ru.ult.kz
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире
No Result
View All Result
ru.ult.kz
No Result
View All Result

Главная страница » Национальное искусство » «Мир моего деда» или тайна загадочного существа

«Мир моего деда» или тайна загадочного существа

Редакция Ult.kz by Редакция Ult.kz
29 августа, 2017
in Национальное искусство
0

Образ дракона часто встречается в казахских сказках. Картина борьбы героев с чудовищем, обладающим огромной силой и причиняющим вред человечеству, навсегда осталась в нашем сознании. Многоголовый дракон побеждался героями, и сказка заканчивалась благополучно. Мы пугались от страшного образа, который представляли, и искренне радовались смерти этого дракона. Я не помню, чтобы в каких-либо сказках это чудовище, представленное как отрицательный персонаж, оставалось в живых или побеждало. Следовательно, цель сказки – внушить ребенку, что добро и справедливость побеждают, жертвуя отрицательным образом. Но почему именно дракон был выбран для изображения этого чудовища, пожирающего людей заживо? Литературовед, фольклорист ученый С. Каскабасов рассуждает: «Дракон, в конечном счете, – это огромный змей». Огромный змей, который для нас является лишь сказочным персонажем, на самом деле не был обладателем безграничной доброты. Возможно, поэтому он, вытягивая шею из юрты, пьющий воду из реки, иногда вызывающий дождь с неба, охраняющий мир мертвых и провожающий души в загробный мир, предстает в нашем сознании не как змея и не как дракон, а как некое загадочное существо.

Скульптура С. Нарынова «Мир моего деда», занявшая почетное место в Национальном музее, заставила меня задуматься. Образ змеи, пытающейся проглотить собственный хвост, вылит из бронзы. Совершенно не похож на обычную змею. Грива, спадающая с затылка, и пышные, раскинутые редкие крылья придают ему особую суровость. Четыре пальца на безвольных руках сжимаются в кулаки. Или нам следует считать их ногами? В любом случае, в его движениях проглядывает оттенок загадки.

Мне захотелось поговорить с этим загадочным существом. В любом произведении можно увидеть душу автора. Это неудивительно. Поэт, писатель, композитор, художник, скульптор – все передают свою мысль через свое творение. «Какое отношение огромный змей, похожий на дракона, имел к деду Сакена Нарынова?» – думаю я. Или это произведение родилось из воспоминаний о сказках, которые дед рассказывал в детстве? Судя по названию «Мир моего деда», дед жил только в мире сказок… Очевидно, что человек, будучи разумным, не ограничивается сказочными персонажами, откладывая свою жизнь в сторону. Даже если так, неужели весь сказочный мир передан только образом змеи? Разве мало положительных героев в сказках? Можно было бы создать скульптуры и для приятных образов, радующих глаз.

Мои мысли разделились. Я хотел понять смысл скульптуры. Я хотел столкнуться с мыслью, скрытой автором. В итоге я так и не смог выбраться из круговорота таинственного произведения…

Его безвольные руки и печальные глаза потрясли мое сознание. Не веря своим глазам, я снова и снова всматриваюсь в его лицо. Глаза старости, нуждающейся в милосердии. Точно такие же. Ничем не отличаются. В моем сознании вспыхнул образ глаз моего покойного деда, который долго сидел, устремив взгляд в одну точку, ожидая своего младшего сына. Какое сходство! Я поражен.

Или автор, изображая «чудовище», изрыгающее огонь, хотел передать, что даже те, кто гордо шествует, сметая все на своем пути и уничтожая противников, тоже слабеют, нуждаются в милосердии и попадают в жалкое положение? Первый, кто увидит это, несомненно, заметит устрашающий образ, полный злобы. Образ жестокого человека, готового отнять у тебя то, что ты дал, и то, чего ты не дал, растоптать и напасть. Настолько алчный, что готов причинить вред себе, если его желания не исполнятся, – владелец ярости, мести, злобы. Образ хищника, свернувшегося в три кольца и изрыгающего огонь, невольно притягивает.

«Мир моего деда»… Вспомнился мой дед. Каким был мир моего деда. Если бы нужно было описать мир моего деда одним словом, что бы я сказал? Мыслей много, ответа нет. Возможно, «дед» – это общество? Не заботясь о твоем положении, оно бьет тебя в самое слабое место, не обращая внимания на твои падения и спотыкания, безжалостно заставляет подчиниться своим требованиям и пытается осуществить свои желания. Нынешнее общество, похоже, не отличается от этого скульптурного образа. У тебя не хватит сил противостоять, некому спросить совета, поднимешь голову – найдешь врагов, готовых тебя уничтожить. Остается только следовать. Никто не намерен бороться с такой сильной мощью, нет другого выхода, кроме как смириться, рискуя.

