Начнем с имени Всемилостивого Аллаха.
Человек, когда сыт, когда его живот полон, часто впадает в распутство. Есть история о душе, которая не может вынести голода, хотя может вынести огонь и холод. В этой истории есть смысл.
С момента своего сотворения, потомки Адама и Евы, на протяжении веков, сталкивались с различными формами распутства и животного поведения. Изначально поклонялись идолам, а когда пришел Ислам, его не приняли, считая глупостью прославление невидимого, немаго Бога. Более того, когда на земле возникли религиозные взгляды, и в каждой стране появились свои представления и верования, открылась одна из завес распутства. Это те, кто создает новую религию внутри религии. Но истинная религия, которая не сдается, несмотря на все трудности, отличается своей чистотой, своим человеколюбием, своим стремлением к добру и противостоянию злу, своим познанием Бога и неукоснительным соблюдением пятикратного намаза, обращаясь к Нему.
Религия – это жизнь в подчинении величайшему чуду в величайшем пространстве. Это борьба внутреннего мира человека. Эта борьба – это борьба с самим собой. Величайшая война на земле – это борьба со своими страстями. Если вы ее преодолеете, вы станете святым, если проиграете, Аллах сам вынесет вам приговор. Потому что говорить «этот – обитатель ада», «этот – обитатель рая» – это не право, данное человеку. Это свойство принадлежит только Всемогущему. А мы лишь совершаем поступки. Мы отвечаем за свои поступки.
Жить самоотверженно на пути религии, которую вы любите и признаете истинной, – это великое качество. Но самоотверженность не означает джихад, не означает отвечать добром на зло. Напротив, как говорил Абай, это должно завершаться мыслью «люби всех людей, брат мой». Прежде чем впасть в заблуждение, почувствуйте, насколько чиста, насколько прекрасна, насколько велика религия Ислам. Не познавайте ее по книгам, не по чужим словам, не по чьим-то наветам. Почувствуйте сердцем, изнутри. Это вершина религиозной проницательности. Не оценивайте религию материально. Это не вещь, которую можно использовать и выбросить, это не оружие, это наслаждение человека. Это внутреннее пристанище человека, где он находит покой. Такого пристанища нет на земле.
В какой вы находитесь ситуации, когда любите своего возлюбленного, ищете его, скучаете по нему? Конечно, вы чувствуете себя парящим в пространстве, которое невозможно измерить словами. А что насчет Бога? Его невозможно не только описать словами, но и помыслить. Потому что Его милосердие, Его величие, Его могущество проникают в сердце тонкой нитью света, даруя вашим шестидесяти двум жилам и двенадцати членам лекарство добра. А вы этого не чувствуете. Потому что вы Его не видите, не слышите.
Человечество было голодно. Перешло из состояния сытости в состояние нужды. Потому что, думая, что распутство далеко, оно напало с близкого расстояния. Теперь борьба, теперь подвиги будут направлены на познание Бога, на любовь к Нему. Другого выхода нет. В основе затруднительного положения жизни лежат ошибки, совершенные человеком своими руками, а в конце – путь, указанный Богом. Мы просто не можем легко достичь этого пути. Главная проблема – это гордыня и эгоизм человека. Мы признали, что все сделали сами. Мы забыли о Боге. А мы не заметили, что у всего есть расчет, у всего есть мера, что Бог видит, как все начинается и как все заканчивается.
Нет необходимости делать из религии сложную науку, рассматривать религию как явление, которое невозможно прочитать, невозможно понять. Религия и жизнь – одно. Они – близнецы. Только когда Бог дал жизнь, Он впустил в нее джиннов и иблисов, а религия – это герой, который смело выступает против этих двух злых сил, вошедших в жизнь. Вы должны пробудить этого героя.
Религия Ислам – самая чистая среди героев, о которых мы говорим. Пятикратный намаз, омовение, выплата закята, совершение хаджа – все это действия. А быть человеком, чувствовать удовлетворение от сытого живота, отвечать на брошенный камень угощением – это истинный путь религии.
Мы смеялись над теми, кто прыгал от сытости и прыгал от холода. А говорят: «Кто смеется последним, тот смеется по-настоящему». Так вот, Бог знает, кто будет смеяться последним. В сознании неокрепшего поколения должно быть следующее:
Религия – это обитель, расположенная в самой тонкой, самой нежной, самой прекрасной, самой сладкой, самом удивительном внутреннем мире человека. Там нет жестокости, там нет зла, там нет распутства.
Бог – самый Милостивый, Величайший, Которого не видят глаза, не слышат уши, но Который находится в сердце каждого раба.
Вы – раб, обязанный познать истину, сокрытую в сердце, и идти по Его пути, быть другом для друга, наследником для отца, заботливым для матери, ответственным перед человечеством как человек, жаждущий человечности, любви и привязанности, впитывающий их и поклоняющийся до конца жизни.
Есть только три пути, чтобы прожить жизнь как самый возвышенный человек на величайшем пути: познание Бога, любовь к благородному нраву пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) и вера.
Каждый раз, когда я голоден, я вспоминаю Бога. Когда сыт, забываю. Видя этот грех, я молю: «Прости, Аллах», и прошу прощения за свой грех перед Всемогущим, перед Которым я был ничем. Простите, человечество! Мы не можем достичь великой власти прощать, которую Бог прощает, а человек не прощает.
Самый Милостивый Творец, создавший мир. И самый Грозный Творец, уничтожающий мир.
Не забывайте! Вспоминайте! Поклоняйтесь! Жаждите! Любите! «Сам Бог истинен, и слово Его истинно…». Не могу сказать лучше, чем Абай.
Маргулан Акан