Приближается избирательная кампания в соседнем Кыргызстане. По мере приближения дня выборов власть в стране теряет рассудок и благоразумие, подталкивая к заявлениям, которые наносят ущерб национальному единству и добрососедским отношениям, а также наносят вред братским отношениям. В субботу на церемонии вручения наград гражданам страны за вклад в развитие Кыргызстана в государственной резиденции «Ала-Арча» президент страны Алмазбек Атамбаев произнес речь, которая, можно сказать, взорвала интернет двух стран.
Конечно, выборы есть выборы, кампания есть кампания. Каждая власть хочет, чтобы победил ее человек, и прилагает все усилия для этого. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев также хочет поддержать своего однопартийца, своего самого надежного человека Сооронбая Жээнбекова и желает ему победы. Никто не возражает против этого. Если выборы являются внутренним делом страны, то почему кыргызская сторона постоянно поднимает казахскую тему для победы на выборах? Кажется, нужно искать ответ на этот вопрос. Вместо того чтобы говорить: «Ойбай! Атамбаев сказал правду!» (поскольку казахские газеты и интернет много раз говорили то, что сказал Атамбаев), более важно искать ответы на вопросы: «Почему отношения между казахами и кыргызами охладели? Почему казахская карта разыгрывается для победы над политическим противником на выборах? Является ли казахский народ на самом деле врагом и чудовищем для кыргызов?» Искренние и правдивые ответы на эти вопросы должны послужить основой для новой работы с Кыргызстаном после Атамбаева, для установления отношений нового качества.
С чего начался спор? Спор начался не с визита кандидата в президенты Омурбека Бабанова в Казахстан и его встречи с казахским руководством. И до этого Атамбаев был склонен критиковать и высмеивать Казахстан. Но если мы скажем, что визит Омурбека Бабанова в Казахстан вскрыл истинное лицо кыргызской власти, мы не ошибемся. Здесь также необходимо ответить на возражения некоторых наших граждан: «Не следовало встречаться с Бабановым, это было вмешательство во внутренние дела соседней страны». Кыргызстан – соседнее, родственное Казахстану государство. Внутреннее положение Кыргызстана, его сущность и будущее вызывают у нас большую обеспокоенность. Если ситуация в этой стране резко ухудшится, если страной будут управлять криминальные группы и религиозные экстремисты, это, несомненно, негативно скажется и на нашем положении. Какими бы богатыми мы ни были, мы не можем полностью закрыть всю казахско-кыргызскую границу и построить тысячекилометровую каменную крепость, каменную стену. То есть, казахская власть, казахское общество должны работать и налаживать отношения со всеми законными, активными группами соседней страны, что является законным явлением.
Если слухи о том, что основная борьба на этих выборах будет между Жээнбековым и Бабановым, правдивы, то встреча с обоими кандидатами и пожелание им удачи – правильный процесс. Наша власть сделала это. Прежде всего, она встретилась с Жээнбековым, а затем приняла Бабанова, прибывшего в Астану. Этикет был полностью соблюден.
Когда казахская власть встречалась с Жээнбековым, кыргызские лидеры и политики не поднимали такой шум, как «казахи вмешиваются в наши внутренние дела». Наоборот, они сделали намек, что нашего кандидата признает весь мир. Как только прибыл Бабанов, они начали кричать: «Негодные казахи навязывают своего кандидата». Тот же Жээнбеков, когда был кандидатом до этого, встречался с президентом России Путиным. И тогда никто не поднимал шум, что «Россия – наш ставленник, Россия вмешивается в наши дела». Здесь мы должны задать себе вопрос: «Почему для кыргызов далекая Россия не является чудовищем, а близкий брат казах почему кажется врагом?»
В нашем обществе существует стереотипное, общее слово «казах-кыргыз – братья навек», которое мы повторяли до тех пор, пока оно не потеряло смысл. Но ведь и между родными братьями иногда бывают размолвки, близкие родственники обижаются и не здороваются друг с другом? На мой взгляд, трудно назвать сегодняшние казахско-кыргызские отношения искренним родством, искренним братством. Наоборот, отношения между братьями отдаляются, в обоих обществах происходят противоречивые процессы, формируется неверное общественное мнение. Среди простых кыргызов мнение о казахах в основном неверное. По крайней мере, «мы – тупые казахи». Мы им не нравимся, даже если мы делаем добро или ведем себя как умные. Даже вокруг 100 миллионов долларов помощи, которую мы недавно оказали соседней стране, ходило множество слухов. Не будем перечислять то, что говорят акыны-импровизаторы и пишут интернет-тролли. Любой желающий может просто посмотреть кыргызские сайты. Это откроет им глаза на многое. Если политика, который является альтернативой кандидату от власти, называют «человеком казахов», «родственником казахов», и если эти обвинения, близкие к «ворам и мошенникам», стали понятием, унижающим достоинство человека и лишающим его благоразумия среди кыргызов, то было бы глупо считать отношения между двумя странами, двумя народами прекрасными.
