Пять лет назад на казахстанско-российской границе был введен режим «одного окна», и обе стороны стали совместно проверять пассажиров и грузы. Но до сих пор мы не видели, чтобы людей, пересекающих границу из одной страны в другую, проверяли совместно.
Пассажир, который должен предъявить личные документы, заполнить въездные-выездные бумаги и суетится еще до выезда из Казахстана и после выезда. Люди, которые ездят в Россию раз в месяц или раз в год, не сильно страдают от этой суеты, но для жителей Курмангазинского района Атырауской области, чьи села граничат с северным соседом, общение с близкими, живущими на расстоянии броска камня, превратилось в сущий ад.
В 11 населенных пунктах, входящих в Суюндукский, Балкудыкский, Азгырский сельские округа, расположенные в 280 км от районного центра села Ганюшкино, проживает около 7000 человек. В настоящее время в эти приграничные села проводится газ, вода, создаются максимально благоприятные условия. Это, похоже, предотвращает массовое переселение жителей этих отдаленных сел в город и снижает угрозу опустения приграничной зоны.
Жители этих приграничных сел в народе называют городом не Атырау, а Астрахань. Потому что географически российские города им ближе. Однако из-за пробелов в законодательстве близлежащие к Азгыру города для них очень далеки. Потому что стало трудно ездить в Карабайлинский район, находящийся всего в 60 км. Для этого сначала нужно добраться до районного центра Ганюшкино, а затем через станцию Коотяевка до Астрахани. Там также требуется зарегистрироваться в течение трех дней после въезда на территорию России и не провозить груз более 36 кг.
Такие требования являются препятствием для жителей приграничных территорий. Во-первых, это мешает предпринимателям и фермерам с обеих сторон вывозить товары и продукты питания друг другу и получать прибыль. Например, было бы гораздо выгоднее для жителей приграничных сел вывозить скот, животноводческую продукцию и изделия ручной работы через Карабайлинский пункт пропуска и продавать их на местном рынке. Во-вторых, не говоря уже о торговле, жители по обе стороны границы являются родственниками, сватами, кумовьями. Для казахов, связанных кровными узами, проведение свадеб, радостных событий и различных обрядов вместе стало головной болью.
Кроме того, ограничения, такие как необходимость регистрации в России в течение трех дней и запрет на провоз груза весом более 35 кг, не решают проблему в пользу пассажира. Также, несмотря на то, что обе страны входят в Таможенный союз, в Россию можно ввозить товары тоннами, а при выезде оттуда в Казахстан контролируется, чтобы вес не превышал 35 кг.
В настоящее время необходимо создать условия для того, чтобы жители соседних сел и поселков по обе стороны границы могли общаться через пункт пропуска Балкудык-Карабайлы. В целом, есть проблемы, требующие решения и улучшения, связанные с казахстанским пунктом пропуска. Например, в прошлом году в Курмангазинском районе Атырауской области была зарегистрирована болезнь скота «нодулярный дерматит». При проверке выяснилось, что он был завезен от скота из России и Дагестана. На российской стороне ветеринарно-санитарный пункт работает давно. А у нас предложение о его открытии поступило только после этого неожиданного случая.
Действительно, вопрос стабилизации сел и поселков в приграничной зоне постепенно решается. Сейчас в девять населенных пунктов Азгырского сельского округа проводится газ на сумму 11 млрд тенге. Решаются проблемы дорог и питьевой воды. Однако, если не облегчится общение жителей приграничных территорий с родственниками в России, то жизнь в отдаленных населенных пунктах для них будет экономически невыгодной. При создании таких бытовых условий и условий для передвижения, люди не будут массово переселяться из исторически значимых родных земель, откуда происходят потомки брата хана Бокея Шыгая, где старостой был кюйши Даулеткерей, и сельская местность вновь обретет свою привлекательность.
Куралай КУАТОВА
Атырауская область
Газета «Жас Алаш»