Только в стране, где царит закон, возможны светскость, процветание, рост. А чтобы закон господствовал, он должен постоянно обновляться в соответствии с жизнью общества. В нашей стране в последнее время часто возникали проблемы, связанные с религией, и наблюдались протесты. Волнующий народ вопрос привлек внимание власти и законодательных органов, и была начата фундаментальная работа. Каковы же направление и цели нововведений? Мы задали интересующие нас вопросы заведующему кафедрой религиоведения Евразийского национального университета им. Л. Гумилева, кандидату философских наук, религиоведу Кеншилик Тышхану.
– Прежде всего, в начале беседы объясните, пожалуйста, зачем нужен закон. Каковы особенности закона о религии?
– Любое современное светское общество, даже общества, которые считают принципы какой-либо религии преобладающими, регулируют общественные отношения нормами светского права. Это – общая особенность цивилизованного общества. Закон нельзя понимать как путь против религии или как альтернативу. Это – регулирующий механизм для любых отношений в повседневной общественной жизни, для блага человека. Поэтому невозможно представить современное общество без закона.
В нашей стране также интенсивно идет процесс законодательного регулирования отношений между государством и религией. Только в 2011 году был принят закон «О религиозной деятельности и религиозных объединениях», который упорядочил деятельность религиозных объединений. Это была измененная версия закона, принятого в 1992 году, в связи с требованиями времени. Причинами этого следует считать изменение религиозной ситуации в стране, появление течений, формирующих некоторую нестабильность, наносящих ущерб духовному единству страны, увеличение числа пострадавших от деструктивных религиозных групп и даже действия, угрожающие государственной и общественной безопасности. Однако нельзя сказать, что с принятием указанного нового документа все проблемные вопросы в сфере религии нашли свое решение.
– Теперь расскажите, почему в закон о религии были внесены дополнения. Какие особенности или отличия можно увидеть между предыдущим законом и нынешней новой версией?
– Возросшая в последние годы активность радикальных групп и появление международных экстремистских организаций в нашей стране показали, что законодательство, касающееся религии, все еще нуждается в совершенствовании. Это показало, что последствия могут быть огромными, если государственные учреждения не будут строго контролировать и своевременно регулировать сферу религиозной деятельности. Поэтому формирование законодательных механизмов, присущих светскому государству, способных в равной степени защищать права и свободы всех членов гражданского общества, является для нашего общества первостепенной задачей. К тому же, к таким шагам подталкивают такие проблемы, как отсутствие единого направления в религии, рост нетерпимости между религиозными организациями и группами по отношению к принципам светскости, нарушение единства среди народа.
Это не означает, что все ранее принятые законы и нормы стали непригодными для нынешних условий. Следует понимать это как дополнение тех требований, совершенствование тех норм. Однако требования становятся яснее. В новых дополнениях, охватывающих даже нормы религиозной проповеди, поведения, одежды, государственная позиция становится более понятной, а требования уточняются.
– По ходу разговора, расскажите подробнее об указанных дополнениях и приведите ваши данные.
– Конечно, перечень дополнений весьма обширен. Тем не менее, если я расскажу о нескольких наиболее важных, то по новым дополнениям введены ограничения на ношение одежды, скрывающей лицо человека. Это не нарушает и требований самой религии. К тому же, это очень эффективное требование для контроля общественной безопасности, для опознания человека. Вместе с тем, государство намерено регулировать вопрос получения религиозного образования за рубежом на определенном уровне. Это, в свою очередь, является крайне необходимой мерой для предотвращения подрыва страны путем посещения частных религиозных учебных заведений и впитывания различных идеологий. Получение религиозного образования в других странах будет разрешено только после совершенствования базового религиозного образования в конкретно определенных религиозных учебных заведениях нашей страны. Вместе с тем, будут установлены конкретные требования к вовлечению несовершеннолетних в религиозные обряды, к определению понятий, касающихся религиозных объединений.
Еще один важный момент, который стоит отметить, это запрет на заключение брака только по религиозному обряду без необходимости официальной регистрации, хотя это предложение было исключено из законопроекта. Это предложение было внесено в соответствии с жалобами женщин, пострадавших от таких ситуаций.
Например, сколько девушек, тайно заключив брак в мечети без ведома родителей, впоследствии были оставлены мужьями, сказавшими трижды «талак». Дети, оставшиеся сиротами при живых родителях, и вдовы не могут получить ни копейки от бывших мужей.
Хочу особо подчеркнуть, что все это было учтено, исходя из произошедших до сих пор негативных явлений, а также с учетом опыта других стран, как ближних, так и дальних. Поэтому нет оснований полагать, что это вызовет непонимание среди граждан и среди последователей определенных религий. Ведь в нашей стране, где проявляется максимальное уважение к принципам традиционных религий и деятельности религиозных учреждений, невозможно принятие мер против религии в целом, религиозных убеждений или верующих.
– Из ваших слов следует, что отныне будут запрещены последователи деструктивных религиозных течений, вызывающих протест у большинства?
– Действительно, в последнее время высказывается очень много мнений относительно чуждых течений. Среди них есть такие мнения, как «Это свобода вероисповедания», «Это идеология», «У них нет конкретных адресов», «Это не религиозные организации». Однако, если учесть частую причастность сторонников и последователей этих течений к нетерпимости и терроризму, то принятие определенных строгих мер в отношении указанной группы, выступающей против традиционного ислама для нашей страны, было бы весьма уместным. Тем не менее, активность представителей этого течения, обращение некоторых последователей к традиционной религии, результативная работа информационно-пропагандистских групп, активно действующих в нашей стране, свидетельствуют о том, что можно бороться с идеологией указанной организации и даже противостоять ей другими альтернативными путями. Поэтому законодательные механизмы могут быть задействованы только в случае, если нынешняя работа не принесет результатов, и если число представителей течения возрастет или возрастет их нетерпимость.
– Насколько принятие обсуждаемого нами правового документа может повлиять на религиозную ситуацию в стране?
– Улучшение ситуации зависит от контроля и исполнения закона. Есть надежда, что дополнения, внесенные в эти законодательства, внесут свой вклад в позитивное изменение религиозной ситуации. В частности, ожидается, что будут урегулированы ряд актуальных тем, в том числе взаимоотношения государства и религиозных объединений, получение религиозного образования за рубежом, прекращение сокрытия лица, финансовая прозрачность религиозных объединений перед обществом.
– Спасибо за беседу!