Это то, о чем я начал размышлять, когда служил в армии. Место под названием Нерпичий Залив, расположенное на самой окраине Мурманской области, граничащей с Данией и Норвегией. Батальон военных строителей. Сорок родов людей. Среди этого разнообразия народов одна группа людей показалась нам близкой. Кавказцы, смуглые или светловолосые, с кудрявыми волосами, курносые, крупные, невысокие.
Но все говорили на языке, похожем на казахский. Сначала мы думали, что это горцы, живущие в Казахстане и хорошо владеющие казахским языком. Позже, расспросив, мы узнали, что наши горцы, которых мы считали земляками, были представителями карачаевских, балкарских, кумыкских народов Северного Кавказа и Дагестана. Один парень из Нарынкола по имени Аскар спросил:
– Тогда откуда вы знаете казахский язык? – и наши горные друзья растерялись.
– Мы говорим на своем языке, – ответили они, немного обидевшись.
Позже мы узнали, что почти все тюркские народы, живущие на Северном Кавказе и в Дагестане, за исключением азербайджанцев, говорят на диалектах одного языка, называемого ногайским, с незначительными различиями. А ногайцы, как оказалось, были обычными казахскими родами, которые отделились от казахов, а после падения Ногайской Орды вернулись и присоединились к казахам. Об этом свидетельствуют и широко распространенные в народе кюи «Ел айырылған», «Ноғай-қазақ айырылған», «Ноғай-қазақтың зары».
Однако в тот момент, для нас, ничего не знавших об этом, то, что кавказцы и дагестанцы говорили на языке наших казахов, было удивительным явлением.
Иногда кто-нибудь из карачаевцев, балкарцев или кумыков, взяв из столовой большой нож, зажимал его в зубах, снимал сапог и выходил в центр в одних чулках, чтобы танцевать. Другой, зажав между ног стул, стучал по нему, как по барабану. Среди них был один замечательный гармонист. Этот парень играл на гармони такую прекрасную, энергичную мелодию, что она трогала сердце человека. Остальные карачаевцы, балкарцы и кумыки хлопали в ладоши, подпевали и приветствовали танцующего парня.
– Дочери Тенизбая,
Когда дошло до «катырыма», –
без остановки танцевал танцор до конца длинной песни.
– Что значит «катырыма келгенде»? – спросили мы. Балкарский парень по имени Кайып ответил: – Это значит «когда я вспомню».
Казахское слово «қапер» иногда произносится как «қатер». «О, это здорово», – подумали мы и забыли. Однажды в нашу часть приехали командированные два десятка шоферов. Более половины из них были крымскими татарами. Однажды, проходя мимо них, когда они разговаривали между собой… я услышал казахскую мелодию.
– Вы из Казахстана? – спросил я, подойдя к ним.
– Нет, мы из Крыма, – ответил один из них, – Симферополь, Ставрополь.
Я чуть было не спросил, откуда вы знаете казахский язык, но вовремя прикусил язык. Позже, общаясь с ними, мы снова были поражены.
Когда крымский татарин по имени Сулеймен Абубекиров разговаривал с нами, один из казахов сказал:
– Спой песню.
Сулеймен, выпятив грудь, запел.
– Пошел в горы, набрал дров,
Не смог мой бык увести.
После того, как песня закончилась, один из парней спросил: «О чем эта песня?» Сулеймен посмотрел на нас с сомнением, как будто спрашивая: «Не считают ли они меня дураком?», посидел немного и начал объяснять.
– Пошел в горы, нарубил дров, когда грузил эти дрова в телегу, мой бык не смог ее увести, – вот что это значит. Что вы тут хихикаете? Вы хотите меня подразнить?
– А что такое «тана»? – спросил один из парней.
– Тана – это корова старше теленка, – сказал Сулеймен, – У нас к телеге запрягают корову.
Услышав это, веселый Аскар не смог сдержать улыбки. Сулеймен обиделся.
– Чему ты смеешься? – спросил он, схватив Аскара за воротник, – У кого-то что-то открылось?
И все это говорилось на чистом казахском языке. Мы разняли Сулеймена и Аскара, которые были готовы подраться.
Позже, когда я болел и лежал в госпитале города Североморска, я лежал в одной палате с представителем каракалпакской национальности. Он тоже посмотрел на меня… и заговорил на чистом казахском.
