы это стало рынком идей. Желательно брать известные, актуальные темы, говорить большие слова, высказывать большие мысли, привлекать внимание соответствующих органов, отбирать и отправлять туда предложения-мнения. Если ответа не последует, нужно задействовать различные социальные сети. Тогда народ тоже будет в курсе. Расширится поле общественного мнения.
Во времена Советского Союза в Алматы существовала пара центров, где можно было удовлетворить духовные потребности. Одним из них был Народный университет в музее М. Ауэзова. Университетом руководил наш уважаемый профессор Р. Бердибаев. Там проходили встречи со многими выдающимися людьми, замечательные вечера. Именно эта среда, эти разговоры вырастили нас. А теперь, если взяться за расширение таких замечательных вечеров, это станет одним из путей борьбы с заполонившими все сорняками. Разве это не духовное возрождение?!
Национальные ценности, национальное искусство должны возродиться в новом формате. Это требование жизни, в соответствии с духовным запросом, оно обновляется, возвращаясь к своему золотому истоку. Это закономерность. Наше национальное искусство должно стоять у истоков казахстанской культуры.
Мы видели и довольно хороших певцов, которые плакали: «Я скучаю по своему живому голосу». Их слезы, опьяненные кратковременной славой и известностью, произвели на меня впечатление, как слезы бушующего верблюда. Поэтому у тебя есть данный Богом талант и известность, теперь нужно продолжить это самоотверженным трудом. Следовательно, нельзя на мгновение забывать, что не только певческое искусство, но и весомая мысль, мнение в различных аспектах могут еще больше развивать искусство и вдохновлять народ.
Наш учитель, дорогой Акан – Акселеу Сейдимбек, будучи уверенным, что из него получится отличный музыкант, часто говорил, что ему пришлось внести вклад в различные сферы национальной духовности, заниматься наукой, многогранной деятельностью, возвышающей национальный дух. Следовательно, Аллах не отнимет у тебя данный талант, и тебе предстоит стать духовным борцом. Это был и завет Акана нам. Мы много дней совещались в этом направлении. Взамен Акан оставил нам сколько благородных вещей, служащих ориентиром для казахской духовности.
Это письмо («Искусство – это беседа с людьми» – Мусоргский) написано не от избытка ума, а от беспокойства за то, что высоты традиционного искусства, которое делает нацию великой, как твой отец и мать, снижаются, и от того, что облака застилают простор души.
Все проходит, пройдет и хан, пройдет и раб. Путеводная звезда, которая не введет народ в заблуждение, которая поведет его вперед – это твое чистое искусство, самобытная сущность, впитанные с силой твоего предка и молоком матери. Подумаем, друг мой!
С уважением, Кали САРСЕНБАЙ,
Заслуженный деятель Казахстана
Газета «Егемен Қазақстан»