Не секрет, что многие названия регионов в нашей стране имеют давнюю историю, сохранились и запомнились. Мы настолько прониклись именами героев, вождей и личностей других народов, которые не имеют никакого отношения к казахам, что даже боимся что-либо менять, будто сами изменимся. Мы как-то склонны продолжать считать чужие имена подходящими для нашей родной земли. Раньше зимние пастбища, летние пастбища, осенние пастбища назывались именами людей, населявших эту местность. Однако даже места со специальным названием менялись по определенным причинам. Для этого ни у кого не спрашивали разрешения, и никто не нуждался в специальном согласии. Таким образом, не разбираясь, подчинялись большинству.
В целом, при рассмотрении закономерностей формирования названий земель и вод Акмолинского региона, во-первых, следует учитывать особенности ландшафта. Во-вторых, образ жизни казахов, связанный с кочевым скотоводством, также отражается в топонимах региона. Топоним (греч. topos – место, onymа – название) – географическое название, имеющее культурно-историческое значение. В топонимии области, наряду с названиями, отражающими различные природные особенности, характер объектов, их местоположение, флору, фауну и образ жизни кочевых казахов, встречаются также названия родов-племен кочевников, а также имена землевладельцев. В качестве примера можно привести вывод А.М. Селищева: «В Казахстане было два основных источника формирования топонимов: имя землевладельца или ландшафт».
В качестве части местных названий можно назвать этнонимы (названия народов, народностей, наций) и антропонимы (названия, образованные от имен людей). Специалисты, изучающие географические названия, называют названия родов-племен «генонимами». У всех народов, относящихся к категории древних кочевников, летние и зимние пастбища находились во владении определенных родов, в том числе родовладельцев. Поэтому названия родов-племен и имена людей тесно связаны с названиями населенных пунктов, географических объектов, гор, рек и озер. Также имена уважаемых людей, принесших пользу народу, давались названиям земель и вод, чтобы они не были забыты. В качестве одного из доказательств этого, давайте проанализируем, почему река Атбасар, известная с давних времен, получила название «Жабай», опираясь на записи краеведа Клары Амиркызы из этого региона.
С XIX века Атбасарский регион – историческое место с богатыми данными. Человек, глубоко погрузившийся в историю, может легко заметить, что этот регион, населенный полукочевыми народами, никогда не оставался пустым. Известно, что в XVIII веке в этом регионе зимовали аулы Абылая. Согласно архивным документам, в сообщении переводчика Ф. Гордеева, который в 1761 году 3 июля посетил ставку султана Абылая (в то время Россия не признавала титул хана Абылая) для выяснения отношений казахов Среднего жуза с Китаем, говорится: «…Султан Абылай кочует при речке Атбасар и урочище Колутон при горе Зиланды тав, то есть при З