Вот то, что несколько народов Кавказа и Дагестана, крымские татары, каракалпаки говорили на моем языке, на казахском языке, было для меня большой загадкой, самой большой загадкой, которую я вынес из армейской службы. В 1976 году я поступил на филологический факультет педагогического института имени Абая в Алматы. Одна из больших загадок, мучивших меня, была решена здесь.
Предмет «историческая грамматика», изучающий историю письма и языка, вел выдающийся преподаватель Асхат Абилькаев. Он был человеком огромных знаний. Когда он подробно объяснял происхождение языков, тайны каждого слова, самые запутанные сомнения в душе рассеивались. Именно Асхат ага первым указал на огромные недостатки ностратической теории (Позже в этой области большой труд проделал рано ушедший из жизни ученый Серикбай Кондыбай, доказав, что многие лексические богатства в системе языков, называемых индоевропейскими, в конечном итоге являются словами древних и пратюрков).
Осень 1979 года. Мы студенты последнего курса. Мы проходим педагогическую практику в поселке Каргалы, за Шамалганом. Когда приближалось время возвращаться в Алматы, мы устроили небольшой дастархан и пригласили на угощение нашего наставника Асхата ага. Он не отказался, посчитав нас студентами. Пришел.
– Вы теперь коллеги, через пять минут, – сказал он и выпил с нами коньяк.
Затем, расслабившись, он долго и откровенно беседовал. Это был совершенно иной разговор, чем те, что он вел раньше в аудитории.
– Ага, мы хотим узнать вот что, – сказал один из парней. – Тюркские народы легко понимают друг друга в устной речи. Но они не могут читать письменность друг друга. В чем причина?
Я тоже вспомнил балкарских, карачаевских, кумыкских братьев, с которыми делил трапезу во время службы в армии, и рассказал кое-что.
– Ваши вопросы обоснованны, – сказал Асхат ага.
– Затем, немного подумав, он говорил, тщательно подбирая каждое слово.
– Дети, я прошу вас, не повторяйте мои слова где-либо, не провоцируйте и не попадайте в неприятности. Знайте, но храните в себе. Я расскажу вам то, что знаю. Некоторые мои слова могут быть ошибочными. Просто примите мои слова как принципиально верные. Когда время изменится и правда откроется, вы сами дополните мои слова.
Короче говоря, произошло следующее. После революции в Крыму Исмаилбек Гаспринский, в Казахстане такие личности, как Ахмет Байтурсынов, Алихан Бокейханов, Джаханша Досмухамедов, подняли лозунг пантюркизма. Позже к этому лозунгу присоединился первый президент Турции Кемаль Ататюрк. В это время был принят общий латинский алфавит для всех тюркских народов. Позже, как вы сами знаете, движение Алаш и крымское тюркское движение – все было разгромлено. Вскоре единый алфавит был упразднен, и все тюркские народы были переведены на алфавит, называемый кириллицей, который мы используем сейчас. «Гениальные» русские филологи, сидевшие рядом со Сталиным, «создали» для каждого народа разные национальные алфавиты. Цель – сделать так, чтобы не только тюркские, но и все братские, кровные народы не могли понимать друг друга, максимально отдалить их друг от друга. Отсюда и происходит то, что кумыки, карачаевцы, балкарцы, гагаузы, живущие в Молдове, ногайцы и казахи, крымские татары, свободно разговаривая друг с другом, не могут узнать написанное друг другом на камне. Вот что я знаю, мои дорогие. Еще раз повторяю, вам не нужно повторять мои слова. Это для вас. Я человек преклонного возраста. А ваше будущее еще впереди…
Через несколько лет почетный учитель скончался. Когда мир снова перевернулся, Советский Союз распался, и многие народы, входившие в состав империи, обрели независимость. Мы находимся в центре этих народов, освободившихся от железных оков России, а затем и Советского Союза. Суверенная Республика Казахстан.
Менее чем через год после обретения независимости мы все выяснили. Хотя Асхат ага допустил ошибки в некоторых деталях, по сути, он был прав. Он услышал, выяснил многое, многое предположил сам. Теперь давайте кратко напомним читателю то, что он уже знал.
Война, начавшаяся между Россией, Австро-Венгрией и Германией в 1914 году, в конечном итоге переросла в Первую мировую войну. В это время Генеральный штаб германской армии, с целью развала Российской империи изнутри, через Финляндию, в обход, доставил в Петроград русских революционеров, находившихся в эмиграции в Швейцарии, во главе с Лениным. Дальше известно. Вождь обещал крестьянам: «Если мы свергнем империю, всю землю разделим между крестьянами. Навсегда». Рабочим он обещал: «Заводы и фабрики разделим. Навсегда». Он также «распределял счастье», говоря, что в период социализма государство исчезнет. Эти простые лозунги дали удивительный результат.
