Караван искусств тюркского народа, кочевавшего по богатым степям, прибыл в город Талдыкорган. В центре земли обетованной звучали песни и лились мелодии кюев. Могущественное искусство музыки, духовно объединяющее народы с общими корнями и песнями, восхитило слушателей. Слова русского мыслителя Потанина: «Мне кажется, вся казахская степь поет», – еще раз подтверждают уважение казахского народа к искусству. Доказательством тому служит международный фестиваль традиционной музыки, проводимый впервые.
С древних времен тюркские народы считают казахский народ знаменосцем национального искусства. Ведь немногие народы так прославляют свои традиции и почитают национальные инструменты, как мы. Его благородная сущность, тоска, пронзающая сердце, нежные струны души, печали и радости – все это заключено в ритмах песен и кюев. Если мы не поднимем на должную высоту бесценное наследие предков, оно, несомненно, оставит след в наших костях. В этом плане огромную значимость имеет программная статья Елбасы Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». Она вносит особый вклад в повышение статуса нашей культуры и возрождение забытых воспоминаний. В рамках этой статьи в нашем регионе реализуется множество благих дел. Управление культуры, архивов и документации области представило 28 масштабных проектов, основанных на модернизации общественного сознания. Одним из этих проектов является этнофестиваль «Вечный мотив Вечной страны».
Цель международного фестиваля – объединение культур родственных тюркских народов, всестороннее продвижение их песен и мелодий, кюев и музыки, эпоса, а также возрождение всех жанров традиционной музыки, особенно мелодий, исполняемых на редких, забытых инструментах. Само проведение фестиваля в Семиречье имеет особое значение. Почему? Потому что всем известно, что в исполнительской традиции народной песни выделяют Аркинскую, Семиреченскую и Западно-Казахстанскую школы. Среди них Семиреченская школа считается богатейшим кладезем народных песен, особенно старинных казахских мелодий. Вклад великих мастеров, живших здесь, в чистое искусство сегодня будто оживает. Достаточно назвать таких выдающихся представителей семиреченского певческого искусства, как Жамбыл, Кенен, Капез, Пышан, Данеш Рахишевы.
Гости, стремившиеся внести свой вклад в проведение этого знаменательного фестиваля на высоком уровне и сохранить единство тюркской культуры, были безмерно рады. Около пятидесяти артистов из семи государств, вооружившись инструментами, прибыли в полной готовности. Своим участием украсили мероприятие Ирфан Гюрдал из Турции, Расим Фасихов из Татарстана, Равшанжан Юнусов и ансамбль «Абосс» из Узбекистана, Юлияна Кривошапкина из Якутии, Игорь Кошкендей из Тувы и группа «Акак» из Кыргызстана. Также не остались в стороне этно-фольклорные ансамбли «Адырна» и «Сазген», отличающиеся сложными ритмическими узорами, и квартет «Кобыз сарыны».
Среди тех, кто посвятил себя традиционному пению и его популяризации в нашей стране, свои таланты продемонстрировали Алмас Алматов, Кунсулу Турикпен, Ерлан Рыскали, Мухаммедали Бекпейисов, Сауле Жанпеисова, Ардак Исатаева, Нуржан Жанпейисов, Казбек Адыкеев, Макпал Токтаганова, Бейбит Мусаев, Бакберген Аскарбеков.
В первый день двухдневного фестиваля для студентов и молодых артистов были проведены мастер-классы. Представители каждой страны рассказали об истории происхождения своих национальных инструментов и их устройстве. Первой выступила хомусистка из Якутии Юлияна Кривошапкина:
– Один из инструментов, который якутский народ высоко ценит и почитает, – это хомус. Этот инструмент в основном используется для сопровождения песен и танцев. В народе встречаются хомусы с двумя язычками. Для усиления звука мастера изготавливали мундштук из листового металла и называли его турбалах хомус и трубчатый хомус, – сказала она.
Узбекский дойрист Равшанжан Юнусов сразу же продемонстрировал свою близость к танцу. Талантливый певец из Тувы Игорь Кошкентай исполнил народные песни, исполняемые горловым пением, такие как сыгыт, каргыраа, хормей.
– Это древний музыкальный инструмент всего тюркского народа. Бозанчи имеет маленькую круглую головку и довольно длинную шею. Его особенность в том, что у него нет ладов. Всего четыре струны. Общая длина более 1 метра. Играют на бозанчи смычком. Звук похож на мычание теленка, – сказал тувинский певец. Возможно, казахский народ, глядя на мотив этого инструмента, говорил: «Не мычи, как бозанчи», «Мычащий бозанчи». Оказывается, этот инструмент имеет разные виды.
