ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальная история » Исторические сведения о захоронении Тохтамыша

Исторические сведения о захоронении Тохтамыша

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
25 сентября, 2017
in Национальная история
0

Тохтамыш (1380-97/98), сын местного правителя Мангышлака Тойходжа-углана, предположительно родился около 1350 года [1]. Этот регион относился к владениям хана Ак-Орды Уруса (1361-1376). Историки связывают отделение Ак-Орды от Золотой Орды и ее становление как отдельного государства [2] именно с этим ханом Урусом. Он захватил Сарай, столицу Золотой Орды, в 1374-75 годах [3], а столицей Ак-Орды сделал Сыгнак, превратив его в город высокого уровня. Хан Урус был потомком Токай-Тимура, 13-го сына Джучи [3, 140]. Хан Абулгази приводит следующую генеалогию: Чингисхан – хан Джучи – Токай-Тимур – Узтемир – Ходжа Бадак-улан – хан Урус.

Родословная Тохтамыша также восходит к Узтемиру: «Узтемир – Сарымша Кенжек-улан – Токкул-ходжа-улан – Тойходжа-улан – хан Тохтамыш. У него было восемь сыновей: Джалелетдин, Джаббарберды, Куиккеримберды, Искендер, Абусагит, Кожек, Кадырберды, Токкылкожа. Имя его брата – Тулук-Тимур (Тохтамыша /прим. Б.О./), его сын Шина, его сын Хасан-улан, которого звали Ешкили Хасан. Его сын Мухаммед-хан, его сын Тастемир, его сын Гайат-дин-хан, его сын Хаджи-Гирей. У него было восемь сыновей: Давлет-яр, Нур-Давлет-хан, Хайдар-хан, Кутлук-Заман, Келдеш-менды, Керей-хан, Джамгурчи, Узтемир. Правители Крыма происходят из рода Хаджи-Гирея, но из-за удаленности земель очень трудно сказать, кто из них и когда стал правителем» [4, 118-119].

Перед нападением на Золотую Орду хан Урус поручил своим эмирам и бекам собрать войско. Эта идея не понравилась многим угланам и бекам. Среди них был и отец Тохтамыша, Тойходжа-улан. Он выступил против плана вторжения хана Уруса. По этой причине хан Урус, исходя из своих властолюбивых замыслов и не желая бессмысленной кровавой резни среди своих сородичей, убивает противников, в том числе Тойходжа-улана и Куттыкию, отца Едигея [5]. Именно эта ситуация, вероятно, послужила началом объединения Тохтамыша и Едигея для организации похода против хана Уруса.

Тохтамыш бежал от хана Уруса и нашел убежище у эмира Тимура. Тимур намеревался использовать эту ситуацию в своих целях. Он чувствовал, что могущественный сосед, хан Урус, планирующий нападение на Золотую Орду, в будущем станет и его противником. В связи с этим, желая «греть руки чужими», эмир Тимур дал Тохтамышу войско и направил его против хана Уруса. Несмотря на несколько поражений от хана Уруса, Тохтамыш не переставал возвращаться к Тимуру. Эмир Тимур также не отказывался снова давать войско и отправлять в новый поход. В конце концов, после смерти хана Уруса, Тохтамыш убивает обоих его сыновей и одерживает победу. Однако, став ханом, Тохтамыш забыл о прежней дружбе и выступил против самого эмира Тимура. Похоже, что именно эта ситуация, то есть ответ Тохтамыша на добро Тимура злом, стала причиной разрыва дружбы между ним и Едигеем. Кроме того, могла быть и другая, основная причина. Во время одного из очередных походов Тохтамыш напал на эмира Тимура и Едигея, а также на мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, считавшийся священным духом, и разграбил ценные реликвии [6]. Этот факт упоминается Е. Массоном в его труде, посвященном мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави.

Это нападение произошло до того, как эмир Тимур построил новый мавзолей для Ходжи Ахмеда Ясави, и было нападением на старый мавзолей тюркского пира. Википедия приводит следующие данные: «До того, как эмир Тимур построил нынешний мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, в городе Ясы находился старый мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави». «По сообщениям Шараф ад-Дина Али Йезди, в 1388 году войска Тохтамыша разорили Ясы и разграбили мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, ставшего священным местом для тюркских племен. После того, как эмир Тимур разгромил Тохтамыша, часть захваченной добычи была потрачена на строительство мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави» [7]. После таких походов Тохтамыша эмир Тимур и Едигей объединились и начали походы, чтобы вразумить Тохтамыша.

