Есть сведения, что среди кыргызских манапов, напавших на войско хана Кене и батыра Наурызбая, были русско-казачьи отряды, носившие остроконечные шапки. Таким образом, царь-батюшка, подстрекая кыргызов, добился своего от казахов. Тем не менее, казахи и кыргызы не разобщились.
Чокан проанализировал историю кыргызов. Кочевание кыргызов между Енисеем и Алатау он назвал «эпохальным кочеванием». Он записал эпос «Манас» и ввел его в научный оборот. Написал «Иссык-Кульские очерки».
Мухтар Ауэзов в Москве защитил эпос «Манас» от советской цензуры, назвавшей его «эпосом буржуазии». Он возвысил молодого и талантливого писателя Чингиза Айтматова. Когда этот Чыкан отправлялся на север Алатау со словами «пойду навестить родню по матери», казахские писатели ставили перед ним шестистенный белый юрты. Более того, редко какая страна так любит казахов, как кыргызы, и считает кыргызов братьями, как казахи.
Я считаю, что слова таких негодных политиков, как Атамбаев, не должны вбиваться клином между такими близкими народами. Атамбаевы приходят и уходят. Пусть казахи и кыргызы живут в мире, говоря: «И ты носишь белую шапку, и я ношу белую шапку, у нас широкие лица!»
Из записи Даурена Куата в Facebook