Автор хотел сказать это? Не знаю…

Судя по тому, что глаза сделаны не из черного камня, возможно, автор изобразил положительного героя? Хотя его облик суров, в глазах загадочного существа, кажется, скрывается хоть немного тепла. Из глаз струится милосердие. На первый взгляд, это напоминает старика, который, кусая свой хвост, как змея, грызущий палец, с сожалением и безысходностью принимает свою участь. Он выглядит опечаленным поведением своих непослушных сыновей и дочерей, которые не слушаются его и не следуют его советам. Потому что я чувствую в его глазах оттенок печали. Кажется, в душе деда, который внутренне осознает невозможность вернуть отравленное поколение, есть гнев. С другой стороны, я увидел облик героя, который в свое время был обладателем несгибаемого духа, упорной силы и безрассудной храбрости. Образ настоящего героя, который, несмотря на старость, хочет стремиться вперед, хочет быть полезным, но не может победить старость и страдает от невозможности смириться с ней. Создается впечатление, что он с горечью смотрит вслед сильным и могущественным, не в силах следовать за вооруженным отрядом, который он когда-то возглавлял.

Различные мысли не дают покоя. Сколько бы я ни предполагал, я не был удовлетворен своими догадками. Многие скульптуры можно понять с первого взгляда, мысленно сложив их смысл. Узнав их историю, безмолвно постигаешь их послание. А эта скульптура, кажется, скрывает особую тайну. Мое любопытство возросло, и я еще больше захотел узнать ее скрытый смысл. Я позвонил Сакену Нарынову и высказал свое желание. Он не отказался от разговора. К моему счастью, автор приехал из Алматы в Астану, и представилась возможность для приятной беседы.

После того, как Сакен Нарынов переступил порог Национального музея, я приблизился к змее, которая была для меня «миром, полным загадок», и ласково погладил ее. Несмотря на мои многочисленные вопросы, он спокойно посмотрел и начал свой рассказ.

«Во всех народах существует понятие «вселенная, мир». В древности некоторые народы верили, что слон или огромное животное держит шар, то есть землю. Также существовало представление, что нечто неизвестное поддерживает квадратный мир. А африканцы представляют вселенную в образе этой скульптуры дракона. У казахов же было представление, что огромный дракон держит небо головой, верхнюю часть земли телом, а подземный мир ногами. Это, конечно, мифическое представление, сформировавшееся в древности. Отсюда и началось восприятие змеи как дракона и почитание ее как священной. Всем известно, что казахи с давних времен почитают змею, поливая ей голову молоком».

Автор пояснил, что под «дедом» в этой работе под названием «Мир моего деда» он хотел сказать обо всех наших предках.

«Если присмотреться, скульптура дракона трижды свернута в виде кольца. Каждое кольцо несет свой смысл. На каждом из них есть ноги. Здесь три вида ног. Одна – неподвижно стоит на месте, вторая – бежит, третья – идет спокойно. Нога, стоящая на месте, кусает тело. Это означает, что человек, который не ищет, не развивается, терпит поражение, становится жертвой, не может идти в ногу с обществом. Нога, бегущая, соединяется с головой дракона и кусает другую часть тела. Это означает, что человек, который постоянно ищет, знает, учится, прозревает, опережает бесцельного человека. Нога, идущая спокойно, не кусает и не кусается. Она движется равномерно. Через эти три ноги я хотел показать результат развития человечества», – так С. Нарынов подробно остановился на каждой части скульптуры и раскрыл ее смысл.

Эта скульптура выполнена в форме растения эфедра. Данные об этом растении встречаются в письменных источниках о сакской культуре. В тот период листья эфедры символизировали бесконечность, вечность. Три кольца в скульптуре – это три разных проявления определенной вселенной.

На вопрос «Почему змея кусает свой хвост?» С. Нарынов ответил: «Я сочетал древнетюркское мировоззрение с мифическими представлениями всего народа. Через это я хотел сформировать общее для всего человечества понятие. Как, спросите вы? В этой скульптуре есть образ уробороса. Уроборос – это образ дракона, свернутого в кольцо и кусающего свой хвост. Сворачивание змеи в скульптуре в кольцо означает непрерывное движение вселенной. Уроборос, то есть дракон, днем съедает свое тело до определенного объема, а ночью снова вырастает до того объема, который съел. Об этом говорится в науке. Это закон равновесия. А если он съест больше, то не успеет вырасти и пожертвует собой. Если съест меньше, все равно вырастет больше и не сможет себя контролировать. В жизни должен соблюдаться этот закон. Чтобы получить свою долю в жизни, нужно делиться тем, что имеешь с другими. Ценным становится только тот, кто обучает других тому, что знает. Я хотел пропагандировать это. В скульптуре сочетаются образы дракона и священной змеи, почитаемой казахским народом», – так автор раскрыл тайну, скрытую в образе змеи.