Многомиллионная армия России состояла из крестьян. Солдаты, поверившие обещаниям Ленина, бросили фронт и спешили в свои села, чтобы скорее разделить землю. Конечно, они не бросили винтовки, офицеров, пытавшихся остановить бегущих солдат, они кололи штыками и убивали. Таким образом, Западный фронт был разрушен и уничтожен, и немецкая армия без всякого сопротивления легко захватила российские земли. Немцы дали Ленину строгое указание: «Ты распустишь Российскую империю, и если выполнишь это, мы разрешим тебе разграбить все богатства России, никто не будет тебе мешать извне, потому что мы будем тебя защищать». Ленин беспрекословно выполнил указания своих хозяев, и после победы революции провозгласил: «Российская империя уничтожена, теперь страна свободна, расходитесь».
Среди этих «разошедшихся» народов только Финляндия, бывшая колония России, обрела истинную свободу и независимость. Остальные страны, народы, нации были вновь залиты кровью и объединены. Причина этого была следующей.
Осенью 1918 года Германия, не выдержав натиска объединенных союзников, потерпела поражение и, в результате унизительных переговоров, подчинившись унизительным условиям Америки и Англии, лишилась суверенитета. Ленин, избавившись от своего хозяина, посадившего его на трон, стал совершенно другим человеком. Забыв прежний лозунг «В период социализма государство исчезнет!», он начал пропагандировать идею восстановления Российской империи в прежних границах. В конце концов, победив Белую гвардию и устранив ее, он вновь колонизировал бывшие колонии империи. Вот так, призрак великого единения, родившийся между Октябрьской революцией 1917 года и поражением Германии в 1918 году, был движением алашских тюркистов.
Уважаемый читатель, вы читаете не ошибочно. Это действительно был призрак великого единения, Великого Тюркского каганата. Посмотрите на карту. Если провести прямую линию от Актау, то за Каспийским морем (у нас Хазарское море, или Кок дария, или Абескунское море) вы выйдете к Махачкале – столице Дагестана. В Дагестане живут кумыки, карачаевцы, балкарцы. Если немного свернуть налево, то есть в сторону Ирана, вы выйдете к Баку, столице Азербайджана. А сам Азербайджан – это страна, возникшая во время войны между Ираном и Россией. Проигравший войну Иран, разделив пополам подвластный ему Азербайджан (тюркской национальности), отдал России. То есть, половина Азербайджана со своей землей, водой и лесами находится в составе нынешнего Ирана. За Азербайджаном – Нахичевань. А за Нахичеванью – великая Турция. Если выйти из Стамбула и пересечь Черное море, вы снова выйдете в Крым, населенный тюркской национальностью.
К северо-западу от Казахстана живут тюрки Поволжья – татары, башкиры, марийцы. В Сибири – алтайцы, телеуты, хакасы, тувинцы, барабинские татары, якуты, а за ними еще множество тунгусских тюркских народов. Если бы все это использовало один алфавит, то со временем возник бы «второй чагатайский язык». Конечно, Ленин испугался такого мощного единения и начал предпринимать все усилия, чтобы предотвратить это. Его верный ученик Сталин продолжил это «благое» дело и в итоге разрушил великую тюркскую идею. Дальше известно из учебников. Деятели тюркской национальности в разных местах были расстреляны, повешены, тюркское сознание было стерто до неузнаваемости. Мы до сих пор не знаем точного числа тюркских народов, проживающих на территории Советского Союза. Статистические данные скрываются как во времена Советской власти, так и сейчас. Мы знаем, что нас много. Но сколько? Неизвестно.
Каковы последствия смены письма? Например, у нас было собственное письмо. Оно называется древнетюркским письмом. У нас нет шумерологии. Иначе, есть сомнение, не имеем ли мы доли в шумерской культуре, шумерском алфавите, письменном наследии. Олжас Сулейменов намекает на это в своей книге «Глиняная книга».
Возможно, у скифской (канглийской) национальности, господствовавшей и правившей на евразийских степях, тоже было собственное письмо. Потому что в природе древнетюркского письма прослеживаются признаки тысячелетнего развития.
