Возникает необходимость возрождения национальной идеологии, которая поможет сформировать национально-духовный мир, не становясь жертвой скрытой политики, направленной на уничтожение национальных ценностей казахского народа. Теперь вопрос в том, как заложить фундамент национального и государственного самосознания в процессе воспитания молодежи?
В нашем обществе, особенно среди молодежи, сформировалось представление: «Лишь бы заработать деньги, и я достигну счастья». Если нет возможности разбогатеть честным путем, то придется зарабатывать деньги и нечестным путем. А молодежь, идущая таким путем, конечно, деградирует, измельчает, и ее будущее, несомненно, будет туманным. Интеллектуал Алаш Ахмет Байтурсынулы:
Продав честь и совесть за деньги,
Деградировавший народ, лишенный человечности.
Будет ли он сострадать близким, переживать за них,
Душа – скот, близкий – скот, раб скота?! Такие мудрые слова веками пробуждали и вдохновляли сознание человека. Мировая история постоянно доказывает, что страны, воспитавшие патриотичное, государственно мыслящее поколение, имеют прочное будущее. Для этого, на основе воспитания, пропаганды и идеологии, в первую очередь необходимо возродить работу по пропаганде взглядов казахских мыслителей с точки зрения религии, национально-религиозной идентичности, преемственности религии и традиций. Говоря о влиянии чуждых идеологий, мы, конечно, не должны забывать, что за ними стоят другие интересы и ценности. Есть аспекты в мнениях некоторых религиозных групп, сеющих раздор в обществе в последнее время, которые никогда не будут соответствовать нашим интересам.
То, что политические интересы преобладают над религиозными, очевидно, как день! Как говорится, «клин клином вышибают», мы можем противостоять им только с помощью наших национальных ценностей. Надо сказать правду, казахи – народ, подвергшийся гнету советской власти. Поэтому, пока не будут восстановлены духовно-культурные ценности казахского народа, невозможно избавить его от духовного застоя и психологии рабства. Как говорил А. Бокейханов: «Служение нации, народу – это не от ума, а от характера». Поскольку религия и образование имеют особое значение в формировании национального характера казахского народа, я считаю, что настало время направить религиозную проповедь и систему образования в этом направлении – в соответствии с национальным самосознанием казахов.
Мыслители, пропагандировавшие казахскую национально-религиозную идентичность, такие как А. Кунанбай, Ш. Кудайбердыулы, М. Копейулы, Г. Караш, С. Гылмани, сыграли роль кодекса национальной чести в духовной истории казахского народа и смогли сформировать моральные принципы. Поэтому, рассматривая творчество этих ученых, мы должны обратить внимание на их соответствие аятам Корана и хадисам пророка. Ведь то, что они глубоко понимали религиозные тексты и смогли донести их до народа доступным языком, соответствующим требованиям и потребностям народа, свидетельствует о том, что они были выдающимися личностями, учеными, знавшими язык своего времени. Основу их произведений составляют вопросы национального самосознания, религиозных взглядов, воспитания, человечности. Например, Садуакас Гылмани смог раскритиковать недостатки своего времени:
Добро и зло забыты,
Бессовестные, бросаясь в омут.
Нет ни чести, ни надежды,
Кругом одни полуумные.
Хотя в советский период поэзия жырау исследовалась всесторонне, идея независимости, проблема борьбы с чуждыми идеологиями не были включены в объект исследования. Жырау, мечтавшие о независимой, свободной стране в различные исторические периоды, пережитые казахами, были литературой, напрямую связанной с национальной идеологией, искусством слова. Нет литературы, стоящей вне нации, и если жырау были одними из создателей этой литературы, то они смогли ясно выразить основы национального духа и самосознания в своих произведениях. Кроме того, 400-страничный труд Шади Жангир-улы «Назым Сияри Шарип», посвященный благородной жизни пророка, был изложен на плодотворном казахском языке. Этот труд, опубликованный в Ташкенте в 1914 году, переиздавался в Казахском городе четыре-пять раз в течение десяти лет, широко распространялся среди народа и утолял духовную жажду. Сам Шади Жангир-улы в своем размышлении о времени:
«…Да поможет АЛЛАХ,
Не сбивая с праведного пути,
Не превращая в заблудших,
Делая другом Иблиса.
Не оставляя сбитыми с праведного пути,
Без веры.
Укажи свой праведный путь
Тем, кто заблудился.
Прямой путь, проложенный предками,
Мазхаб Имама Агзама,
Соединяет обычаи и традиции моего народа
С шариатом.
Благородные Предки
Крепко держались своей религии,
Передали прямой путь
В завет потомкам.
Спустя годы
Душа моя сильно болела,
Из-за давления времени
Мы сбились с пути предков.
Разве это не причина,
Что счастье покинуло нас,
Мой народ, потеряв путь,
Заблудился…». Следовательно, эффективность воспитания зависит и от авторитета людей, подающих пример. О. Сулейменов говорил: «Жырау – не просто певец народа, он мудрый идеолог. Это певец-воин, способный побудить людей следовать за великими личностями». Поэтому этот вид искусства необходимо исследовать с точки зрения религиоведения, истории, литературоведения, а также в сравнительном аспекте, не разделяя их, и внедрять в информационно-разъяснительную работу. Как говорится, «кто говорит Аллах, тот не будет страдать, путь истины не бывает трудным», молодое поколение, выросшее на традиционном религиозном мировоззрении казахов, никогда не примкнет к радикальным группировкам. Это также одна из мер профилактики против религиозного экстремизма. Только возродив свою духовную историю, богатый духовным опытом казахский народ сможет сохранить свою уникальную сущность.
Глава государства подчеркивает, что «на пути возрождения мы должны возродить благородные качества, унаследованные от предков, впитанные в нашу кровь, которые сегодня пульсируют в наших жилах».
Бахтияр Алпысбаев,
религиовед