Уроборос впервые был изображен в Египте и был известен как символ, характеризующий непостоянство времени. Позже этот символ широко распространился в разных странах, и каждый народ придавал ему свое значение в соответствии со своим мировоззрением. В Древней Греции уроборос символизировал неизвестный период без начала и конца. Этот символ встречается и у индийского, и у китайского народов. Он использовался для пропаганды меры жизни, жизни и смерти, постоянного развития и угасания, роста и исчезновения. Этот образ встречается и в истории религии. Уроборос также появлялся в алхимии и приобретал свое значение. Упомянутый образ можно встретить и в магии, психологии, мифологических воззрениях.

Эта скульптура в Национальном музее является второй обработанной и переделанной работой. Первая находится в Музее Первого Президента РК. Автор работал два года после возникновения идеи. Вторая работа, хоть и выполнена из бронзы, не сильно отличается от первой. Чешуйки на коже змеи были сделаны вручную и расположены в ряд. В целом, после того как форма скульптуры была готова, на создание второй скульптуры не потребовалось много времени. Эта работа была завершена за три месяца.

Мое уважение к существу, которое притягивало меня как магнит и побуждало раскрыть свою «тайну», возросло. Это оказалось не общество, как я думал, не сожалеющий дед и не бессильный герой, а произведение, рассказывающее о мире наших предков. Я понял, что оно пропагандирует главные, ненаписанные, но общие для всего человечества принципы «отдавать и получать» из восемнадцати тысяч миров. Этот принцип, как говорил мой дед, казак: «Будешь щедрым – не обеднеешь». Всем известно, что он ценил щедрость, которая была причиной добра, и молил Бога: «Даже если заберешь мое, не забирай мою щедрость». Если вы посетите Национальный музей, не забудьте поздороваться с драконом, который несет в себе вселенскую истину и вносит свой вклад в то, чтобы человечество было здоровым, природа – изобильной, а жизнь – непрерывной.

Previous Post

Верховный муфтий: Курбан-айт – великий праздник, укрепляющий единство родных

Next Post

Бакытжан Сагинтаев дал поручения по исполнению задач, поставленных Главой государства

Next Post

Бакытжан Сагинтаев дал поручения по исполнению задач, поставленных Главой государства

Свежие записи

  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 12 декабря, 2025
  • Какие важные мероприятия пройдут в Алматы ко Дню независимости? 12 декабря, 2025
  • Какие имена были самыми популярными для детей в 2025 году? 12 декабря, 2025
  • В стране раскрыты крупные преступления, включая торговлю детьми и «элитный эскорт» 12 декабря, 2025
  • В Акмолинской области религиозная группа пропагандировала «свободные половые отношения» (ВИДЕО) 12 декабря, 2025
  • Жительница Ленгера столкнулась с тяжёлыми осложнениями после удаления зуба в неизвестной стоматологии 12 декабря, 2025
  • Отвлёкся на телефон: в Алматы водитель автобуса сбил девушку на пешеходном переходе 11 декабря, 2025
  • Трагедия на железной дороге: грузовой поезд сбил четырёх человек 11 декабря, 2025
  • Сколько дней отдыхают казахстанцы на День независимости и Новый год? 11 декабря, 2025
  • «Она легла в больницу только потому, что у неё не шло молоко»: в Алматы умерла женщина после родов 11 декабря, 2025

Рубрики

ULT TV U magazine Актуальное Без категории В мире Вторая Республика Год рабочих профессий Духовность Защита Интересное Комментарии Культура Национальная история Национальное искусство Общество Политика Постtimes Преступление Регионы Спорт Экономика и бизнес
Құрылтайшы: «Tengri Gold» ЖШС
2012-2021 © Ұлт порталы
ҚР Ақпарат және қоғамдық даму министрлігі Ақпарат комитетінің №KZ71VPY00084887 куәлігі берілген.
Авторлық және жарнама құқықтар толық сақталған.

Сайт материалдарын пайдаланғанда дереккөзге сілтеме көрсету міндетті. Авторлар пікірі мен редакция көзқарасы сәйкес келе бермеуі мүмкін. Жарнама мен хабарландырулардың мазмұнына жарнама беруші жауапты.

Рубрики

  • U magazine
  • ULT TV
  • Актуальное
  • Без категории
  • В мире
  • Вторая Республика
  • Год рабочих профессий
  • Духовность
  • Защита
  • Интересное
  • Комментарии
  • Культура
  • Национальная история
  • Национальное искусство
  • Общество
  • Политика
  • Постtimes
  • Преступление
  • Регионы
  • Спорт
  • Экономика и бизнес
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.

No Result
View All Result
  • Главная
  • Общество
  • Культура
  • Спорт
  • U magazine
  • Вторая Республика
  • В мире

© 2025 JNews - Premium WordPress news & magazine theme by Jegtheme.