На парламентских слушаниях «Состояние, проблемы и перспективы законодательного регулирования системы среднего образования», организованных недавно сенатом, руководство этого ведомства, от которого напрямую зависит будущее нашей нации, было подвергнуто критике. Критика была обоснованной. Однако, на наш взгляд, многие актуальные вопросы и накопившиеся проблемы остались совершенно не затронутыми. Без их озвучивания, обсуждения и указания путей решения вряд ли удастся исправить сферу образования и просвещения.
Если мы хотим обеспечить будущее нашей нации, расширить ее горизонты, повысить престиж сферы образования и просвещения, то наш долг и обязанность – открыто и четко озвучить и обсудить как минимум несколько проблем.
Первая проблема. Избавление от политического феодализма.
Одной из главных причин недугов нашей сферы образования является то, что власть рассматривает сферу образования лишь как политико-социальный инструмент, механизм, необходимый для проведения политических кампаний. С советских времен власть рассматривает учителей лишь как агитаторов, пропагандистов, организаторов, проводящих выборы, заставляющих подписываться на газеты, продающих билеты и т.д. На региональном, районном, сельском уровне, честно говоря, многие из учителей остаются не наставниками, не личностями, а зависимыми от директора школы, находящимися в феодальном рабстве, на уровне обычных рабов. Не говоря уже о коварных преступлениях и подлых делах текущей политики, некоторые учителя, особенно молодые, выполняют поручения директора или завуча, помогают по хозяйству, работают как невестки. Разве это не так? А ведь именно этой группе учителей, искажавших голоса народа на выборах, совершавших политические преступления на выборах, попиравших человеческое достоинство, чьи слова расходятся с делами, мы доверяем наше будущее. Лично я не могу обесценить труд учителей, наставников. Особенно велик труд учителей казахских школ: будь то хорошо или плохо, но то, что наши маленькие птенцы наперебой поют наш гимн «Моя страна – Казахстан!», приближаясь к идеалам государственности и суверенитета, я считаю заслугой этого нашего беззащитного слоя учителей.
Тем не менее, кажется, стоит особо отметить и следующее: смогут ли учителя, не защищенные социально, с недостаточной зарплатой, не имеющие уверенности в завтрашнем дне, совершающие политические преступления на политических кампаниях, занимающиеся коррупцией и вымогательством, дать детям качественное образование и воспитание?
Давным-давно один классик сказал: «Невозможно солгать ребенку и собаке». Сможет ли такой учитель, чья жизнь полностью известна ученикам и их родителям, обсуждается дома с родителями, стать авторитетом, личностью для ребенка? Вспоминая повсеместную бумажную волокиту, процесс массовой передачи информации и сведений, происходящий в нашей стране, не будем забывать, что эти учителя вынуждены еженедельно, ежемесячно заполнять тонны бумаги. Другое дело – смогут ли наши учителя, не находящие времени для проверки дневников и тетрадей учеников, не имеющие времени для поиска, старания, повышения квалификации по своему предмету, дать нашим детям качественное образование? Каковы основные показатели и задачи сферы образования и среднего образования сегодня? Если сжать и уплотнить все умные слова и мысли, указанные во многих документах, книгах, дидактических материалах, то все сведется к двум вопросам: первое – проведение избирательных кампаний, заполнение мест на избирательных участках; второе – благополучное прохождение детей через кампанию ЕНТ (Единое национальное тестирование). Все остальные цели и задачи, мечты и стремления остаются в тени этих двух, это хорошо известно всем.
Если так, то наша главная задача как нации – освободить школы, наших учителей от политического феодализма, не имеющего к ним прямого отношения и выходящего за рамки их профессиональных обязанностей. В области, районе, селе есть другие учреждения, кроме школ, есть другие люди – граждане, кроме учителей. Даже если избирательные комиссии размещаются в школах, школьные работники должны быть освобождены от этих политических кампаний. Учителя должны быть освобождены от кампаний, унижающих человеческое достоинство, опозоряющих перед родителями, подрывающих авторитет, таких как принудительная подписка на газеты, сбор денег, раздача билетов. Главная работа учителя – обучение детей, воспитание человека, гражданина. Для этого учитель сам должен быть квалифицированным, авторитетным, благополучным. Учитель, который не может смотреть в глаза ребенку, глазам его родителей, мало что может дать ребенку, будущему поколению. Если родители не могут доверить ребенка учителю, сказав «плоть ваша, кости наши», то какая польза от такого образования?
Вторая проблема. Спасение учителей от социальной зависимости.
В мире, в целом, в здравомыслящих государствах есть несколько видов государственных служб, которые уважаются обществом, всеми людьми: полицейский, военный, учитель и врач. Государства, которые заботятся о своих гражданах, создают условия для граждан, занимающихся этими четырьмя видами деятельности, а здравомыслящие общества поддерживают их во всех отношениях. Быть обладателем этих профессий – это не только дело чести и достоинства, но и хороший, эффективный путь социальной защиты. При выходе на пенсию государство старается обеспечить этим обладателям профессий хорошую пенсию, хорошие социальные условия. Поэтому обладатели этих профессий стараются добросовестно выполнять свою работу, быть честными и достойными ради этой работы. Если сравнить зарплаты этих обладателей профессий, особенно врачей и учителей, в развитых и развивающихся странах с зарплатами их коллег в нашей стране, то станет очевидно, что нам будет стыдно. Полицейский, военный, учитель, врач с высокой зарплатой, уверенностью в завтрашнем дне и пенсии не будут заниматься коррупцией, не будут торговать своим именем и репутацией, будут стараться добросовестно выполнять свою работу. Более того, они постоянно находятся в обществе и прекрасно знают, что невозможно сохранить в тайне преступления людей, которым они оказывают услуги.