В обострении проблемы виноваты власти обеих стран. Казахская власть, казахские элиты чаще всего смотрели на кыргызских братьев свысока. Они придерживались риторики и политики, согласно которой «это наш немного глупый, грубый брат». Мы осуждали и критиковали кыргызов во время не одной, а двух революций, использовали разногласия в той стране для усиления нашего внутреннего авторитаризма, для запугивания нашего общества. Такая ситуация, скажем прямо, нисколько не улучшила отношение кыргызов к казахам. Кроме того, не следует забывать, что в нашей стране около полумиллиона кыргызских братьев работают на низкоквалифицированных работах. Работа чернорабочим для заработка, для выживания, отношение к этим чернорабочим как к рабам, нарушение прав и достоинства гастарбайтеров, безусловно, не сформировали положительного мнения о казахах. По разным данным, в России работают от 1 до 1,5 миллиона кыргызов. Отношение к кыргызам в России трудно назвать прекрасным. Кыргызцы испытали на себе все тяготы и притеснения российского общества, отравленного фашистской, шовинистической идеологией. Сотни их граждан погибли, многие были избиты, арестованы, высланы. Однако отношение к России, к русским в кыргызском обществе кардинально не изменилось. Каждая политическая партия, каждый кандидат, участвующий в выборах, часто говорит о необходимости налаживания хороших отношений с Россией, предоставления приоритета России. Президент Атамбаев, попавший под политическое влияние России, даже открыто говорит о создании новой российской военной базы на юге страны. Взамен, обида кыргызов на близких братьев огромна. Этот фактор нельзя забывать.
Что же делать? На мой взгляд, проблема не только в Атамбаеве. Для казахов политика Атамбаева не существует, его время прошло. Забудем его. У него осталось максимум два-три месяца политической жизни. Нет смысла тратить на него слова. Мы хотим, чтобы кыргызские выборы прошли мирно, без войн и революций. Независимо от того, кто победит на этих выборах, необходимо наладить с ним правильные отношения. Если кыргызский политический истеблишмент будет здравомыслящим, его первый визит должен начаться с Казахстана. Казахское общество должно воспринять это как добрый знак и понять, что кыргызские братья просят прощения за Атамбаева. Нам нет необходимости специально просить прощения, ставить на колени, приносить клятвы. Если два брата ссорятся, вся вина ложится на умного. В этом противостоянии мы должны быть умными. После завершения выборов мы обязаны разработать и принять план по налаживанию правильных отношений с кыргызским обществом и определить наши стратегические горизонты на ближайшие 10-20 лет.
Этот план должен предусматривать следующие вопросы:
– Поднять на новый уровень культурную и информационную работу между двумя странами, создать и финансировать общие информационные ресурсы между двумя странами;
– Увеличить количество и качество отношений между интеллигенцией двух стран, создать новые диалоговые площадки в различных направлениях;
– Назначить посла в Кыргызстан, имеющего большой авторитет и активность, пользующегося большим влиянием в кыргызском государстве и обществе, создать условия для его работы, включая финансовые и другие;
– Правильно использовать возможности и потенциал казахской диаспоры в Кыргызстане, повысить авторитет наших братьев в той стране, полностью удовлетворить их информационные и культурные потребности;
– Наладить авторитетные, активные отношения между казахскими и кыргызскими предпринимателями, создать специальную организацию и активизировать ее работу;
– Наладить активные двусторонние и многосторонние отношения в сферах борьбы с наркотрафиком, экстремизмом и радикализмом в Кыргызстане;
– Создать университет Центральной Азии, привлекая студентов и преподавателей не только из Кыргызстана, но и из всех стран Центральной Азии. Например, на базе университета имени аль-Фараби. Новый университет должен стать всемирно известным университетом, обучающим не только гуманитарным направлениям, но и по жизненно важным для региона вопросам воды, экологии, сельского хозяйства, технологий, и привлекать к работе лучших специалистов мира и региона. Главная задача – достичь региональных решений, воспитать и вырастить центральноазиатскую элиту с правильным отношением к Казахстану;
– Увеличить количество активных обсуждений между казахскими и кыргызскими политиками и элитами, выработать и сформировать общие стратегические взгляды на развитие региона;
– Реализовать многосторонние интеграционные проекты, основываясь на региональной интеграции и тюркском единстве.
Короче говоря, Кыргызстан – одно из важнейших государств для Казахстана. От проигрыша, распада, разрушения Кыргызстана нам не будет никакой пользы. Превращение Кыргызстана в Афганистан никому не принесет добра. Поэтому казахские элиты, народ должны избавиться от высокомерия и развить в себе глубокие, стратегические взгляды на соседнюю страну и братский народ. При необходимости нам придется вложить немало финансовых средств в развитие соседней страны. Все это, прежде всего, должно возникнуть внутри казахского общества – правильное отношение, правильное понимание и осознание. Если казах изменится, правильно поймет свою ответственность и миссию, многое можно будет изменить. Только когда казахское общество, несущее бремя ответственности и идеализма, изменится, кыргызы тоже будут уважать и считаться с ним. Другого пути нет.
Айдос Сарым,
Газета «Жас Алаш»