1. Наследие старика Отеуила
На склоне гор Жетысу, у берега реки, расположилось село Шошанай. Несмотря на то, что район называется уйгурским, это казахское село. С наступлением лета дети уезжают в горы. Дедушка и бабушка Нуркена отправляются в место под названием Кызылтекше. Дедушка Отеуил работает в колхозе, сеет ячмень, сторожит. Горные ручьи, стекающие с ущелий и склонов, впадают в реку. Проходя через Тиктеиский, Карашагыл, Есексай, Кертас, Тотесай, Базарсай, выходят к Кызылтекше. Есть место под названием Жинишке. На вершине горы есть озеро, красивое, как золотая чаша. Перевалив через озеро, начинается «Сырт». Оттуда путники уходят в Кыргызстан. Горная вершина ровная, там сеют ячмень. Летом Нуркен три месяца проводит у дедушки и бабушки Отеуила и Улдан. Дедушка Отеуил видел его мать, ее звали Зауре, она умерла в пять лет. Он помнит, как его старшая бабушка водила его за руку. Когда старейшина казахского народа, проживший долгую жизнь, умирал, по обычаю учительница Орынкуль пятилетнему мальчику сказала: «Если хочешь конфет, вот, бабушка даст!» Перед похоронами старшей бабушки, когда ее уложили в ширму, этот ребенок подошел к умершей и попросил конфет.
Дедушка Отеуил в возрасте 8-9 лет дал ему ружье и отправил в ущелье. Соседский мальчик, на 3-4 года старше Нуркена, позвал его в горы поохотиться на зайцев. С наступлением темноты, увлеченные охотой, дети не заметили, как пролетело время. Взобравшись на холм, Нуркен услышал обеспокоенный крик бабушки Улдан: «Нуркен!» В этом крике он почувствовал угрозу наказания. В тот день он вернулся домой плача. Залаяла собака, отец Ашимхан вышел во двор. Мальчик вел осла, привязав его к изгороди. Отец ударил его прутом, бабушка бросилась на него со словами: «Не бей!» То, что отец ударил его всего один раз, крепко засело в памяти ребенка. Теперь, когда он думает об этом, его мать Жамила очень строго воспитывала детей, говоря: «Если что-то испортишь, пусть отец не знает». «А что, если бы отец узнал?» Представить отца таким авторитетным, как высокую гору, – это принцип казахского воспитания.
Старик Отеуил часто рассказывал внуку о своем детстве. Дома была книга Абая, старая, переплетенная в Алматы. Дедушка наизусть читал стихи Абая. Нуркен, ерзая от желания поиграть, не мог дождаться конца стихотворения, чувствуя себя связанной нитью, как птица в сети, томясь от внутреннего недовольства, еле сидел. Дедушка не отпускал его на улицу просто так. «Открой эту страницу, давай, читай вслух!» – приказывал старик. Кто бы мог подумать тогда, что он позже выйдет на большую сцену в образе Абая. Сейчас Нуркен, следуя примеру деда, читает своим двум сыновьям слова назидания Абая, заставляет их учить стихи, через них он сам стремится черпать из плодотворного источника, получать новое понимание.
Если на горе росли черные тополя, ивы, боярышник, можжевельник, яблони там, где ходят лошади и люди, дедушка обрезал их острые ветки, чтобы они не мешали и не цеплялись. Он убирал камни с дороги в горной реке.
Дедушка Отеуил родился в 1919 году. В детстве у него почти не было одежды. Летом он гонял борзых босиком. Дедушка с юных лет был охотником, костоправом, изготавливал седла и различные изделия. Однажды отец разбудил его и его младшего брата Отеуилхана и сказал, что к дому подъехали солдаты на арбе. У них была еда. Отец проделал дыру в мешке, высыпал горсть ячменя и приготовил немного еды. Дедушка с детства охотился на зайцев. Отеуилхан погиб на войне. Его последнее письмо было написано в стихах с берегов реки Дон. Когда дедушка ступил на польскую землю, медсестра по имени Галя вылечила его. Дедушка Отеуил шутил своей жене: «Эх, если бы я взял Галю, а не тебя», – но бабушка обижалась, отворачивалась. Когда дедушка ругался, бабушка молчала. Когда он уходил к скотному двору, бабушка ругалась с дедушкой за его спиной. Когда они повзрослели, они поняли, какая это была взаимная уважительность! Они не говорили друг другу обидных слов. Бабушка была очень дружна со своей свекровью. Она не позволяла внукам ругаться матом, пресекала это. Нуркен однажды сдал своего старшего брата Баглана взрослым за то, что тот его обругал, и тот получил по заслугам.
От дедушки остались ивы, во дворе росли очень толстые клены. Яблони, когда на них появлялись завязи, приносили обильный урожай. Дедушка говорил: «Срубите, когда я умру», – и не разрешал рубить старые пни клена. Традиция сажать молодые саженцы и деревья во дворе, где остались следы предков, передается в этой семье от отца к сыну.
2. Воспитание Амангельды Сембина
Нуркен видел, как отец играл на баяне, гармони, мастерски играл на домбре. В 60-е годы прошлого века существовала традиция, когда молодежь играла на баяне на улице. Любовь к искусству зарождается в семье.
Казахский юноша сначала подчиняется воле родителей при выборе профессии. В село пришло два письма для отличников школы. Когда Нуркен получил одно из них, родители сказали: «Сынок, путь искусства труден, зачем он тебе, лучше поступи на ветеринарный факультет, как все». Он подал документы в Алматинский ветеринарный институт и не поступил, чему обрадовались и брат Бекжан, и он сам. Бекжан устроил своего младшего брата на работу реквизитором в Казахский государственный академический театр драмы имени Мухтара Ауэзова. Реквизит – это театральные бутафории, швейный цех, имущество, предметы. Работая чернорабочим, молодой человек за год полностью подготовился к актерской карьере.
Он видел закулисье сцены, то, что за ширмой, большие спектакли. Крылья мечты росли. Так, запах театра имени Мухтара Ауэзова остался в носу Нуркена. Детские мечты – это начало, он начал мечтать, говоря «эх, если бы!». Бекжан Турыс, ведущий актер Казахского драматического театра имени Мухтара Ауэзова, является дальним родственником Нуркена. Брат Бекжан сыграл роль в выборе профессии. В кружке художественной самодеятельности Нуркен играл в оркестре. В 1988 году, когда впервые отмечался праздник Наурыз, он играл в образе Тазша бала на белом осле. «Игай-ай, игай, игай-ай!» – пел он под старую мелодию, и люди удивлялись, откуда это взялось. Бекжан Турыс, будучи студентом Академии искусств имени Т.Жургенова, видел своего младшего брата со стороны. «Ты теперь готовься к актерскому мастерству!» – Бекжан начал обучать Нуркена весной запоминанию стихов и основам сценического искусства. Отец Нуркена Ашимхан дружил с известным мастером Даркембаем Шокырбаевым. В музее Даркембая Шокырбаева хранится посох Отеуила, посох