Тохтамыш (1380-97/98), сын местного правителя Мангышлака Тойходжа-углана, предположительно родился около 1350 года [1]. Этот регион относился к владениям хана Ак-Орды Уруса (1361-1376). Историки связывают отделение Ак-Орды от Золотой Орды и ее становление как отдельного государства [2] именно с этим ханом Урусом. Он захватил Сарай, столицу Золотой Орды, в 1374-75 годах [3], а столицей Ак-Орды сделал Сыгнак, превратив его в город высокого уровня. Хан Урус был потомком Токай-Тимура, 13-го сына Джучи [3, 140]. Хан Абулгази приводит следующую генеалогию: Чингисхан – хан Джучи – Токай-Тимур – Узтемир – Ходжа Бадак-улан – хан Урус.
Родословная Тохтамыша также восходит к Узтемиру: «Узтемир – Сарымша Кенжек-улан – Токкул-ходжа-улан – Тойходжа-улан – хан Тохтамыш. У него было восемь сыновей: Джалелетдин, Джаббарберды, Куиккеримберды, Искендер, Абусагит, Кожек, Кадырберды, Токкылкожа. Имя его брата – Тулук-Тимур (Тохтамыша /прим. Б.О./), его сын Шина, его сын Хасан-улан, которого звали Ешкили Хасан. Его сын Мухаммед-хан, его сын Тастемир, его сын Гайат-дин-хан, его сын Хаджи-Гирей. У него было восемь сыновей: Давлет-яр, Нур-Давлет-хан, Хайдар-хан, Кутлук-Заман, Келдеш-менды, Керей-хан, Джамгурчи, Узтемир. Правители Крыма происходят из рода Хаджи-Гирея, но из-за удаленности земель очень трудно сказать, кто из них и когда стал правителем» [4, 118-119].
Перед нападением на Золотую Орду хан Урус поручил своим эмирам и бекам собрать войско. Эта идея не понравилась многим угланам и бекам. Среди них был и отец Тохтамыша, Тойходжа-улан. Он выступил против плана вторжения хана Уруса. По этой причине хан Урус, исходя из своих властолюбивых замыслов и не желая бессмысленной кровавой резни среди своих сородичей, убивает противников, в том числе Тойходжа-улана и Куттыкию, отца Едигея [5]. Именно эта ситуация, вероятно, послужила началом объединения Тохтамыша и Едигея для организации похода против хана Уруса.
Тохтамыш бежал от хана Уруса и нашел убежище у эмира Тимура. Тимур намеревался использовать эту ситуацию в своих целях. Он чувствовал, что могущественный сосед, хан Урус, планирующий нападение на Золотую Орду, в будущем станет и его противником. В связи с этим, желая «греть руки чужими», эмир Тимур дал Тохтамышу войско и направил его против хана Уруса. Несмотря на несколько поражений от хана Уруса, Тохтамыш не переставал возвращаться к Тимуру. Эмир Тимур также не отказывался снова давать войско и отправлять в новый поход. В конце концов, после смерти хана Уруса, Тохтамыш убивает обоих его сыновей и одерживает победу. Однако, став ханом, Тохтамыш забыл о прежней дружбе и выступил против самого эмира Тимура. Похоже, что именно эта ситуация, то есть ответ Тохтамыша на добро Тимура злом, стала причиной разрыва дружбы между ним и Едигеем. Кроме того, могла быть и другая, основная причина. Во время одного из очередных походов Тохтамыш напал на эмира Тимура и Едигея, а также на мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, считавшийся священным духом, и разграбил ценные реликвии [6]. Этот факт упоминается Е. Массоном в его труде, посвященном мавзолею Ходжи Ахмеда Ясави.
Это нападение произошло до того, как эмир Тимур построил новый мавзолей для Ходжи Ахмеда Ясави, и было нападением на старый мавзолей тюркского пира. Википедия приводит следующие данные: «До того, как эмир Тимур построил нынешний мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, в городе Ясы находился старый мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави». «По сообщениям Шараф ад-Дина Али Йезди, в 1388 году войска Тохтамыша разорили Ясы и разграбили мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, ставшего священным местом для тюркских племен. После того, как эмир Тимур разгромил Тохтамыша, часть захваченной добычи была потрачена на строительство мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави» [7]. После таких походов Тохтамыша эмир Тимур и Едигей объединились и начали походы, чтобы вразумить Тохтамыша.