Два основных похода прошли в 1391 и 1395 годах. После последнего похода Тимура Тохтамыш вел жизнь беглеца. Многие источники сообщают, что путь бегства Тохтамыша пролегал с правого берега Волги на левый, направляясь на север, а именно в Сибирь. Об этом пишет А. Сарай: «Сам хромец Тимур не отставал от Тохтамыша. Но густые северные леса, разлившиеся воды, слепящий туман и холодные ночи встретились, и войско, не видевшее такого, привыкшее к теплу, остановилось. Тохтамыш оставил след и ушел, не будучи пойманным. Хромец Тимур, взяв Укек (Саратов), достиг Илецка и, погрузив на арбы добытые драгоценности и дорогие вещи, 26 августа повернул обратно» [5, 447]. Похоже, что эмир Тимур поручил дальнейшее преследование Тохтамыша Едигею и хану Шадибеку.

Сам Тохтамыш знал и признавал причину вражды между ним и эмиром Тимуром, о которой говорилось выше: «Сидя в белом дворце Бердибека в Отраре, его нукеры сообщили, что прибыл посол от Тохтамыша. Послом оказался бахадур Караходжа из рода аргынов. Он поклонился, поцеловал ковер и передал приветствие Тохтамыша: «Я ответил злом на ваши добрые дела по отношению ко мне, и это привело меня в такое бедственное положение. Теперь моя единственная надежда – это ваше прощение. Если я достигну милости, я обещаю исполнять ваши желания».

Хромец Тимур оказал послу почести и пообещал, что после возвращения из этого похода он займется улусом Джучи и вернет его Тохтамышу. Он отправил подарки Тохтамышу через Караходжу (Тамерлан. М., стр. 458-459, 499-500).

Однако обещание не было выполнено, и менее чем через месяц хромец Тимур скончался в Отраре от невыносимых мук. В 1406 году погиб и Тохтамыш. Русские летописи сообщают, что он погиб от рук Шадибека, наследника Тимур-Кутлуга, в Нижнем Поволжье (Карамзин Н.М., Т. V, стр. 111). По словам Жирмунского: «Здесь (в Тюмени) есть курган, который местные мусульмане почитают как могилу Тохтамыша» (Жирмунский В.М., стр. 370) [5, 451].

Из этих данных мы убеждаемся, что сообщение «Тохтамыш погиб в районе города Тюмень на территории России» имеет под собой основание. Теперь обратимся к русским летописям: «Тохтамыш окончательно утратил политическое влияние, однако в последние годы стал склоняться к миру с Тамерланом, к которому даже отправил посольство. Поэтому Едигей после этой громкой победы не оставил Тохтамыша в покое и в течение продолжительного времени с переменным успехом боролся с ним. Тамерлан скончался в 1405 году, а Тохтамыш в 16-м сражении с Едигеем и Чокре был окончательно разгромлен и убит. Под 1406 годом Архангелогородский летописец (входит в Устюжский летописный свод) сообщает (л. 215 об. — 216):

Тое же зимы царь Женибек уби Тактамыша в Сибирскои земли близ Тюмени, а сам седе на Орде. [5] [8].

Машхур Жусуп также приводит одно свидетельство о пребывании Тохтамыша в бегах в Сибири: «Тогда Нуралы так сильно искал его, что Тохтамыш, куда бы ни скрывался, не находил места, чтобы спасти свою жизнь. В то время был дальновидный эмир Тимур, но и он не смог защитить Тохтамыша. Тохтамыш, спасаясь бегством, перешел Иртыш. Он укрылся в одном болоте. Он был босой, ноги его были порезаны камышом и кровоточили, и по следу этой крови его безошибочно нашли и убили, а тело вытащили на берег болота и похоронили. Ныне это болото называют Баян-копа» [9].

Существует еще одно правдоподобное предположение относительно наличия другой могилы ниже. Это мнение Б. Корганбекова о том, что Нурадин, после убийства Тохтамыша, отрубил ему голову и передал ее хану Шадибеку и Едигею в Сибири, а затем голова была похоронена там [10].

Приведем отрывок из нашей предыдущей публикации [11]:
«Этот рассказ связан со старыми кладбищами на месте, называемом горой Тохтамыса, расположенном примерно в 12 километрах от села Кыраш Кызылординской области, входящего в администрацию сельского округа Кыраш.

