В последние годы религиозная ситуация в стране, как известно, осложняется. Этому, вероятно, способствует увеличение числа чуждых религиозных течений. В связи с усложнившейся ситуацией в некоторых регионах страны проводятся религиозные собрания различной направленности. Одно из таких мероприятий было организовано общественным фондом «Ел-шежіре» при поддержке Управления по делам религий города Алматы в медресе-колледже Абу Ханифа.
Доктор философских наук Бакытжан Сатершинов на семинаре «Исламская культура в казахских традициях» призвал не превращать религию в инструмент запретов.
По словам ученого, понятие «традиционный ислам» было искусственно сформировано с целью не путать его с ложными и иными течениями, прикрывающимися именем ислама, а также с салафизмом, пропагандирующим «чистый» ислам. Под традиционным исламом мы понимаем ханафитский мазхаб, которого придерживался казахский народ на протяжении веков. Поскольку в рамках ханафитского ислама суннитского направления сформировалась наша духовно-культурная среда: его религиозная практика неразрывно связана с традициями и культурой казахского народа, а также все социально-культурные и политические институты, являющиеся традиционными для казахского общества, существовали в рамках ханафитского мазхаба. Например, «Жеты жаргы», система законов Касым хана с древних времен не противоречили религии, они гармонировали с толкованиями в ханафитском мазхабе (шариат и обычай). Более того, ханафитский мазхаб открыт для знаний и науки: модель образования, формировавшаяся с средневековья, также находилась в рамках ханафитского мазхаба.
В своей лекции, длившейся более часа, Б. Сатершинов сказал, что вера человека должна быть в сердце, и о религии следует говорить осторожно. В связи с этим он привел следующий пример, когда Абай поехал в гости к своим дядям по материнской линии. Когда Абай в юности сообщил отцу о своем намерении поехать к дядям, Кунанбай одобрил желание ребенка:
«— Дитя мое, я не против твоего отъезда. Тебе же скажу, обдумывай свои слова и мысли, прежде чем говорить», — предупредил он.
Однажды Абаю показалось грубым, что его дядя Тонтай совершил послеполуденную молитву торопливо, нарушив религиозные предписания и перепутав аяты, и он с усмешкой спросил:
«— Дядя, оказывается, есть и такой путь, чтобы быстро совершить молитву, нарушая установленные шариатские правила», — на что его дядя ответил:
«— Да, дитя мое, твой вопрос очень уместен. И то, что ты сказал, относится к узкому пути Имама Шафии. Но путь Имама Агзама, которого мы почитаем, только один: то есть, насколько широк мир, настолько широк и его шариат. Мелкие ошибки прощаются. Ведь он не такой суровый и жестокий, как «грива лошади», «горб верблюда», «стрела лука», — ответил он, прищурившись, кокетливо и смеясь.
После этого примера ученый завершил свою речь словами: «Не следует смешивать религию с политикой. Даже Матруди всячески избегал этого. Нет никакой необходимости обнародовать тайны между Творцом и человеком, показывать лицемерие. Не следует забывать, что государство является светским».
В конце выступления ученики медресе Абу Ханифа задали свои вопросы и получили на них исчерпывающие ответы.
Жасулан Наурызәлиев