Два основных похода прошли в 1391 и 1395 годах. После последнего похода Тимура Тохтамыш вел жизнь беглеца. Многие источники сообщают, что путь бегства Тохтамыша пролегал с правого берега Волги на левый, направляясь на север, а именно в Сибирь. Об этом пишет А. Сарай: «Сам хромец Тимур не отставал от Тохтамыша. Но густые северные леса, разлившиеся воды, слепящий туман и холодные ночи встретились, и войско, не видевшее такого, привыкшее к теплу, остановилось. Тохтамыш оставил след и ушел, не будучи пойманным. Хромец Тимур, взяв Укек (Саратов), достиг Илецка и, погрузив на арбы добытые драгоценности и дорогие вещи, 26 августа повернул обратно» [5, 447]. Похоже, что эмир Тимур поручил дальнейшее преследование Тохтамыша Едигею и хану Шадибеку.
Сам Тохтамыш знал и признавал причину вражды между ним и эмиром Тимуром, о которой говорилось выше: «Сидя в белом дворце Бердибека в Отраре, его нукеры сообщили, что прибыл посол от Тохтамыша. Послом оказался бахадур Караходжа из рода аргынов. Он поклонился, поцеловал ковер и передал приветствие Тохтамыша: «Я ответил злом на ваши добрые дела по отношению ко мне, и это привело меня в такое бедственное положение. Теперь моя единственная надежда – это ваше прощение. Если я достигну милости, я обещаю исполнять ваши желания».
Хромец Тимур оказал послу почести и пообещал, что после возвращения из этого похода он займется улусом Джучи и вернет его Тохтамышу. Он отправил подарки Тохтамышу через Караходжу (Тамерлан. М., стр. 458-459, 499-500).
Однако обещание не было выполнено, и менее чем через месяц хромец Тимур скончался в Отраре от невыносимых мук. В 1406 году погиб и Тохтамыш. Русские летописи сообщают, что он погиб от рук Шадибека, наследника Тимур-Кутлуга, в Нижнем Поволжье (Карамзин Н.М., Т. V, стр. 111). По словам Жирмунского: «Здесь (в Тюмени) есть курган, который местные мусульмане почитают как могилу Тохтамыша» (Жирмунский В.М., стр. 370) [5, 451].
Из этих данных мы убеждаемся, что сообщение «Тохтамыш погиб в районе города Тюмень на территории России» имеет под собой основание. Теперь обратимся к русским летописям: «Тохтамыш окончательно утратил политическое влияние, однако в последние годы стал склоняться к миру с Тамерланом, к которому даже отправил посольство. Поэтому Едигей после этой громкой победы не оставил Тохтамыша в покое и в течение продолжительного времени с переменным успехом боролся с ним. Тамерлан скончался в 1405 году, а Тохтамыш в 16-м сражении с Едигеем и Чокре был окончательно разгромлен и убит. Под 1406 годом Архангелогородский летописец (входит в Устюжский летописный свод) сообщает (л. 215 об. — 216):
Тое же зимы царь Женибек уби Тактамыша в Сибирскои земли близ Тюмени, а сам седе на Орде. [5] [8].
Машхур Жусуп также приводит одно свидетельство о пребывании Тохтамыша в бегах в Сибири: «Тогда Нуралы так сильно искал его, что Тохтамыш, куда бы ни скрывался, не находил места, чтобы спасти свою жизнь. В то время был дальновидный эмир Тимур, но и он не смог защитить Тохтамыша. Тохтамыш, спасаясь бегством, перешел Иртыш. Он укрылся в одном болоте. Он был босой, ноги его были порезаны камышом и кровоточили, и по следу этой крови его безошибочно нашли и убили, а тело вытащили на берег болота и похоронили. Ныне это болото называют Баян-копа» [9].