Вместо «горы» это скорее холм, на вершине которого находится старый каменный надгробный знак. Вокруг него также сохранились подобные следы могил. Народ называет это могилой Тохтамыша и его сорока (иногда сорока двух) нукеров. Нынешние жители точно не знают, кто был этот Тохтамыш. Однако народные предания и некоторые исследования указывают на то, что это был хан Золотой Орды Тохтамыш Туйе-ходжа (Тойходжа) Угланулы. Поэтому ученые, исследователи и журналисты пришли к выводу, что это именно хан Тохтамыш. Например, в труде известного писателя Ж. Алмаша, в монографии кандидата филологических наук А. Дуйсенби «Тюркские предания и легенды», в статье А. Ташеновой, опубликованной в сборнике «Жас галым» в городе Тараз в 2011 году, в статьях старейшего и известного лингвиста газеты «Жанакорган тынысы» К. Ертасова и других, указывается именно так. Данные о Тохтамыше, упомянутые в нашем священном наследии, в эпосе «Едиге», также соответствуют этому. В эпосе рассказывается, что Тохтамыш, спасаясь бегством от Едигея, сначала нашел убежище в Теликколе, а затем бежал к озеру Кокульди:
Я приду к Теликколю,
Если испугаюсь Теликколя,
К озеру Кокульди
Я приду и лягу,
Пусть мои молитвы будут услышаны… (по версиям Ш. Валиханова, А. Дибаева).

К востоку от холма с могилами находится глубокое озеро, очень удобное для укрытия беглецов от врага, и незаметное до тех пор, пока не подойдешь вплотную. Оно густо заросло камышом, как и описано в эпосе. Сейчас народ называет его просто «прудом». И это справедливо, так как в озеро впадают семь родников. До сих пор в этой местности есть старики, которые говорят, что озеро раньше называлось «Кокульди». А Теликколь – это озеро на территории соседнего с Жанакорганом Шиелийского района, на границе Бетпакдалы».

Сведения, связанные с этим названием Тохтамыса, были также записаны уроженцем этой местности, недавно ушедшим из жизни выдающимся писателем Д. Досжановым [12], который услышал их от своего отца и написал документальную повесть. Повесть называется «Зачем ты связался с эмиром Тимуром, принц». В ней события, связанные с ханом Тохтамышем, кратко излагаются следующим образом. В 1974 году писатель поехал отдыхать в Ялту, Крым. Однажды сотрудники места отдыха вместе со многими туристами повезли писателя на экскурсию во дворец хана Керея и Бахчисарайский фонтан в окрестностях. Этот дворец находится на склоне горы. Там же расположена могила дочери Тохтамыша, ханши Биби, и установлена мемориальная доска. Вероятно, увидев это, ему вспомнились события, связанные с Тохтамышем.

За год до этого, в 1973 году, он отдыхал в родном селе Косуенки. Там он услышал от отца о роднике Тохтамыса и спросил: «Какой Тохтамыш?» Тогда отец рассказал следующую историю: «Эта местность богата историей, – сказал отец, и в его глазах появилась грусть. В незапамятные времена в этой степи жил хан по имени Тохтамыш, наполняя ее шумом. Возвращался ли он с похода или отправлялся в поход, нам неизвестно. Он пришел и остановился у родника, который бурлил, пробиваясь сквозь камни, с сорока своими джигитами. Говорят, в те времена на южном склоне старого Каратау текли полноводные горные реки, впадающие на западе в Сырдарью. Между холмами, подобными ладоням, были луга, похожие на войлок, и кусты, похожие на шапки. Нынешние немногочисленные деревья у блестящего родника, возможно, являются остатками того густого леса. Ох, мир, мир! Итак, Тохтамыш с сорока своими сарбазами, верными товарищами, то ли испугавшись внезапного толчка, бежал… то ли спешил в свою дальнюю ставку… нам неизвестно… Они остановились на ночь у того ярко бурлящего родника. Уставшие с дороги путники, подложив под головы седла и попоны, лежали под сияющими, как свечи, миллионами звезд. Сон их был крепким.

… Возможно, так и было. Короче говоря, край отряда, спящего крепким сном, шевелится. Двое-трое сарбазов были мертвы. Подобно кошкам, они поднялись с места и обезглавили спящего хана… Один из них, полуживой, сказал: «Мы были людьми Тохтамыша».