В завершение мастер-класса Алмас Алматов, представивший казахское искусство сказаний на европейской сцене и признавший его как бесценное сокровище человеческой культуры, и турецкий термеши Ирфан Гюрдал исполнили отрывок из дастана «Кёроглы». Они подчеркнули, что дастан является общим для всех тюркских народов, и рассказали о ярких моментах этого легендарного произведения.
Далее фестиваль продолжился во Дворце языков. Руководитель областного управления культуры, архивов и документации Акан Абдуалиев выслушал мнения и предложения участников. Причина проведения этого праздника заключалась, с одной стороны, в содействии развитию национального, фольклорного искусства, а с другой – в обсуждении проблем, препятствующих развитию тюркского искусства. Среди собравшихся за «круглым столом» артистов первой выступила художественный руководитель ансамбля комузистов «Акак» Ирина Суюркулова.
– Музыкальное наследие казахского народа очень богато. Я восхищаюсь вашим уважением к национальному искусству. Поэтому я обучила своих учеников кюям нашего предка Курмангазы «Ак сак киик», «Балбырауын», которые являются безмолвными пульсами казахской жизни. Мы подготовили эти кюи и для сегодняшнего гала-концерта, – сказала она, с гордостью рассказав о заботе своей страны о национальном искусстве.
Ардак Исатаева и Нуржан Жанпейисов, возвеличивающие казахское песенное искусство, являющееся вершиной традиционного искусства, подняли вопрос о забвении искусства жырау и необходимости обучать подрастающее поколение этому искусству. Ерлан Рыскали, представитель Аркинской певческой школы, берущей начало от Сегиз Сери, Биржана сала, Акана сери, отметил необходимость всестороннего изучения традиционного искусства.
– Очень нужны специальные программы, которые бы улучшили положение традиционного искусства. Было бы замечательно, если бы проводилось больше таких благотворительных мероприятий. Тогда источник нашей национальной культуры никогда не иссякнет, – сказал Ерлан Рыскалиулы. С этим мнением согласилась и заслуженный деятель Казахстана Сауле Жанпеисова. Она сказала:
– Мы организуем множество мероприятий с целью поиска и возрождения произведений ранее неизвестных кюйши и певцов. Я считаю, что в каждом университете должна быть открыта кафедра пения. Когда мы выступаем на сцене, мы должны петь вместе с народом. Тогда он проявит интерес к национальному искусству. Сегодня мы проводим множество международных конкурсов традиционных песен. Я приглашаю сюда собравшихся артистов на предстоящие конкурсы, – завершила она свою речь.
Акан Жылкышыбайулы внимательно выслушал высказанные мнения и предложения и пообещал провести соответствующую работу в будущем.
Церемония закрытия фестиваля состоялась во Дворце культуры имени И. Жансугурова. Театрализованным представлением открыл концерт, посвященный этому грандиозному празднику, фольклорно-этнографический ансамбль «Талдыкорганские мелодии». Заместитель акима области Жаксылык Омар, выступивший инициатором такого благого начинания и его проведения в Семиречье, вышел на сцену и пожелал артистам удачи.
– Благодаря политике Елбасы тюркские народы объединились и собрались на большом празднике. Я рад, что он начался в этом благословенном крае, называемом землей обетованной, в областном центре. Мы всегда уважаем искусство тюркских народов с общими корнями. Я не сомневаюсь, что мы не только будем убаюканы песнями и растроганы кюями, но и глубоко погрузимся в глубины великого искусства музыки, – сказал Жаксылык Мукашулы. Затем он наградил участников фестиваля благодарственными письмами и вручил памятные подарки с изображением символа международного этнофестиваля «Вечный мотив Вечной страны».
На концерте, начавшемся с духовных песен, артисты нашей страны и звезды братских стран исполняли песни и кюи. Они играли на множестве музыкальных инструментов, таких как домбра, сырнай, шертер, балама, кыл-кобыз, тар, кеманча, кавал, хомус, игиль, словно оживляя исторические произведения. Мелодии, вышедшие из такого великого наследия тюркоязычных народов, тронули жителей Семиречья, а артисты были удостоены теплого приема зрителей.
Очевидно, что единство народа делает национальное искусство жизнеспособным. Сегодняшний праздничный вечер, похоже, еще раз это подтвердил. В конце чудесного вечера, наполнившего священную сцену звонкими кюями, мастера искусства вместе исполнили «Алкиссу» народного артиста Нургисы Тлендиева, ставшую любимой песней народа.
Если оглянуться назад, то у тюркских народов, единых по крови и облику, есть не только единство языка, религии, верований, но и гармония в искусстве. Духовное наследие, точно затрагивающее струны человеческого сердца, занимает особое место. Яркие краски песен и кюев приятны слуху. Каждая песня, исполненная на этом фестивале, предстала как отражение быта и истории всего тюркского народа.
Мухтар КУМИСБЕК