Существует еще одно правдоподобное предположение относительно наличия другой могилы ниже. Это мнение Б. Корганбекова о том, что Нурадин, после убийства Тохтамыша, отрубил ему голову и передал ее хану Шадибеку и Едигею в Сибири, а затем голова была похоронена там [10].
Приведем отрывок из нашей предыдущей публикации [11]:
«Этот рассказ связан со старыми кладбищами на месте, называемом горой Тохтамыса, расположенном примерно в 12 километрах от села Кыраш Кызылординской области, входящего в администрацию сельского округа Кыраш.
Вместо «горы» это скорее холм, на вершине которого находится старый каменный надгробный знак. Вокруг него также сохранились подобные следы могил. Народ называет это могилой Тохтамыша и его сорока (иногда сорока двух) нукеров. Нынешние жители точно не знают, кто был этот Тохтамыш. Однако народные предания и некоторые исследования указывают на то, что это был хан Золотой Орды Тохтамыш Туйе-ходжа (Тойходжа) Угланулы. Поэтому ученые, исследователи и журналисты пришли к выводу, что это именно хан Тохтамыш. Например, в труде известного писателя Ж. Алмаша, в монографии кандидата филологических наук А. Дуйсенби «Тюркские предания и легенды», в статье А. Ташеновой, опубликованной в сборнике «Жас галым» в городе Тараз в 2011 году, в статьях старейшего и известного лингвиста газеты «Жанакорган тынысы» К. Ертасова и других, указывается именно так. Данные о Тохтамыше, упомянутые в нашем священном наследии, в эпосе «Едиге», также соответствуют этому. В эпосе рассказывается, что Тохтамыш, спасаясь бегством от Едигея, сначала нашел убежище в Теликколе, а затем бежал к озеру Кокульди:
Я приду к Теликколю,
Если испугаюсь Теликколя,
К озеру Кокульди
Я приду и лягу,
Пусть мои молитвы будут услышаны… (по версиям Ш. Валиханова, А. Дибаева).
К востоку от холма с могилами находится глубокое озеро, очень удобное для укрытия беглецов от врага, и незаметное до тех пор, пока не подойдешь вплотную. Оно густо заросло камышом, как и описано в эпосе. Сейчас народ называет его просто «прудом». И это справедливо, так как в озеро впадают семь родников. До сих пор в этой местности есть старики, которые говорят, что озеро раньше называлось «Кокульди». А Теликколь – это озеро на территории соседнего с Жанакорганом Шиелийского района, на границе Бетпакдалы».
Сведения, связанные с этим названием Тохтамыса, были также записаны уроженцем этой местности, недавно ушедшим из жизни выдающимся писателем Д. Досжановым [12], который услышал их от своего отца и написал документальную повесть. Повесть называется «Зачем ты связался с эмиром Тимуром, принц». В ней события, связанные с ханом Тохтамышем, кратко излагаются следующим образом. В 1974 году писатель поехал отдыхать в Ялту, Крым. Однажды сотрудники места отдыха вместе со многими туристами повезли писателя на экскурсию во дворец хана Керея и Бахчисарайский фонтан в окрестностях. Этот дворец находится на склоне горы. Там же расположена могила дочери Тохтамыша, ханши Биби, и установлена мемориальная доска. Вероятно, увидев это, ему вспомнились события, связанные с Тохтамышем.
За год до этого, в 1973 году, он отдыхал в родном селе Косуенки. Там он услышал от отца о роднике Тохтамыса и спросил: «Какой Тохтамыш?» Тогда отец рассказал следующую историю: «Эта местность богата историей, – сказал отец, и в его глазах появилась грусть. В незапамятные времена в этой степи жил хан по имени Тохтамыш, наполняя ее шумом. Возвращался ли он с похода или отправлялся в поход, нам неизвестно. Он пришел и остановился у родника, который бурлил, пробиваясь сквозь камни, с сорока своими джигитами. Говорят, в те времена на южном склоне старого Каратау текли полноводные горные реки, впадающие на западе в Сырдарью. Между холмами, подобными ладоням, были луга, похожие на войлок, и кусты, похожие на шапки. Нынешние немногочисленные деревья у блестящего родника, возможно, являются остатками того густого леса. Ох, мир, мир! Итак, Тохтамыш с сорока своими сарбазами, верными товарищами, то ли испугавшись внезапного толчка, бежал… то ли спешил в свою дальнюю ставку… нам неизвестно… Они остановились на ночь у того ярко бурлящего родника. Уставшие с дороги путники, подложив под головы седла и попоны, лежали под сияющими, как свечи, миллионами звезд. Сон их был крепким.