В нашей стране поддержку общества и помощь государства получают только силовые структуры из числа этих обладателей профессий. Известно, что авторитарная власть во что бы то ни стало старается в первую очередь создать социальные условия для групп, защищающих ее. А наши учителя и врачи? На вчерашнем заседании сената было особо отмечено, что заработная плата работников сферы образования находится на самом низком уровне (66 процентов от республиканского среднего уровня). Возможно ли прожить на такую зарплату? Не подталкивает ли само наше государство учителей к преступлениям, взяточничеству, сбору средств на такую зарплату?
Если так, то социальная защита учителей, правильная оценка их труда, повышение их заработной платы – это вопрос национальной безопасности, стратегический вопрос. Многие независимые эксперты в нашей стране особо отмечают, что даже сегодня, при правильном расчете бюджета, сокращении излишних расходов, можно довести зарплату учителей до уровня 150-160 тысяч тенге. Вопрос лишь в понимании, осознании, осмыслении собственной ценности и важности этой системы и сферы образования и просвещения. То, что наших детей будут лечить врачи с неполным образованием, а воспитывать лживые, поверхностные учителя, равносильно нападению врага на нашу страну. Врага, возможно, удастся отразить, но что будет, если поколения, пораженные болезнями и духовной неполноценностью, будут продолжаться одно за другим?
Третья проблема. Институциональные реформы.
Сегодня все образование и наука в нашей стране подчиняются одному министерству. Поэтому маловероятно проведение комплексных, непрерывных, качественных реформ. Даже если назначить министром самого лучшего, самого удивительного специалиста, самого безупречно честного гражданина, он через некоторое время неизбежно попадет в сети одной из групп внутри этих сфер и начнет работать на них. Каждая сфера, каждое направление имеют свои коррупционные группы, лоббистов, бюджеты. Удержать всех в равном положении, соблюдать дистанцию – это задача, которую не смог бы выполнить даже пророк. Нынешний министр образования – это смертник, надевший на себя пояс шахида. Потому что неизбежно кто-то взорвется.
Единственный выход из этого – разделить министерство образования и науки как минимум на три части. Например, было бы правильно: министерство просвещения и профессионального образования, занимающееся только вопросами детских садов, школ, лицеев, училищ; министерство науки и инноваций (агентство), устанавливающее связи с наукой, научно-исследовательскими институтами, адаптирующее их открытия к рынку; и агентство по лицензированию и контролю качества высшего образования, занимающееся только высшими учебными заведениями, выделяющее им гранты, проверяющее качество образования.
После определения направлений таким образом, необходимо провести соответствующую общественную ревизию реформ, проведенных в этих сферах, и определить их будущие направления. Реформы в сфере образования – это не благо лишь для небольшой группы людей. Реформы в сфере образования и науки – это общественный договор, являющийся вопросом общенационального консенсуса. В будущем наша задача – сократить ротацию в этой сфере и обеспечить основательность реформ.
В связи с этим стоит отдельно отметить следующее. Сегодня мировой рынок образования превышает 7 триллионов долларов. В целом, образование становится большой ценностью. Особенно страны, нации, родители, которые недавно пережили трудности и достигли хорошего уровня жизни, стремятся дать своим детям образование и знания, которые они сами не получили. Поэтому сфера науки и образования в развивающихся странах становится источником огромного бизнеса. Этот процесс не обошел стороной и нас. Крупные группы, которые еще вчера привыкли продавать нефть и металл, сегодня приватизируют высшие учебные заведения, вкладывают средства, борются за государственные средства и гранты. Их логика понятна: нефть и металл могут закончиться, их цены колеблются, то есть это очень рискованный бизнес. Зато стремление людей дать своим детям хорошее образование никогда не иссякнет. Даже продав последнюю корову, «ландкрузер», казах постарается дать своему ребенку образование и диплом. Поэтому в последние годы крупнейшие группы в нашей стране начали активно проникать в сферу образования и медицины. Многие высшие учебные заведения в нашей стране приватизируются, и этот процесс будет продолжаться. Например, нынешний министр образования господин Сагадиев также является владельцем крупного учреждения в сфере высшего образования. Нет необходимости быть гением, чтобы проверить, сколько грантов ежегодно получает вуз, которым он руководит, и сколько он получил в последнее время. То есть, нашему рынку образования и науки нужна прозрачность. Наше казахское общество должно получить ответы на вопросы о том, кто является владельцем каждого высшего учебного заведения, чьи интересы стоят за ними. Кроме того, необходимо тщательно контролировать процесс приватизации вузов в стране и регионах. Нам следует остерегаться процесса монополизации рынка, когда крупные игроки достигают частных картельных соглашений, сговора, навязывают рынку свою цену и оказывают услуги без всякого контроля.
Еще одна опасность – это слухи о том, что крупные игроки из соседних стран также хотят войти на этот рынок. Как мы видим, российские компании все чаще упоминаются в начале реформ, проводимых в сфере образования и здравоохранения. Даже ходят слухи, что многие наши реформы скопированы из России, что их программы и технические механизмы заимствуются. Активное проникновение российских гигантов, навязывание ими своих технических механизмов, в конечном итоге, является вопросом национальной информационной безопасности.
Короче говоря, без открытого и четкого озвучивания этих трех проблем и принятия конкретных комплексных решений реформирование сферы образования невозможно.
Айдос Сарым,
Газета «Жас Алаш»