Из изложенной в повести истории видно, что ни писатель, ни его отец не были осведомлены о деталях смерти Тохтамыша. Так и должно быть, ведь в то время исследований исторических реликвий практически не было. Д. Досжанов, услышав этот рассказ, отправился к могиле, попробовал родниковой воды и осмотрел окрестности. Если бы писатель был жив, он, несомненно, возглавил бы борьбу с безрассудством тех, кто претендует на могилу хана Тохтамыша.

Информация, полученная от отца писателя Д. Досжанова, ценна тем, что она была озвучена в раннее время. Также он рассказал, что в средневековье южный склон Каратау был полон рек, озер, лесов и родников. То есть, это была местность, где беглецы могли скрываться от посторонних глаз. В повести упоминается, что в 1973 году на кладбище сохранились остатки старого мавзолея. Кроме того, слова отца писателя «хан Тохтамыш, наш хан» доказывают, что кладбище принадлежит хану Тохтамышу и что оно известно таким образом с давних времен. Если бы было проведено археологическое исследование, даже если бы тело хана было обнаружено обезглавленным, это подтвердило бы, что кладбище связано с ханом Тохтамышем.

Существует следующая легенда, связанная с горой Тохтамыса: «Тохтамыш с примерно 40 людьми отдыхал на берегу упомянутого родника. Двое-трое из его сарбазов оказались предателями и убили Тохтамыша и его спящих товарищей одного за другим. На следующее утро крестьяне этой местности обнаружили это, и, поняв от одного из полуживых, что «это были люди Тохтамыша», похоронили всех. С тех пор это место стало называться «Тохтамыс». В эпосе «Едиге» также рассказывается, что сын Едигея, Нурадин (Нуралы), преследуя Тохтамыша, убил его у озера Кокульди, и в это время один из нукеров хана спал под тополем. Кадыргали Жалайыри в своем труде «Джамигат тауарихы» подробно рассказывает, как Нурадин застал врасплох и убил батыров Ятыма, Тобала, Караходжу, которых Тохтамыш оставил в качестве стражи во время своего бегства. «Хан был беспечен со своими нукерами, они тоже погибли», – говорит великий историк [13].

Видите ли, такое совпадение легенды и исторических данных, причем даже деталей событий, встречается не так уж часто. Существует также совпадение между легендарными и материальными свидетельствами, связанными с этим событием. В другом предании о Едигее говорится, что Тохтамыш построил сторожевую башню у озера Кокульди. У озера на упомянутой горе Тохтамыса также есть руины какого-то здания или башни к югу от него. В связи с этим, вопрос о принятии этого памятника под государственную охрану и проведении раскопок давно назрел. Наличие в этой местности мест под названием «Ханская казна», «Ханская юрта» также усиливает уверенность в том, что местное кладбище принадлежит хану Тохтамышу. Еще одна легенда, связанная с горой Тохтамыса, гласит, что здесь находится только тело хана, а голова находится в другом месте. В версии Шокана эпоса «Едиге» упоминается, что Нурадин увез голову Тохтамыша, привязав ее к седлу. Один из исторических источников сообщает, что Тохтамыш погиб в Сибири, а его могила находится в Улытау, о чем Б. Корганбеков [10] высказал обоснованное мнение. Когда столицей Ак-Орды был город Сыгнак, сам Тохтамыш много раз приезжал сюда с различными целями. Возможно, он приезжал сюда за поддержкой в случае угрозы жизни.

Могила Тохтамыша в селе Кыраш, где он скончался, находится недалеко от древнего Сыгнака. В те времена сюда был проведен канал для подачи воды из Сырдарьи. Место, где был проложен этот канал, и сам регион назывались Тюменарык. Это название, совпадающее с названием региона Тюмень в Сибири, наводит на новые мысли. Кто знает, возможно, название сибирского региона Тюмень также возникло в связи с могилой знаменитого хана Тохтамыша.