… Возможно, так и было. Короче говоря, край отряда, спящего крепким сном, шевелится. Двое-трое сарбазов были мертвы. Подобно кошкам, они поднялись с места и обезглавили спящего хана… Один из них, полуживой, сказал: «Мы были людьми Тохтамыша».
Из изложенной в повести истории видно, что ни писатель, ни его отец не были осведомлены о деталях смерти Тохтамыша. Так и должно быть, ведь в то время исследований исторических реликвий практически не было. Д. Досжанов, услышав этот рассказ, отправился к могиле, попробовал родниковой воды и осмотрел окрестности. Если бы писатель был жив, он, несомненно, возглавил бы борьбу с безрассудством тех, кто претендует на могилу хана Тохтамыша.
Информация, полученная от отца писателя Д. Досжанова, ценна тем, что она была озвучена в раннее время. Также он рассказал, что в средневековье южный склон Каратау был полон рек, озер, лесов и родников. То есть, это была местность, где беглецы могли скрываться от посторонних глаз. В повести упоминается, что в 1973 году на кладбище сохранились остатки старого мавзолея. Кроме того, слова отца писателя «хан Тохтамыш, наш хан» доказывают, что кладбище принадлежит хану Тохтамышу и что оно известно таким образом с давних времен. Если бы было проведено археологическое исследование, даже если бы тело хана было обнаружено обезглавленным, это подтвердило бы, что кладбище связано с ханом Тохтамышем.
Существует следующая легенда, связанная с горой Тохтамыса: «Тохтамыш с примерно 40 людьми отдыхал на берегу упомянутого родника. Двое-трое из его сарбазов оказались предателями и убили Тохтамыша и его спящих товарищей одного за другим. На следующее утро крестьяне этой местности обнаружили это, и, поняв от одного из полуживых, что «это были люди Тохтамыша», похоронили всех. С тех пор это место стало называться «Тохтамыс». В эпосе «Едиге» также рассказывается, что сын Едигея, Нурадин (Нуралы), преследуя Тохтамыша, убил его у озера Кокульди, и в это время один из нукеров хана спал под тополем. Кадыргали Жалайыри в своем труде «Джамигат тауарихы» подробно рассказывает, как Нурадин застал врасплох и убил батыров Ятыма, Тобала, Караходжу, которых Тохтамыш оставил в качестве стражи во время своего бегства. «Хан был беспечен со своими нукерами, они тоже погибли», – говорит великий историк [13].
Видите ли, такое совпадение легенды и исторических данных, причем даже деталей событий, встречается не так уж часто. Существует также совпадение между легендарными и материальными свидетельствами, связанными с этим событием. В другом предании о Едигее говорится, что Тохтамыш построил сторожевую башню у озера Кокульди. У озера на упомянутой горе Тохтамыса также есть руины какого-то здания или башни к югу от него. В связи с этим, вопрос о принятии этого памятника под государственную охрану и проведении раскопок давно назрел. Наличие в этой местности мест под названием «Ханская казна», «Ханская юрта» также усиливает уверенность в том, что местное кладбище принадлежит хану Тохтамышу. Еще одна легенда, связанная с горой Тохтамыса, гласит, что здесь находится только тело хана, а голова находится в другом месте. В версии Шокана эпоса «Едиге» упоминается, что Нурадин увез голову Тохтамыша, привязав ее к седлу. Один из исторических источников сообщает, что Тохтамыш погиб в Сибири, а его могила находится в Улытау, о чем Б. Корганбеков [10] высказал обоснованное мнение. Когда столицей Ак-Орды был город Сыгнак, сам Тохтамыш много раз приезжал сюда с различными целями. Возможно, он приезжал сюда за поддержкой в случае угрозы жизни.