Уважаемый читатель, трагедия смены алфавита заключается в забвении прежнего наследия. Алфавит меняется, тексты, написанные этим алфавитом, уничтожаются. Например, простой народ сейчас не может читать памятники, написанные древнетюркским или сары-уйгурским письмом. Эти тексты теперь являются уделом только ученых. (В этой связи вспоминается шутка нашего Асхата Абилькаева: «В Казахстане есть только один знаток древнетюркского – это профессор Томанов!»). Наше древнее письменное наследие на древнетюркском языке является «собственностью» западных, русских ученых. Они читают, анализируют, выносят суждения. (Не спорьте с ними, да хранит вас Бог!). Теперь тюркская династия, переселившись с берегов Орхона и Енисея, заняла нынешний Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, на западе – оба берега Каспийского моря, Кавказ и Восточную Европу. В это время тюркская национальность, подвергшаяся урбанизации, перешла на арабскую письменность. То есть, надписи на камнях остались на берегах Орхона и Енисея, Селенги и Керулена как знаки непонятной цивилизации.
На арабской письменности расцвела тюркская национальная наука и культура, были запечатлены самые выдающиеся, самые возвышенные образцы тюркской мысли на арабском языке. Затем письменность снова изменилась… снова изменилась… и изменилась. А с каждым изменением прежнее наследие, как мы сказали выше, становилось достоянием истории.
Самая большая попытка унификации письма и языка, приведения их к единому виду, была предпринята во времена Золотой Орды. Чагатайский язык – величайшее достижение филологов Золотой Орды. Невероятно, но навык письма в чагатайском стиле сохранился у казахов до 70-х годов прошлого века. (Когда читаешь письмо, написанное в чагатайском стиле, твое сердце трогает уважение и почтение к адресату, и на глаза наворачиваются слезы. Когда же казахи утратили такую скромность, такое уважение и почтение друг к другу. Мы научились писать письма в советском стиле, в стиле советских указов. В таких письмах, резких и сухих, кроме информации, ничего нет).
Перед Казанской революцией, и некоторое время после нее, у нас было «прямое письмо». Казахское слово писалось арабской буквой. Сейчас его знают и могут читать только филологи и исследователи-любители, которые специально занимаются этим вопросом. Затем мы перешли на латинский алфавит. Через короткий период мы перешли на кириллицу.
Как мы видим, с каждым изменением письма, алфавита, наследие предков исчезает. Было бы преувеличением сказать, что оно исчезает с лица земли, но оно точно исчезнет из памяти поколений, станет уделом только специалистов-филологов. В этой связи вспоминается история, прочитанная в книге. Известный ученый Дж. Черчвард, высокопоставленный офицер колониальной армии англичан в Индии, выходец из масонского рода, однажды, осматривая хранилище древних письменных памятников, принадлежавших сподвижникам, наткнулся на глиняные книги, сваленные в угол, как гора. Он спросил у сподвижника, который сопровождал его и показывал дорогу: «Что это, почему вы свалили это в угол?» «Совершенно устаревшие, непонятные письмена. Никто не может прочитать эти книги, потому что никто не знает этого письма. Это давно забытый алфавит. Поэтому мы их выбросили, так как они были не нужны», – ответил сподвижник. Дж. Черчвард сказал: «Тогда почему бы вам не отдать эти книги мне?» «Берите», – ответил сподвижник. Дж. Черчвард, будучи знатоком древних письменностей и алфавитов, взял эти книги, прочитал их и раскрыл тайну текста. Так были опубликованы сенсационные сведения о континенте Му, процветавшем на территории нынешней Австралии, центре Золотой Империи, возникшей задолго до Атлантиды, более ста тысяч лет назад, и о том, что Уйгурский каганат отделился от Золотой Империи, обретя независимость, когда пришло время.
Когда-то хан Хубилай принял решение о переводе китайского иероглифического алфавита, непригодного для письма, на обычный звуковой алфавит. Тогда восемнадцать тысяч китайских ученых выступили против этого решения, яростно сопротивляясь грозному хану. Хубилай в гневе приказал привести ученых во дворец и поставил перед ними два условия. Первое: согласиться на реформу, принять новое письмо, таким образом, остаться в живых. Второе: остаться при старом письме, умереть. Таким образом, были обезглавлены восемнадцать тысяч ученых, и Китай сохранил свое старое письмо, как пишут в старых памятниках. Кто знает, возможно, китайские историки, склонные к гиперболам, преувеличили, и были казнены не восемнадцать тысяч ученых, а восемнадцать ученых.