Первой информацией, касающейся истории хана Тохтамыша, была только документальная повесть писателя Д. Досжана, упомянутая выше. Другие многочисленные источники были исследованы и найдены благодаря мастеру Саину Назарбекулы, который, ища могилу своего неизвестно где погибшего батыра-предка, последовательно присвоил себе Тохтамыса в Улытау, а затем и могилу хана Тохтамыша в Жанакоргане. С. Назарбекулы, который искал «где находится могила Тохтамыша», вступил в сговор с корыстными людьми из рода Жани племени конырат в Жанакоргане и примерно с 2012 года начал строить мавзолей на могиле хана Тохтамыша для своего предка. Похоже, он хотел построить его тихо, без лишнего шума, и постепенно полностью присвоить. Судя по всему, он был знаком с легендой о том, что «могила принадлежит хану Тохтамышу». Таким образом, С. Назарбекулы завершил строительство «мавзолея своего предка». Мы посетили этот мавзолей 22 ноября 2015 года и сфотографировали его.

Мы встретились и поговорили с Итаяковым Жалбызбаем, владельцем местного крестьянского хозяйства «Тохтамыс», и Бимбетовым Нурланом, ветеринаром этого хозяйства. В ходе одного из разговоров Бимбетов Нурлан подтвердил, что сведения о захоронении обезглавленного человека в упомянутой могиле передаются с давних времен.

Помимо вышеупомянутых неопровержимых доказательств, существует свидетельство, которое безоговорочно доказывает, что в могиле на «горе Тохтамыса» покоится тело хана Золотой Орды Тохтамыша. В 1006 году по хиджре, что соответствует 1598 году по григорианскому календарю, по приказу шайбанидского Абдуллы-хана, бахадур-султана, был написан указ. В нем четко указано, что «родник Тохтамыш» принадлежит городу Сыгнак. Упомянутое в указе, что нынешнее село «Кыраш» получило свое название в честь реки «Кыраш» того времени, подтверждает информацию из указа. Приведем теперь отрывок из этого исторического документа: «На основании этого мы в настоящее, [уже] указанное, время повелели: «Источник Токтамыш, и источник Хараш, и канал Калта-Джалгийа, и канал Кызыл-Тал, и канал Арсланди, и канал Джулак, и канал Минг-Булаг, за исключением источника Хисарчук, являются мульком жителей Сыгнака, так как упомянутый Хисарчук был обращен в вакф отмеченного милостью [Аллаха] мазара Хазрата Аллама Абу-л-Хасан Зийа ад-Дин-шайха Сыгнаки…» [14]. Приведенное здесь неопровержимое свидетельство XVI века ясно доказывает, что могила принадлежит хану Тохтамышу. Ведь С. Назарбекулы сам высек на построенном им мавзолее, что его предок родился в XVIII веке, то есть в 1680 году, и умер в 1743 году. Названия рек, приведенные в документе, такие как Хараш – Кыраш, Калта-Джалгийа – Келте Шалкия, Джулак – Жолек, до сих пор используются как названия местностей в окрестностях родника Тохтамыша.

Вышеупомянутые документальные доказательства ясно и недвусмысленно свидетельствуют о том, что хан Тохтамыш вечно покоится рядом со своим древним столичным городом Сыгнаком в Жанакорганском районе.

Орынбай БЕКЖАН,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского института тюркологии им. Х.А. Ясави, кандидат филологических наук

Previous Post

Бюджетные учреждения ЮКО на 100% готовы к отопительному сезону

Next Post

По следам предков в бескрайней степи

Next Post

По следам предков в бескрайней степи

Свежие записи

  • Какими будут цены на жильё в 2026 году? – ответ эксперта 18 декабря, 2025
  • В Алматы на борту самолёта иностранные граждане устроили драку 18 декабря, 2025
  • В Семее мужчина вырвал у беременной женщины телефон и применил силу 18 декабря, 2025
  • Самолёт Air Astana с 138 пассажирами совершил вынужденную посадку в Дели 18 декабря, 2025
  • Девушка проткнула парня ножницами из-за сообщения в телефоне 18 декабря, 2025
  • Каким будет курс золота в 2026 году – прогноз эксперта 15 декабря, 2025
  • Курс тенге к доллару в 2026 году: прогнозы экспертов и неожиданные тренды 15 декабря, 2025
  • Что ожидает экономику Казахстана в 2026 году? – мнение эксперта 15 декабря, 2025
  • «Сжёг из ревности»: в Петропавловске мужчина приговорён к 25 годам за убийство гражданской жены и двух друзей 15 декабря, 2025
  • Павлодарская пенсионерка перевела 2 млн тенге мошенникам, думая, что «возвращает деньги государству» 15 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.