Могила Тохтамыша в селе Кыраш, где он скончался, находится недалеко от древнего Сыгнака. В те времена сюда был проведен канал для подачи воды из Сырдарьи. Место, где был проложен этот канал, и сам регион назывались Тюменарык. Это название, совпадающее с названием региона Тюмень в Сибири, наводит на новые мысли. Кто знает, возможно, название сибирского региона Тюмень также возникло в связи с могилой знаменитого хана Тохтамыша.
Первой информацией, касающейся истории хана Тохтамыша, была только документальная повесть писателя Д. Досжана, упомянутая выше. Другие многочисленные источники были исследованы и найдены благодаря мастеру Саину Назарбекулы, который, ища могилу своего неизвестно где погибшего батыра-предка, последовательно присвоил себе Тохтамыса в Улытау, а затем и могилу хана Тохтамыша в Жанакоргане. С. Назарбекулы, который искал «где находится могила Тохтамыша», вступил в сговор с корыстными людьми из рода Жани племени конырат в Жанакоргане и примерно с 2012 года начал строить мавзолей на могиле хана Тохтамыша для своего предка. Похоже, он хотел построить его тихо, без лишнего шума, и постепенно полностью присвоить. Судя по всему, он был знаком с легендой о том, что «могила принадлежит хану Тохтамышу». Таким образом, С. Назарбекулы завершил строительство «мавзолея своего предка». Мы посетили этот мавзолей 22 ноября 2015 года и сфотографировали его.
Мы встретились и поговорили с Итаяковым Жалбызбаем, владельцем местного крестьянского хозяйства «Тохтамыс», и Бимбетовым Нурланом, ветеринаром этого хозяйства. В ходе одного из разговоров Бимбетов Нурлан подтвердил, что сведения о захоронении обезглавленного человека в упомянутой могиле передаются с давних времен.
Помимо вышеупомянутых неопровержимых доказательств, существует свидетельство, которое безоговорочно доказывает, что в могиле на «горе Тохтамыса» покоится тело хана Золотой Орды Тохтамыша. В 1006 году по хиджре, что соответствует 1598 году по григорианскому календарю, по приказу шайбанидского Абдуллы-хана, бахадур-султана, был написан указ. В нем четко указано, что «родник Тохтамыш» принадлежит городу Сыгнак. Упомянутое в указе, что нынешнее село «Кыраш» получило свое название в честь реки «Кыраш» того времени, подтверждает информацию из указа. Приведем теперь отрывок из этого исторического документа: «На основании этого мы в настоящее, [уже] указанное, время повелели: «Источник Токтамыш, и источник Хараш, и канал Калта-Джалгийа, и канал Кызыл-Тал, и канал Арсланди, и канал Джулак, и канал Минг-Булаг, за исключением источника Хисарчук, являются мульком жителей Сыгнака, так как упомянутый Хисарчук был обращен в вакф отмеченного милостью [Аллаха] мазара Хазрата Аллама Абу-л-Хасан Зийа ад-Дин-шайха Сыгнаки…» [14]. Приведенное здесь неопровержимое свидетельство XVI века ясно доказывает, что могила принадлежит хану Тохтамышу. Ведь С. Назарбекулы сам высек на построенном им мавзолее, что его предок родился в XVIII веке, то есть в 1680 году, и умер в 1743 году. Названия рек, приведенные в документе, такие как Хараш – Кыраш, Калта-Джалгийа – Келте Шалкия, Джулак – Жолек, до сих пор используются как названия местностей в окрестностях родника Тохтамыша.
Вышеупомянутые документальные доказательства ясно и недвусмысленно свидетельствуют о том, что хан Тохтамыш вечно покоится рядом со своим древним столичным городом Сыгнаком в Жанакорганском районе.
Орынбай БЕКЖАН,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского института тюркологии им. Х.А. Ясави, кандидат филологических наук