Начался учебный год. Родители задаются вопросами о нововведении Министерства образования и науки, о котором говорят с прошлого года – внедрении 5-дневной учебной недели в школах: «Когда эта идея будет реализована?», «На сколько дней может быть продлен учебный год?». В МОН РК дали разъяснения по основным механизмам внедрения 5-дневной учебной недели.
Родителей и учеников беспокоит возможное сокращение продолжительности каникул. Что касается 5-дневной учебной недели, то министерство создает все условия для ее внедрения. Важно отметить, что продолжительность учебного года не изменится, сохранится привычный порядок. Учебный год начнется без изменений в сентябре и, как обычно, завершится 25 мая. Приказ Министерства образования и науки РК «Об определении начала, продолжительности и периодов каникул в организациях среднего образования в 2017-2018 учебном году» вышел в июне. В нем продолжительность учебного года установлена: для предшкольных классов – 32 учебные недели, для 1 классов – 33 учебные недели, для 2-11 классов – 34 учебные недели.
Продолжительность каникул также не изменится. Для 1-11 классов осенние каникулы – 7 дней, зимние – 10 дней, весенние – 13 дней. Для предшкольных классов осенние каникулы – 7 дней, зимние – 14 дней, весенние – 15 дней, а также для малышей установлены дополнительные 7-дневные каникулы в период с 1 по 7 февраля.
Это, несомненно, будет приятной новостью для родителей и учеников. А уменьшится ли учебная нагрузка?
Да, ведется планомерная работа по снижению нагрузки на детей. Напомним, в прошлом году по предложениям родительских сообществ и экспертов был уменьшен объем домашних заданий.
Министерство утвердило методические рекомендации по выполнению домашних заданий. Следовательно, время, затрачиваемое на выполнение домашних заданий, сократится на треть по сравнению с предыдущим периодом.
Время на выполнение домашних заданий не должно превышать: 50 минут для 2 классов, 70 минут для 3-4 классов, 90 минут для 5-6 классов, 110 минут для 7-9 классов, 130 минут для 10-11 классов.
Домашние задания не задаются на праздничные дни и каникулы. Исключение составляют задания по чтению художественной литературы, выполнению проектных работ, решению задач по углубленному изучению математики, а также задания, направленные на улучшение навыков чтения у учащихся 1 классов со второго полугодия.
Кроме того, с нового учебного года продолжительность урока составит 40 минут. Такой порядок установлен в Назарбаев Интеллектуальных школах. Следовательно, в расписании 40-минутных уроков освободится 30 минут времени в день. Поэтому, даже при добавлении дополнительных уроков, ученики будут находиться в школе всего на 10 минут дольше обычного, и нагрузка существенно не изменится.
Изменятся ли учебные программы в условиях 5-дневной учебной недели? Касается ли это всех школ и классов?
Учебные программы и количество часов, выделенных на освоение каждого предмета, не изменятся. Согласно новым санитарным правилам, разрешается внедрение 5-дневной учебной недели в 1-11 классах школ. Это касается всех школ общего среднего образования и школ для одаренных детей. Объем учебной нагрузки в школах легко распределяется на 5-дневную учебную неделю. Ситуация в гимназиях и лицеях несколько сложнее.
Согласно типовым учебным планам общеобразовательных школ, максимальный объем недельной учебной нагрузки в 1-11 классах составляет от 24 до 39 часов. Новые санитарные правила предусматривают такую нагрузку.
А ежедневную нагрузку, то есть – сколько уроков должно быть в день, каждая школа определяет самостоятельно, учитывая свои возможности и условия. Конечно, расписание уроков должно быть согласовано с родительским комитетом. Это также является признаком возрастающей с каждым годом полномочий и ответственности попечительских советов, создаваемых в школах, и общества в целом.
Означает ли внедрение 5-дневной учебной недели, что наши дети не будут учиться по субботам?
Основной смысл внедрения 5-дневной учебной недели – предоставить нашим детям 2 выходных дня. Министерство обеспечивает для этого все необходимые условия и возможности. По нашему мнению, министерство не должно вмешиваться в определение и утверждение расписания уроков каждой школы. Этот вопрос каждая школа решает самостоятельно. Например, если все уроки в школе проводятся в одну смену, или если объем школы и количество кабинетов позволяют проводить обучение в две смены, то руководство школы, согласовав с попечительским советом или родительским комитетом, может выбрать переход на новый режим. Большинство школ имеют возможность выбрать «пятидневку». Понятно, что школы, где обучение ведется в три смены, не смогут перейти на такой режим.
Как было сказано выше, внедрение 5-дневной учебной недели в гимназиях и лицеях является более сложным вопросом. В таких школах, помимо основной нагрузки, есть гимназический и лицейский компоненты. Из 7100 школ страны около 300 являются гимназиями и лицеями. В начальных классах таких школ есть возможность внедрения 5-дневной учебной недели. Что касается старших классов, то в гимназиях-лицеях часть кружковой и проектной работы приходится проводить по субботам. В таких случаях мы предлагаем не ставить сложные предметы на субботы, а проводить, например, уроки по физической культуре, начальной военной подготовке, кружковые занятия, конкурсы и экскурсии. При этом, учитывая необходимость проведения уроков по некоторым предметам в музеях и других исторических, культурных объектах, не следует забывать о возможности проведения некоторых уроков вне школы.
Национальный портал