Однако даже в этом случае из этой притчи ясно видно, что китайский народ верен своим предкам, готов пойти на смерть ради сохранения традиций. Конечно, этот конфликт между Хубилаем, выходцем из монголов, и китайскими учеными имеет глубокие корни. Об этом мы поговорим позже, когда придет время. Здесь мы говорим о другом. Мы сравниваем письменную культуру, историю и судьбу алфавитов двух разных народов – великой тюркской и великой китайской наций. Конечно, Китай тоже многое потерял. Во время Культурной революции тоже происходили ужасные вещи, такие как сжигание книг, уничтожение наследия предков. Однако сохраненная Китаем культура огромна. Мы, тюркская нация, чей алфавит менялся сорок раз, не можем сравниться с китайцами, даже приблизиться к ним.
В 1989 году по специальному приглашению ректора консерватории Дуйсена Касейнова в Алматы приехал вьетнамский ученый Ван Нам и прочитал лекции в течение месяца. Сначала мы думали, что он приехал из Вьетнама. Оказалось, нет. Ван Нам приехал из Кабардино-Балкарии, расположенной в Дагестане. Позже, общаясь с ним, он рассказал историю своей жизни. Приехав из Вьетнама, он учился в Москве, женился на русской девушке и, наконец, по направлению отправился в Нальчик, столицу Кабардино-Балкарии. После лекции он приходил в наш кабинет фольклора, мы пили чай и долго беседовали.
Однажды:
– Интересно, вы говорите почти на балкарском языке, – сказал Ван Нам. – Балкарцы изначально были одним народом. Одна из двух племен была присоединена к черкесам и образовала одну республику, а вторая была присоединена к кабардинцам и образовала другую республику. Название города, в котором я живу, не Нальчик, а Иналчик. Один тюрколог объяснил мне, что «Иналчик» на древнетюркском языке означает «хан», «правитель», а нынешняя столица Нальчик изначально была всего лишь «Иналчик», то есть «село хана», «зимняя ставка хана», а теперь она выросла и превратилась в город.
– Хан Отрара, убитый Чингисханом, был Иналчи Кадырхан, – сказал я.
– Интересно, – сказал Ван Нам, качая головой, – Это интересно.
– Что интересно? – спросил я, – Все они – казачьи, тюркские роды, расселившиеся до Кавказа во времена Золотой Орды…
Да, так и было, уважаемый читатель. Династия, которая отправилась в качестве наместника-инала в Кавказ во времена Золотой Орды и держала в подчинении сорок родов Кавказа, под натиском времени, обрушившегося на тюркскую нацию, оказалась под пятой России, измученная веками гнета империи, и в конце концов, оказалась в положении второстепенного народа, ниже чеченцев и ингушей, армян и грузин по своему уделу и чести.
Крымский народ, потрясший Европу, не раз нападавший на саму Россию, заставлявший трепетать Речь Посполитую (объединенное королевство поляков и балтийских народов), постигла такая же участь. Сначала его лишили суверенитета, а затем в 1941-1942 годах весь народ, называемый крымскими татарами, был переселен в Казахстан. Конечно, в этой небольшой статье невозможно перечислить все преступления Российской империи и ее наследницы, тоталитарной советской империи.
Мы сказали это, когда представился случай. Теперь, сегодня, наш Елбасы, очень серьезный, осторожный, медленно и уверенно идущий в своей внутренней и внешней политике, взялся за особое дело. Теперь наш алфавит изменится. Алфавит изменится, и таким образом мы снова породнимся с нашими братскими народами, рассеявшимися по четырем сторонам света, семью эпохами, сделаем шаг к общей культуре. Это была заветная мечта наших дорогих братьев Ахмета, Алихана, Мустафы, Джаханши, Магжана, Миржакипа, крымских националистов во главе с Исмаилбеком Гаспринским, и других деятелей тюркской национальности, чьи имена мы не знаем. Они не смогли достичь этого. Вот мы сегодня продолжим это дело.
Конечно, изменение алфавита – очень трудное дело. Еще будет много ошибок, компьютеры будут «плавать» из-за изменения программ, при переводе письменного наследия, созданного на кириллице, на новый алфавит, будет много спотыканий. Все это будет. Но все это пройдет. Пройдет и уйдет. Как сказано в религиозной книге: «Достигнув нового неба, ты не вспомнишь о прошедшем небе, и не будешь сожалеть о нем».
Пусть новый алфавит принесет благословение, братья.
Таласбек АСЕМКУЛОВ, 2013 год
Газета «Егемен Қазақстан»